Interested Article - Какетио (народ)
- 2021-12-18
- 1
Какетио ( исп. Caquetío ) — индейцы северо-западной Венесуэлы , жившие на берегах озера Маракайбо во времена испанского завоевания . Они переселились вглубь страны, чтобы избежать порабощения испанцами, но в конечном итоге были уничтожены, как и их соседи, и . Какетио также проживали на Арубе , Кюрасао и Бонайре , когда эти острова были впервые колонизированы Алонсо де Охеда в 1499 году. Язык относится к аравакской семье языков . Какетио и Хирахара говорили на одном языке, и их культуры были весьма схожи. Язык какетио называют «языком-призраком», потому что от него практически не осталось следов. Осталось только название, сохранившееся в текстах XVII века .
Аруба, Кюрасао и Бонайре
Когда испанцы прибыли на Арубу около 1500 года, они обнаружили на ней народ какетио, которые жили так же, как и в каменном веке. Какетио, вероятно, мигрировали на Арубу, Кюрасао и Бонайре на каноэ , сделанных из выдолбленных бревен, которые они использовали для рыбалки. Такие переходы с полуострова Парагуана в Венесуэле через 27 км открытого моря на Арубу были возможны только на каноэ, которые строили венесуэльские какетио.
Венесуэла
«Этот народ очень велик, но живет во многих районах, отделенных друг от друга», — так резюмировал летописец XVI века Хуан де Кастельянос .
Какетио обосновались не только в прибрежном регионе на западе нынешней Венесуэлы, но и по меньшей мере в двух других регионах: в долине Баркисимето в штате Лара и на территории нынешнего колумбийского штата Льянос Ориенталес . В плодородной долине Баркисимето, по словам Николауса Федермана , первого конкистадора, вступившего на их землю, было 23 больших поселения, и они могли собрать 30 000 воинов . Согласно совпадающим сообщениям летописцев Хуана де Кастельяноса и Гонсало Фернандеса де Овьедо-и-Вальдеса , они населяли саванны от реки Апуре на севере до реки на юге .
История
Испанский период
В первые годы колонизации испанцы называли коренных жителей Арубы какетио. Кроме того, какетио на материке были географически самым близким к Арубе племенем, а археологические данные указывают на тесные связи между обеими группами в доколумбовы времена . Возможно, к моменту прибытия испанцев в 1499 году на Арубе проживало до 600 человек.
В 1513 году Аруба вместе с Кюрасао и Бонайре была объявлена бесхозным островом, а два года спустя около 2000 какетио с трех островов вместе взятых были перевезены на Испаньолу для работы в шахтах. Предположительно, эти люди составляли все население островов, но 150-200 человек были возвращены на Арубу и Кюрасао в 1526 году для работы по экспорту , и Caesalpinia coriaria . Люди, вернувшиеся на Арубу и Кюрасао, были в основном какетио, но в группу были включены и некоторые араваки с других Карибских островов. Из-за сложности пещерных лабиринтов Арубы, возможно, что это были в основном местные жители, избежавшие депортации, но они могли быть и недавними переселенцами с материка. Кроме того, значительные миграции беглецов с материка на Арубу происходили с 1529 по 1556 год, во время развития венесуэльской колонии .
Нидерландский период
Аруба была заброшена испанцами с 1533 года до голландского завоевания в 1636 году, когда на острове широко использовались испанский и местные языки (особенно какетио). После голландского завоевания испанцы бежали, а местные жители были депортированы на материк, поскольку считались сочувствующими испанцам. Однако в том же 1636 году голландская Вест-Индская компания поручила Арубе разведение лошадей и крупного рогатого скота, и местные жители были выбраны для этих целей, поскольку имели хорошую репутацию охотников на диких лошадей. Кроме того, некоторые участники войны с испанцами к западу от Маракайбо бежали на Арубу.
Значение Арубы уменьшилось после заключения мирного договора между Нидерландами и Испанией в 1648 году, и остров снова стал заброшенным. В 1655 году голландская Вест-Индская компания признала свободных жителей Арубы в качестве торговых партнёров. Этим людям был выделен участок земли, на котором они могли содержать себя за счёт земледелия; они также занимались рубкой и продажей древесины и добычей морских ресурсов. Александр Оливье Эксквемелин , написавший о своём опыте буканьера в Карибском бассейне, даёт описание образа жизни арубцев во второй половине XVII века. Эксквемелин отмечает, что жители говорили по-испански, были католиками, и их часто посещали испанские священники с материка. В качестве примера прочных связей с материком можно привести тот факт, что в 1723 году около 200 жителей согласились покинуть Арубу, чтобы поднять венесуэльский город Эль-Карризаль под церковную юрисдикцию города Коро.
Согласно записям голландского правительства, последний настоящий уроженец Арубы, Николас Пиклас ( нидерл. Nicolaas Pyclas ), умер на Арубе в 1862 году . Однако и сегодня в лицах многих коренных арубинцев сохранились узнаваемые черты. Недавний анализ митохондриальной ДНК на Арубе показал наличие индейской ДНК, все ещё присутствующей в населении .
Примечания
- (англ.) . www.britannica.com . Дата обращения: 27 мая 2022. 7 апреля 2022 года.
- Paul Radin. // The Hispanic American Historical Review. — 1948. — Т. 28 , вып. 4 . — С. 537–540 . — ISSN . — doi : . 27 мая 2022 года.
- Johannes Hartog. . — DeWitt, 1961. — 512 с.
- ↑ Juan de Castellanos. . — M. Rivadeneyra, 1857. — С. 411. — 586 с. 27 мая 2022 года.
- Nikolaus Federmann, Juan Friede. Andolosia ausz in Indias des Occeanischen Mörs gethan hat und was ihm allda ist begegnet biss auff sein Widerkunfft inn Hispaniam auffs kurtzest beschriben gantz lustig zu lesen]. — München: K. Renner, 1965. — 102 с. — (Dorado-Buch).
- Gonzalo Fernández de Oviedo. (исп.) . — 1853. 21 апреля 2022 года.
- . moodle.kubsu.ru . Дата обращения: 27 мая 2022.
- Gladys Toro-Labrador. (англ.) . Caribbean Journal of Science (2003). Дата обращения: 27 мая 2022. 4 марта 2016 года.
- 2021-12-18
- 1