Interested Article - Чернецов, Севир Борисович

Севир Бори́сович Чернецо́в ( 16 декабря 1943 , Кострома , Ярославская область 3 февраля 2005 , Санкт-Петербург ) — советский и российский историк- эфиопист , исследователь христианской Эфиопии. Доктор исторических наук (1984). Один из авторов « Православной энциклопедии » и « (англ.) ».

Биография

Окончил ахмарское отделение кафедры африканистики восточного факультета ЛГУ имени А. А. Жданова .

В 1974 году в Институте этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР под научным руководством члена-корреспондента АН СССР доктора исторических наук, профессор Д. А. Ольдерогге защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Эфиопские магические свитки (опыт филолого-этнографического исследования» (специальность 07.00.07 — этнография ) . Одним из его официальных оппонентов был Ю. В. Кнорозов .

В 1984 году в ЛГУ имени А. А. Жданова получил учёную степень доктора исторических наук (специальность 07.00.03 — всеобщая история ) предоставив на защиту свою монографию «Эфиопские хроники XVI–XVII веков».

Автор множества публикаций по истории Эфиопии , переводчик исторических источников с амхарского и геэза , член редакционной коллегии журнала « ».

Был женат на литературоведе М. В. Рождественской , дочери поэта Всеволода Рождественского . Сын Никита (род. 1972) — орнитолог, член-корреспондент РАН.

Научные труды

Монографии

  • Эфиопская феодальная монархия в XIII—XVI вв. — М.: «Наука» , 1982. — 309 с.
  • Эфиопские хроники XVI—XVII веков. — М.: «Наука» , 1984.
  • Эфиопские хроники XVII—XVIII веков. М.: «Наука» , 1989.
  • Эфиопская феодальная монархия в XVII в. — М.: «Наука» , 1990. — 323, [2] с. ISBN 5-02-016738-X
  • Эфиопские хроники XVIII века. — М.: «Наука» , 1991.

Статьи

на русском языке
  • К вопросу об изучении народных верований в Эфиопии. // Тезисы докладов научной сессии ЛО ИЭ АН СССР, 1969.
  • Экстатический культ Зар в Эфиопии. // Краткое содержание докладов ИЭ АН СССР, 1971.
  • Понятие магии и религии и отношения между собой в связи с понятием сверхъестественного. // Краткое содержание докладов ИЭ АН СССР, 1972.
  • Глагольные аналитические конструкции в современном амхарском языке. // Africana. Африканский этнографический сборник IX. ТИЭ, т. C, Л., 1972.
  • Эфиопская магическая литература // Советская этнография . — 1972. — № 6.
  • «Хроника галла» и реформы царя За-Денгеля. // Основные проблемы африканистики, 1973.
  • Имена в эфиопских магических свитках. // Народы Азии и Африки . — 1973. — № 6.
  • Магическая литература и её роль в развитии религиозных представлений и письменности. // Краткое содержание докладов ИЭ АН СССР, 1974.
  • Эфиопская литература в XVII веке. // Africana. Африканский этнографический сборник X. ТИЭ, т. CIII, Л., 1975.
  • Эфиопская картина собрания МАЭ и легенда о св. Сисиннии и Верзилье. // Сборник МАЭ, т. 31, 1975.
  • Описание эфиопских рукописных амулетов из собрания МАЭ. // Сборник МАЭ, т. 31, 1975.
  • Некоторые наблюдения над особенностями общественно-политической лексики в современном амхарском языке. // Тезисы докладов на III Всесоюзной конференции семитологов, 1977.
  • Кто такие амхара? // Этническая история Африки. М., 1977.
  • Церковь и государство в этнической истории Эфиопии XIII—XIV веков. // Этническая история Африки. М., 1977.
  • «История галла» как этноисторический источник. // Africana. Африканский этнографический сборник XI. ТИЭ, т. CV, Л., 1978.
  • Эфиопский заупокойный сборник «Свиток Оправдания». // Палестинский сборник, № 26, 1978.
  • Эфиопские хронографы. // История Африки. Хрестоматия. М., 1979.
  • Средневековая Эфиопия и Древний Египет. // Страны и народы Востока, т. XXI, 1980.
  • Эфиопская аналогия к «Верзилову колу». // Краткое содержание докладов ИЭ АН СССР, 1980.
  • Некоторые наблюдения над особенностями новой лексики и революционной фразеологии в современном амхарском языке. // Africana. Африканский этнографический сборник XII. ТИЭ, т. CIX, Л., 1980.
  • Церковь и государство в Эфиопии в XV в. // Народы Азии и Африки , № 5, 1980.
  • Некоторые предположения относительно причин происхождения эфиопской версии «Славы царей». // Эфиопские исследования. М., 1981.
  • Из фольклора эфиопских книжников. // Палестинский сборник, вып. 27, 1981.
  • Миф, живопись и историография в средневековой Эфиопии. // Сборник МАЭ, т. 37, 1981.
  • Памфлет «Государь Менелик и Эфиопия» нэгадоаса Гебре Хей-вота Байкеданя — одного из эфиопских просветителей. // Africana. Африканский этнографический сборник XIII, т. CXI, Л., 1982.
  • К происхождению эфиопского династического трактата «Слава царей». // Africana. Африканский этнографический сборник XIII, т. CXI, Л., 1982.
  • Крестьянские ассоциации в Эфиопии как орган революционного самоуправления. // Традиция и современность, 1983.
  • Эфиопия: этнополитическая ситуация. // , № 13, 1983.
  • Исторические предпосылки эфиопского просветительства как идейного движения в общественно-политической жизни Эфиопии на рубеже XIX и XX веков. // Africana. Африканский этнографический сборник XIII, т. CXI, Л., 1984.
  • Следы архаических норм права в «Житии царя Лалибалы» (Эфиопия). // Africana. Африканский этнографический сборник XIII, т. CXI, Л., 1984.
  • Эфиопская рукописная книга. // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1987.
  • Эфиопская литература. // История всемирной литературы, т. IV, М., 1987.
  • Этнографическая наука в Эфиопии. // Этнографическая наука в странах Африки. М., 1988.
  • Эфиопская литература. // История всемирной литературы, т. V, М., 1988.
  • Эфиопская литература. // История всемирной литературы, т. VI, М., 1989.
  • Эфиопская литература. // История всемирной литературы, т. VII, М., 1991.
  • Нарушительница норм женского поведения в Эфиопии XVII в. — героиня «Жития матери нашей Валата Петрос». // Этнические стереотипы мужского и женского поведения, СПб., 1991.
  • Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии после Б. А. Тураева. // Кунсткамера, вып. 10, 1996.
  • Эфиопская традиционная живопись (по материалам коллекций Кунсткамеры). // Кунсткамера, вып. 11, 1997.
  • Путешествие Александра Великого из Иерусалима в рай и обратно. // Живая старина , 3, 1997.
  • Фотография, не упомянутая в посольском донесении сто лет тому назад. // Живая старина, 4(20), 1998.
  • Развитие культуры печатей в Эфиопии (XVII—XX вв.) и VI нумизматическая конференция, 1998.
  • «Книга повествования о вейзаро Бафане Вольде Микаэль» — первой жене Менелика II. // , т. 1(7), 1999.
  • Женщина и власть на страницах эфиопской средневековой христианской литературы. // «Астарта», вып. 2, 1999.
  • Чудеса в эфиопских житиях святых. // Мифология и повседневность, вып. 2, 1999.
  • Роль монастырей в Эфиопии. // Монастырская культура, 1999.
  • Собор Эфиопской Церкви 1721 г. // История Древней Церкви в научных традициях XX в., 2000.
  • Riches and Honor of Ethiopian kings. // , т. 2(8), 2000.
  • Редкая фотография Гебре Селласе (1844—1912), секретаря и историографа эфиопского императора Менелика II. // , т. 2(8), 2000
  • Эфиопский дневник русского врача, 1898—1899. // Вестник Восточного Института. Acta Institutionis Orientalis № 2 (10) т. 5, 2001.
  • Национальный вопрос в современной Эфиопии: кто его поставил?. // Манифестация № 2, 2001.
  • Из истории отечественной эфиопистики (краткие биографии). // Манифестация № 2, 2001.
  • Ещё раз о воздушном путешествии Александра Великого из Иерусалима в рай и обратно. // Палестинский сборник, № 100, 2003.
  • Литературные источники гнева императрицы Таиту, обрушившегося на Афеворка Гебре Иясуса в 1894 г., и его последствия. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. М., 2003.
  • Дмитрий Алексеевич Ольдерогге как «молодой африканист». // Дмитрий Алексеевич Ольдерогге в письмах и воспоминаниях. СПб., 2003.
  • Ответ на вопросы по теме «Современные тенденции в антропологических исследованиях». // № 1, СПб., 2004.
  • Некролог «Памяти Николая Михайловича Гиренко». // № 1, СПб., 2004.
на других языках
  • The «History of the Gallas» and death of Za-Dengel, King of Ethiopia (1603—1604). IV Congresso Internazionale di Studi Etiopi-ci, t. I, 1974.
  • Historische Wurzeln der aethiopischen Revolution. // Ethnographisch-Archaeologi-sche Zeitschrift, 26 Jrg, Heft 1, 1983.
  • Who wrote «The History of King Sarsa Dengel» — was it the Monk Bahrey?. Proceedings of the VIII Interna-tional Confe-rence of Ethiopian Studies, vol. 1, 1988.
  • Medieval Ethiopian historiographers and their methods. Proceedings of the IX International Conference of Ethiopian Studies, vol. 5, 1988.
  • On the origin of the Amhara. // St. Petersburg Journal of African Studies, No. 1, 1993.
  • Ethiopian Magic Literature. // St. Petersburg Journal of African Studies, No. 3, 1994.
  • A curious French postcard. // St. Petersburg Journal of Afri-can Studies, No. 3, 1994.
  • The crisis of Ethiopian royal historiography and its consequences in the 18th century . Proceedings of the XI Interna-tional Confe-rence of Ethiopian Studies, vol. 1, 1994.
  • On the question of royal succession during Zague period. // St. Petersburg Journal of African Studies, No. 4, 1995.
  • On the problem of ethnogenesis of the Amhara. // Der Sudan in Vergangenheit und Gegenwart, 1995.
  • Investigations in the domain of hagiological sources for the history of Ethiopia after Bris Turayev. // St. Petersburg Journal of African Studies, No. 5, 1995.
  • Ethiopian traditional painting: on the materials of collection of Peter the Great’s Kunstkammer. // St. Petersburg Journal of African Studies, No. 8, 1997.
  • Entorn al problema de l’ethnogenesi dels Amhara. // Studia Africana. Barcelona, 8, Març, 1997.
  • Ethiopian painting No. 2591-1 from Kunstkamera collection. New Offsrpings of Addis Ababa Fine Art School, 1997.
  • Ethiopian traditional painting (with special reference to the Kunstkamera collection of Ethiopian paintings. // Ethiopia in broader perspective. Papers of the XIII International Conference of Ethiopian Studies, vol. III, 1997.
  • «The Book of Narration» of Wäyzäro Bafäna Wäldä Mika’el — the first wife of Menilek II Saints // Biographies and History in Africa. Peter Lang , 2003.
  • A short story of St. Täklä Haymanot’s ancestors and his «heritage» (rist) in the Däbrä-Libanos version of his Vita. // Oriens Christianus, Bd. 87, 2003.
  • Life and death of Elsa’e, the second abbot of Däbrä Asbo monastery, according to Däbrä Libanos hagiographic tradition. // Studia Aethiopica.Im homor of Siegbert Uhlig. Harrasowitz Verlag, Wiesbaden, 2004.

Примечания

    • Чернецов, Севир Борисович. Эфиопские магические свитки (опыт филолого-этнографического исследования): Автореф. дис. … канд. ист. наук. (07.00.07) / Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — Ленинград: [б. и.], 1974. — 27 с.
    • Чернецов, Севир Борисович. Эфиопские магические свитки: опыт филолого-этнографического исследования : дисс. ... канд. ист. наук : 07.00.07. — Ленинград, 1974. — 174 с.

Литература

Источник —

Same as Чернецов, Севир Борисович