Иранские гунны
- 1 year ago
- 0
- 0
Либерта́лия ( англ. Libertatia ) — предположительно вымышленное утопическое государство пиратов , описанное в четвёртом расширенном издании книги « Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами » ( англ. A General History of the Pirates ), принадлежащей перу некоего «капитана» Чарльза Джонсона ( англ. Charles Johnson ) и впервые вышедшей в Лондоне в 1724 году . Согласно преданию, Либерталия, название которой традиционно производят от liberi , т. е. «свободный», являлась реальным государством, существовавшим в северной части Мадагаскара на протяжении двух-трёх десятилетий, однако большинство историков новейшего времени ставят под сомнение достоверность этого факта .
По мнению некоторых исследователей, имя Чарльз Джонсон является одним из псевдонимов Даниэля Дефо , много путешествовавшего, но никогда не бывавшего ни в Индийском океане, ни в Карибском море, и использовавшего в своих книгах о пиратах не столько достоверные источники, сколько устные рассказы легендарного характера. Целью мистификации известного писателя могло быть намерение не только раскритиковать современное ему общество, в котором не находили себе места талантливые вольнодумцы, но и одновременно высмеять коммунистические идеи его преобразования . Хотя теория эта, впервые выдвинутая в 1932 году американским учёным Робертом Муром, разделяется далеко не всеми литературоведами, сочинение Джонсона по-прежнему является единственным, по сути, источником сведений о Либерталии .
В книге Чарльза Джонсона утверждается, что в 1694 году около сотни пиратов, во главе с капитаном, провансальским дворянином Оливье Миссоном и доминиканским священником Каррачиолли, высадились в бухте Диего-Суарес на северо-восточном побережье острова Мадагаскар и основали там пиратскую коммуну .
Детали биографии самого Миссона весьма туманны, во всяком случае, распространённая легенда о том, что он был потомком катаров , не нашла себе документальных подтверждений. Предполагается, что он являлся дальним отпрыском знатной семьи Форбен, или просто обязан был ей своей карьерой . Известно лишь, что он получил неплохое образование и поступил на флот шестнадцати лет от роду . Около 1690 года, будучи уже лейтенантом , он познакомился в Риме с доминиканцем Каррачиолли, попав под влияние его свободолюбивых взглядов . Согласно другим данным, знакомство с итальянским монахом произошло в Генуе несколько позже, в 1692 году, когда Миссон служил помощником лоцмана на французском корвете «Виктуар» .
Вскоре Миссон принял участие в морском бою с английским приватиром «Винчестер» близ острова Мартиника . После того как сражение окончилось гибелью всех офицеров и половины экипажа «Виктуара», Миссон обратился к оставшимся с предложением стать пиратами и, после их согласия, отправился в Индийский океан , подняв на корабле флаг с надписью «За Бога и Свободу» . В пути команда Миссона ограбила несколько кораблей, поделив захваченные ценности поровну, а также захватила корабль голландских работорговцев «Нивстат», освободив и доставив на родину всех чёрных рабов ; причём часть последних пожелала остаться с пиратами . Добравшись до Коморских островов , команда пополнила свои запасы на острове Анжуан , причём Миссон якобы женился на сестре владевшей им жены султана Маската , а Каррачиолли, презрев монашеские обеты, вступил в брак с её дочерью . Покинув архипелаг, пираты выдержали в Мозамбикском проливе тяжёлый бой с крупным португальским судном, стоивший ноги Каррачиолли .
Достигнув мадагаскарских берегов, сторонники Миссона и Каррачиолли основали там постоянное поселение, выдвинув лозунги равноправия, справедливого устройства общества и равенства рас и конфессий . Первоначальное население колонии составили сто с небольшим пиратов с «Виктуара», многие из которых захватили с собой жён с Анжуана, а также освобождённые с португальского корабля чёрные невольники . Захватив несколько новых судов, колонисты отправили их в разные стороны океана с призывом к другим пиратам присоединиться к ним. Согласно легенде, призыву их последовал известный карибский пират Томас Тью , а позже к ним присоединилось несколько человек из экипажа известного капитана Кидда , о чём упоминается в судебном отчёте по делу последнего . Частная собственность и деньги Миссоном были отменены, а созданный государственный фонд распределял необходимые средства для освоения окружающей территории, строительства жилья и кораблей, обеспечения нетрудоспособных, а также закупки продовольствия и боеприпасов. Азартные игры , пьянство и драки были запрещены, охраной правопорядка занимался выборный Совет Старейшин.
В поселении возникли мастерские и морская верфь , на которой построены были, как минимум, два корабля, «Анфанс» («Вперёд») и «Либерте» («Свобода»), а в его окрестностях появились сады, огороды и распаханные поля, на которых выращивались фрукты, овощи и злаки . В специально выстроенном здании городской ратуши собиралась ассамблея, представители которой выбирались о каждых десяти граждан, а для издания выработанных ею справедливых законов использовался найденный на одном из захваченных судов печатный станок .
Сам Миссон назначен был Хранителем республики с титулом «высшая светлость», Каррачиолли — государственным секретарём, а Томас Тью — адмиралом флота . Нападение португальской эскадры на колонию было успешно отражено с помощью пиратов из другой колонии, располагавшейся в бухте Святого Августина . Однако когда Миссон на время покинул Либерталию, отправившись в очередной морской вояж, на поселение напали местные воинственные племена, разграбив его и перебив жителей. Жена Миссона и Каррачиолли погибли; выжить сумели лишь несколько пиратов, сумевших уйти в море на единственном оставшимся в городе боте . Возвратившийся вскоре Миссон решил отправиться в Америку и основать там новую колонию, но у мыса Доброй Надежды потерпел кораблекрушение и погиб . Выживший Тью якобы сохранил его рукопись с описанием устройства Либерталии, которая спустя годы оказалась в руках «капитана Джонсона» .
В пользу мнения о том, что история о Либерталии вымышлена, говорят факты из жизни пирата Томаса Тью, которые доказывают, что он не мог быть связан с Либерталией. Экспедиции Тью в Индийский океан хорошо прослеживаются документально, в частности, установлено, что в октябре-декабре 1693 года он на шлюпе «Амити» посетил остров Сент-Мари у северо-восточных берегов Мадагаскара , пополнив там свои запасы и экипаж, о чём упомянул в своём дневнике проживавший там пират . Возвращение Тью из Индийского океана в Америку зафиксировано в апреле 1694 года таможней, губернатором Род-Айленда и некоторыми другими источниками. В 1694—1695 годах капитан он совершил вторую экспедицию в Индийский океан, где объединился с Генри Эвери и другими пиратами и летом 1695 года погиб во время сражения с кораблём моголов «Фатех Мухаммед», о чём сделал в своём дневнике запись вышеуказанный Балдридж .
Таким образом, капитан Тью не мог быть «адмиралом Либерталии», поскольку в апреле 1694 года он пришел уже в Ньюпорт , тогда как Чарльз Джонсон утверждает, что в это время он был уже на Мадагаскаре .
Тем не менее, в основе легенды о Либерталии лежат реальные факты существования на мадагаскарском побережье временных пиратских баз, наличия в пиратских сообществах демократических традиций , а также попыток отдельных предводителей морских разбойников выработать некий пиратский кодекс, предусматривавший справедливое распределение добычи между членами команды, обеспечение раненых и увечных, и т. п.
Либерталия оставила свой след в истории, имеются сведения о том, что в своё время Швеция дважды вела в ней переговоры и даже пыталась сделать её своей колонией. При Петре I по инициативе шведского перебежчика вице-адмирала Даниэля Вильстера Россия снарядила туда экспедицию, закончившуюся неудачей, подготовка же второй экспедиции была прервана из-за смерти Петра .
Вместе с тем, не вызывает сомнений, что в начале XVIII века мадагаскарские базы пиратов пришли в упадок. Так, в дневнике знаменитого капитана Вудса Роджерса сообщается о встрече его в 1711 году у мыса Доброй Надежды с пиратским кораблём, экипаж которого сообщил, что поселения на Мадагаскаре насчитывают по 60-70 человек, «большинство из которых обеднело» . Последний известный мадагаскарский пират, француз Ла Бюз, был схвачен и повешен на острове Реюньон в 1730 году .