Interested Article - Мечеть Сейит Джемал ад-Дина

Мечеть Сейит Джемал ад-Дина (также: Дом красоты; туркм. Seýit Jemaleddiniň metjidi ) — развалины грандиозной мечети в Туркменистане , в предгорьях Копетдага , на территории средневекового городища Анау , к востоку от современного города Аннау , административного центра Ахалского велаята , в 12 километрах к востоку от Ашхабада . Памятник средневекового зодчества Средней Азии .

История

Построена в 1446—1457 годах (согласно надписи на фасаде в 1455—1456 году) в честь шейха Джелал-ад-дунья-ва-д-дина. Мозаичная декорация портала мечети не имеет аналогий в мусульманской архитектуре Средней Азии. На арке портала были изображены два обращённых головами друг к другу дракона- аждарха . Памятник посещают туристы, увлекающиеся историей и культурой, а могила святого возле мечети Анау является местом паломничества . Разрушена Ашхабадским землетрясением в 1948 году .

Закаспийская область . Развалины персидской крепости в Анау. С фотографии, гравёр М. Рашевский. «Нива», №10, 1888

Исследования

Начало изучению мечети Анау положил востоковед Валентин Жуковский в 1896 году. Он выполнил первые обмеры. Мечеть уже в конце XIX века находилась в крайне плохой сохранности, в стенах зияли трещины. Мечеть исследовалась в 1904 году. В 1905 году Александр Семёнов опубликовал краткое описание мечети и призыв к её фиксации и изучению . Свою статью о мечети Анау Семёнов в 1908 году опубликовал в сборнике «Протоколы заседаний и сообщения членов Кружка любителей археологии» (ПТКЛА) . Это стало возможно после окончания гражданской войны и создания Туркменской ССР . В годы гражданской войны мечеть Анау, оставаясь долгое время без непосредственной охраны, неоднократно подвергалась разрушениям . Памятник исследовали 16 июля 1926 года художник Андрей Карелин и инженер Владимир Родионович Трипольский ( 1884 —1942), члены Туркменского научно-исследовательского института , а чертежи исполнил инженер С. С. Скляревский . Мечеть исследовалась в 1937 году. В разное время осуществлялись меры консервации (В. Р. Трипольский, Николай Михайлович Бачинский). Глубокое и всестороннее изучение ансамбля провела Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция (ЮТАКЭ) в 1947 году под руководством Михаила Массона . В результате этого появился ряд публикаций и обстоятельная монография Галины Пугаченковой .

Описание

Культовый ансамбль сохраняет большое значение в истории культуры и архитектуры Туркменистана. Ансамбль составляли четыре сооружения: мечеть, которая представляет собой большой купольный зал, надгробие перед ней и два больших корпуса с высокими купольными залами . Комплекс связан в сложную объёмно-пространственную композицию. Сооружение отличалось разнообразием сводчатых конструкций и красочностью облицовки ( мозаика и глазурованная плитка ) .

Мечеть построена визирем тимуридского правителя Хорасана по имени Мухаммед Худайдот. Крупная надпись наверху пештака мечети называла имя правителя Хорасана (1446—1457 гг.) султана и гласила: «Случилась эта постройка во время царствования султана великого, владыки своих народов, убежища стран и века Абу-л-КасимБабера Бахадурхана, да увековечит Всевышний его власть и его царство». В других надписях приводились сведения о том, что «Дом красоты» построил на свои средства Мухаммед в 1455—1456 годах в память своего отца Джелал-ад-дунья-ва-д-дина. Галина Пугаченкова убедительно отождествляет имя Мухаммеда, названного в тексте на мечети, с визирем султана Мухаммедом Худайдотом, погребенный отец которого Джемаледдин был уроженцем Анау .

Галина Пугаченкова пишет, что целью сооружения было привлечение туркмен к местному крупному культовому комплексу. Сооружение достроено не было, так как после смерти султана Бабура в 1457 году наступил период междоусобиц и разрухи .

Мечеть построена из обожжённого кирпича . Выходила на просторный парадный двор широкой стрельчатой аркой в высоком портале, ориентированном на север. Квадратный зал пролётом 10,5 метров был перекрыт эллиптическим куполом, покоящимся на подпружных арках и конструктивно несовершенных парусах со сталактитовой декорацией. В толще южной стены зала находился украшенный изразцами михраб . По сторонам от него в южной стене были узкие ниши с выходами наружу. В восточной и западной стене было по две широкие и глубокие ниши с выходами на айван , охватывавший с трех сторон мечеть на уровне цокольного этажа с худжрами . Два других строения обходили парадный двор с востока и запада перед порталом мечети. Их залы были перекрыты куполами диаметром около 7 метров и на двух этажах были окружены небольшими помещениями. Возможно, что парадный двор был замкнутым и имел входной портал с севера .

Ансамбль уже в конце XIX века находился в крайне плохой сохранности, относительно хорошо сохранялся великолепный по пропорциям, очертаниям и декоративному убранству портал мечети. В графической реконструкции северного фасада мечети Галина Пугаченкова показывает два высоких двухъярусных минарета , как бы продолжающих боковые устои портала .

Развалины мечети Сейит Джемал ад-Дина

Наибольшую ценность и художественное своеобразие имела превосходная полихромная керамическая декорация портала: орнаментальная кирпичная выкладка с майоликовыми вставками, геометрический орнамент и мозаичный пространный арабский текст. Над аркой были великолепные изображения двух обращенных головами друг к другу драконов- аджарха . Их желтые тела извивались на тёмно-синем мозаичном фоне с мелким растительным орнаментом (цветами яблони), который начинался от оскаленной пасти фантастических существ. Изображение драконов на фасаде не имеет аналогий в декорации архитектурных памятников Средней Азии . Исчерпывающего объяснения происхождению этого сюжета в декоре мечети Анау до сих пор не найдено, несмотря на то, что изображения драконов уходят в глубокую историю среднеазиатского искусства. Галина Пугаченкова даёт следующую расшифровку: «По содержанию это, повидимому, тотем населявшего еще в XV в. округу Анау (главным городом области была Ниса ) основного туркменского племени, к которому, возможно, принадлежал и шейх Джемаледдин» , могила которого находилась в Анау. Не имеет аналогий в декорации архитектурных памятников Средней Азии и орнамент мозаичной каймы, обрамляющей портальную арку и арабскую надпись над ней. Рисунок этого орнамента характерен для расписной керамики туркменского энеолита и продолжает использоваться в туркменских коврах . Фрагменты декора хранятся в Музее изобразительных искусств Туркмении . Реставраторам удалось восстановить устои портала, кирпичную кладку на площади и могилу. Работы по реставрации и консервации мозаичной панели с изображением драконов и эпиграфики портала мечети Анау были проведены сотрудниками Музея изобразительных искусств и Академии художеств на грант программы (AFCP) на 2013 год (38 780 долларов США) .

По местной легенде, объясняющей появление такой необыкновенной постройки, в пору правления справедливой и мудрой Джемаль к горожанам обратился за помощью дракон-аждарха. По приказу царицы дракон привёл мастеров с топорами и пилами в горы, где они спасли от мучений другого дракона, в глотке которого застрял козёл. В благодарность драконы одарили мастеров и город сокровищами. Царица Джамаль приказала построить мечеть. По легенде драконы были покровителями Анау, а их изображения охраняли мечеть .

См. также

Примечания

  1. В. А. Левина, Д. М. Овезов, Г. А. Пугаченкова. . — М. : Гос. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре, 1953. — С. 17. — 82 с. — (Труды Южно-Туркменской археологической комплексной экспедиции/ Акад. наук Туркм. ССР. Под ред. проф. М. Е. Массона; Т. 3). 8 июня 2019 года.
  2. Гельдыева, Говхер. . «Золотой век» . Государственное информационное агентство Туркменистана (2017). Дата обращения: 31 мая 2019. 4 июля 2017 года.
  3. Мамедов, Мухаммед. Сейит-Джамал ад-Дин : культовый комплекс в Анау, Туркменистан. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2010. — 78 с. — ISBN 978-5-86007-636-5 .
  4. Массон В. М. Анау // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова . — М. : Советская энциклопедия , 1961. — Т. 1 : Аалтонен — Аяны. — 1024 стб.
  5. Анау / Массон В. М. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  6. // Памятники архитектуры Туркменистана : Посвящается 50-летию образования ТССР и создания КП Туркмении / Науч. ред. д-р арх., проф. В. Пилявский ; О-во охраны памятников истории и культуры ТССР. — Л. : Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1974. — С. 252. — 342 с.
  7. Байрамова, Дженнет Мухамедмурадовна. / [Место защиты: Моск. архитектур. ин-т]. — М. , 2017. — Т. 1. — С. 76. — 154 с. 20 июля 2020 года.
  8. Балтаев, Агамурад. . «Золотой век» . Государственное информационное агентство Туркменистана (2017). Дата обращения: 31 мая 2019. 13 августа 2017 года.
  9. / Болелов С. Б. // А — Анкетирование [Электронный ресурс]. — 2005. — С. 675. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X .
  10. Соегов Мурадгелди. // Неофилология. — 2016. — № 4 (8) . 31 мая 2019 года.
  11. Семёнов А. А. Варвар в Доме красоты // Русское слово : журнал. — СПб. , 1905. — № 167 .
  12. Семёнов А. А. Мечеть в Анау (близ Асхабада) // Ташкент «Протоколы ТКЛА», год XII. — 1908.
  13. Художественное наследие : хранение, исследование, реставрация / М-во культуры Рос. Федерации, ВНИИ реставрации (ВНИИР). — М. , 1994. — Т. 15: № 15. — 223 с.
  14. Карелин А. А. Состояние мозаик и др. украшений мечети. Заключение // Обследование состояния сохранности мечети Анау 16-го июля 1926 года членами Научно-исследовательского института / Туркменский научно-исследовательский институт. — Полторацк (Асхабад), 1926.
  15. С. С. Скляровский. Мечеть в Анау // Туркменоведение. — 1929. — № 2 и 3 . — С. 41 .
  16. Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции / Под ред. проф. М. Е. Массона ; Туркм. фил. АН СССР. — Ашхабад, 1956. — Т. 7: Памятники культуры каменного и бронзового века Южного Туркменистана : Сборник работ. — 461 с.
  17. Пугаченкова, Галина Анатольевна . / Юж.-Туркменистанская археол. комплексная экспедиция Акад. наук Туркм. ССР. Отд. охраны памятников М-ва культуры Туркм. ССР. — Ашхабад, 1959. — 58 с.
  18. Г. А. Пугаченкова . Драконы мечети Анау // Советская этнография. — 1956. — № 2 . — С. 125-129 .
  19. Ягмурова Л. М., Джумаева Г. Н., Розыева Г. Г. // Исторические исследования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 53-59 . 25 января 2021 года.
  20. Гочяева, Тязегуль. . Гундогар (16 августа 2016). Дата обращения: 31 мая 2019.

Литература

Источник —

Same as Мечеть Сейит Джемал ад-Дина