Interested Article - Зу Нувас

Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук) (Йосеф Асар Ясар , אכסונדון в Талмуде [ источник не указан 2873 дня ] , Ду-Нувас Цура Юсуф ибн-Тубан Асад Абу-Кариб; погиб в 525 г.) — йеменский царь, последний правитель независимого Химьяритского царства . По некоторым преданиям, он принял иудаизм под именем Юсуфа (Иосиф) после воцарения на троне ( 515 г.), придя к власти, сместив узурпатора . Зу Нувас поддерживал отношения с еврейскими законоучителями Тиверии , бывшей в то время главным еврейским центром в Израиле . По арабским источникам, его подданные тоже приняли иудаизм.

Начало преследований христиан

Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию ромейских купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией. Убытки для этих двух союзных стран были колоссальные, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь Калеб/Элесбоа прислал сначала «ноту протеста», а когда она не сработала, захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице Тафар/ Зафар и, возможно, в крупном торговом городе Наджран . Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого, видимо, уже сделали многие из его окружения.

Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой 522 года , когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Зафару . Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой « Адонаем , небесным сводом и Торой » не причинять им вреда, если они сдадут столицу. Письмо передали два иудейских священника из Тивериады и два христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. 300 воинов эфиопского гарнизона вышли за стены, сдались и были перебиты той же ночью. Затем в Тафаре сожгли церковь с оставшимися 280 эфиопами и началась резня христианского населения.

Затем настала очередь города Наджрана . Город населяли множество христиан, вся его элита была христианской и торговала с Византией и Эфиопией. Зу Нувас отправил сначала послание жителям, упрекая их в мятеже против законного властителя, и этнарх города и всей области Харит (св. Арефа Эфиопский ) вывел было всех боеспособных христиан ему навстречу (с целью покаяния и сдачи), но услышав о жестоких расправах в Зафаре/Тафаре найранцы вернулись за стены. Посланные в Наджран войска не смогли взять город, пришлось Зу Нувасу со всеми военачальниками и основной армией его осадить. Появился он неожиданно, захватив жителей предместий врасплох, свободных перебил, рабов раздарил сторонникам, предместья выжег.

Но и многодневная осада с применением осадных орудий результата не дала, и тогда Зу Нувас предложил горожанам заплатить ему выкуп «по элкаде с души», что и было исполнено: к нему вышли 150 виднейших граждан, доставив 130 талантов золота. С ними Зу Нувас обошёлся милостиво, но это уже не имело значения: вскорости по требованию народных масс ворота были открыты и город сдался. После чего Зу Нувас подверг поголовному истреблению богатые христианские кланы, правившие городом (по одной из версий, около 770 человек; в соответствии с житийной литературой, Православная Церковь 24 октября ( 6 ноября ) чтит память мученика Арефы и с ним 4299-ти мучеников ). Казнью руководил его полководец Зу Язан. Преследования христиан прокатились по другим городам Химьяра: Хадрамауту, Марибу , Хаджарену. Некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию. Всё это было затем описано в «Книге Химьяритов», которая содержала повествование истории Химьяра с точки зрения христиан .

Падение и гибель

Согласно христианской агиографии , Зу Нувас отправил послание в Хиру , находившуюся под иранским протекторатом, с просьбой к царю аль-Мунзиру уничтожить всех христиан на его территории, обещая дать ему «вес трёх тысяч денариев». В это самое время с противоположным предложением союза в Хиру прибыли посольство Юстина I во главе с пресвитером Авраамом бар Еупорос (этнарх арабов-христиан из ирано-византийского пограничья Аггей), а в поддержку химьяритам явился несторианский епископ Сила из Персии.

Первоначально аль-Мунзир прочёл послание Зу Нуваса перед войском и призвал служивших в нём христиан отречься, но получил отпор от представителей сильных кланов, многие из которых придерживались христианства поколениями. Действовать круто он не решился, и, в конце концов, пресвитер даже сумел склонить аль-Мунзира к союзу с Византией. Византия прислала в помощь царю Калеб/Элесбоа свой флот, возглавляемый Юстинианом I , и тот высадился в Химьяре во главе эфиопского войска, приплыв на 70 кораблях (впрочем, часть из них потерпели крушение в пути). Высадка происходила в двух местах, причём когда основные силы пересаживались в лодки, конные химьяриты во главе с Зу Нувасом попытались высадке помешать, но потерпели поражение, Зу Нувас погиб.

Примечания

  1. // Православная энциклопедия . — М. , 2012. — Т. XXVIII : « Исторический музей Йэкуно Амлак ». — С. 738-739. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-025-7 .
  2. . jerudaica.org. Дата обращения: 15 августа 2019. Архивировано из 9 апреля 2016 года.
  3. . omsk-eparhiya.ru. Дата обращения: 15 августа 2019. 11 сентября 2019 года.
  4. . drevlit.ru. Дата обращения: 15 августа 2019. 15 августа 2019 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Зу Нувас