Interested Article - Яма (индуизм)
- 2020-06-19
- 1
Я́ма или Йа́ма ( санскр. यम — «близнец» ) — бог смерти и справедливости в индуизме . Отказался от своего бессмертия и совершивший первое жертвоприношение (самопожертвование), которое стало основой возникновения мира и человечества ; «Владыка преисподней», «Миродержец юга», «Царь смерти и справедливости».
По древнейшему натуралистическому представлению, это — бог Солнца , являющееся близнецом Луны . Яма называется братом Ями (или Йами). В Ведах сохранился диалог Ямы с его сестрой Ями, где та предлагает ему инцест , но он отказывается, мотивируя это близким родством; этот принцип впоследствии отражён в индийских правовых кодексах.
Солнечное значение Ямы выступает в некоторых гимнах Ригведы . Он представляется сыном Вивасвата (или Вивасванта), то есть рассветающего (дня), и Саранью , то есть убегающей (ночи), дочери Тваштара . Дневное видимое круговращение солнца служило древним индусам символом человеческой жизни. Как заходящее солнце, Яма являлся в их глазах царём подземного мира и пребывающих в нём умерших предков людей ( питары ).
По древнейшим понятиям индусов, в царстве Ямы умершие предки продолжают вести ту же жизнь, какую вели на земле, вкушая пищу и пользуясь чувственными наслаждениями. На дальнейшей ступени развития религиозной мысли Яма является уже мрачным, карающим богом смерти, который ходит по земле и намечает свои жертвы. Его сопровождают две страшные собаки , называемые его послами и уносящие обреченных на смерть людей.
По верованиям индусов, мимо врат царства Ямы протекает река Вайтарини, которая преграждает душам умерших путь в его подземное царство; воды реки зловонны и загрязнены человеческими костями, волосами и кровью .
Развиваясь в антропофизическом направлении, представление Ямы, как солнечного бога , перешло в представление о нём, как о первом умершем человеке, открывшем последующим поколениям людей путь в загробный мир. Особенно ярко это представление выражается в 14-м гимне Х мандалы Ригведы. Однако низведение Ямы на степень человека не заглушило и в позднейшей мифологии индусов божественности Ямы: он считается одним из 4-х или 8-и мирохранителей , наряду с великими богами Агни , Индрой и Варуной .
Сопровождается Читрагуптой .
Эпитеты
- Антака — «Губитель»
- Дхармараджа — «Царь Справедливости»
- Самодержец
- Адский Князь
- Дхарма — «Держава», «Долг», «Закон»; персонифицированная ипостась Ямы-Дхармы .
Отношения с другими божествами
Жена и дети
Имена жён Ямы различаются от текста к тексту. В большинстве текстов, таких как « Махабхарата », « Вишну-пурана » и « Вишну-дхармоттара », говорится, что Яма женился на Дхуморне, также известной как Урмила. В других текстах, таких как Гаруда-пурана , его жена именуется Шьямалой. В некоторых текстах Яма изображается с тремя женами: Хема-малой, Сушилой и Виджаей. Наиболее подробный отчет о женитьбе Ямы можно найти в Бхавишья-пуране, где его женой является Виджая (иногда называемая Шьямалой), дочь женщины-брамина по имени Урмила.
Согласно Брахма-пуране , его старшую дочь зовут Сунита, и она мать царя Вены . В некоторых текстах упоминается дочь Ямы Собхавати, вышедшая замуж за Читрагупту . В Махабхарате Юдхиштхира , старший из пандавов , был сыном Дхармы, то есть Ямы.
Отождествление с Дхармадевой
Яму обычно отождествляют с Дхармадевой , богом, олицетворяющим Дхарму . Однако в описаниях этих двух божеств есть несколько различий. Яма описывается как сын бога солнца Сурьи и его жены Саранью (или Саварны ), а Дхарма родился из груди бога-создателя Брахмы. У Ямы упоминается только одна жена, а Дхарма женился на 10 или 13 дочерях бога Дакши .
В популярной культуре
В дополнение к его изображению в фильмах и телевизионных адаптациях священных писаний, в том числе телесериалах, Яма также был изображен в кампаниях по безопасности дорожного движения в Индии, особенно для предупреждения об опасности езды на мотоциклах без шлемов. Дхармараджа был изображен как персонаж в «Звездной королеве» и «Короне желаний» Рошани Чокши.
См. также
Примечания
- Дандекар Р. Н. От вед к индуизму: Эволюционирующая мифология. — М.: Вост. лит., 2002. С. 85 — 103.
- Миллер В. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Прем Чанд. Жертвенная корова. — М.: Гос. изд-во худ. лит., 1956. — С. 350.
- : [ англ. ] . — Bhārata Press, 1886.
- . HinduScriptures.com (13 декабря 2017). — «Vedic lifestyle, Scriptures, Vedas, Upanishads, Itihaas, Smrutis, Sanskrit». Дата обращения: 9 января 2021. 29 июня 2022 года.
- Mani, Vettam (1975). Purāṇic encyclopaedia with special reference to the Epic and Purāṇic Literature.
- . Firstpost (11 июля 2018). Дата обращения: 16 октября 2019. 16 октября 2019 года.
Литература
- Rao T.A. Elements of Hindu Iconography — Gopnatha, 1914. Vol II, p. 526.
- Wilkins W. J. Hindu Mythology, Vedic and Puranic — Calcutta: Rupa, 1973.
- Dowson J. A Classical Dictionary of Hindu Mythology and Religion, Geography, History, and Literature — Ludhiana: Lyall Book Depot, 1974.
- Hillebrandt A. Vedic Mythology — Delhi: Motilal Banarsidass , 1990.
- Kusum P. Merh. Yama, the Glorious Lord of the Other World — New Delhi: D. K. Printworld, 1996.
- Yama // Constance A. J. Encyclopedia of Hinduism — USA, 2007. pp. 508—509.
- Томас П. Индия. Эпос, легенды, мифы. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000. С. 93 — 94.
- Дандекар Р. Н. От вед к индуизму: Эволюционирующая мифология. — М.: Вост. лит., 2002. С. 85 — 103.
Ссылки
- 2020-06-19
- 1