Являясь одной из самых древних
, обладая ярко выраженным своеобразием
, мелодическим богатством
и композиционным благородством
, армянская народная музыка оказала значительное влияние также и на развитие всей мировой музыкальной культуры
.
Содержание
История возникновения
Армянская народная музыка берёт своё начало в глубокой древности. Её научно прослеживаемая история насчитывает свыше трёх тысячелетий
.
Процесс этот начал зарождаться уже в XX—XVIII веках до н. э.
.
На территории
Армянского нагорья
(географическом и цивилизационно-культурном
ареале
, в границах которого протекал
этногенез армянской нации
) найдено множество артефактов, свидетельствующих о том, что музыкальное искусство здесь процветало уже, по крайней мере, со II тысячелетия до н. э.
.
Подобными артефактами являются и найденные
археологами
старинные музыкальные инструменты, и различные изображения (в том числе —
петроглифные
) музицирующих людей, и древние письменные (в основном —
клинописные
) памятники, повествующие о тех или иных событиях,
церемониях
и действах, которые сопровождались музыкой.
Самобытные черты армянской народной музыки сформировались благодаря слиянию музыкальных традиций Армянского нагорья, Месопотамии и Средиземноморья
, в частности, по мнению музыковеда Х. С. Кушнарёва,
урартской
,
хеттской
,
древнеперсидской
культур
.
Из глубины веков доходят до нас сведения об армянских народных певцах (рапсодах) —
гусанах
, творчество которых, в свою очередь, восходит к ещё более ранней музыкальной традиции
випасанов
— народных певцов-сказителей эпических поэм древней Армении.
Гусаны пели песни, сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах, преимущественно на
пирах
,
свадьбах
,
похоронах
. Исполняли они также песни скитальцев-бездомных («
гариби
»), эпические песни, мифические сказания и др.
.
Среди основных (
вокальных
,
инструментальных
, смешанных)
жанров
и видов древнеармянской народной музыки по характеру их прикладных функций (
культовому
и социальному назначению) можно выделить
обрядовые, календарные, трудовые, свадебные, военные, эпические, танцевальные, застольные, лирико-любовные, колыбельные, бытовые, игровые, погребальные
и т. д.
Особое место в армянской народной музыке занимают крестьянские песни, включающие в себя пахотные «оровелы»
, а также песни скитальцев («пандухтов»), относящиеся к жанру «антуни»
.
Но всё-таки наибольшая заслуга в деле
систематизации
, изучения и глубокого эстетического осмысления армянского музыкального фольклора принадлежит основателю национальной школы научной фольклористики
Комитасу
, которому удалось собрать, обработать и подготовить к изданию более 2000 народных песен:
В результате неутомимой собирательской и научной деятельности Комитаса-этнографа, создавшего подлинную антологию армянской народной песни и вскрывшего закономерности музыкального мышления и музыкальной речи крестьянина, вопросы древности традиций, жанровой дифференциации, генезиса и кристаллизации системы средств художественного выражения светского народно-национального песнетворчества, сразу и самым убедительным образом вошли в основную проблематику армянской монодической музыки. Последняя уже с предельной ясностью представлялась двумя ветвями: народно-крестьянской и духовной.
Изначально армянская народная музыка имела склад
монодийный
, но обогащённый различными элементами
полифонии
(тянущимися тонами, использованием некоторых видов
антифонного пения
и т. д.)
.
Комитас выявил
тетрахордное
строение основополагающего
звукоряда
армянской народной музыки и характерные способы сцепления в нём ячеек-тетрахордов.
Музыковедческие изыскания Комитаса в области армянской народной музыки были продолжены затем
Х. С. Кушнарёвым
, который определил основополагающий
диатонический
звукоряд армянской музыки как объединение трех сплетённых между собой серий чистых
кварт
(миксолидийской, эолийской и локрийской), разъяснил методы образования
хроматического
звукоряда армянской народной музыки и дал подробную характеристику всей совокупности отношений тонов, возникающих на данной сонорной базе.
Ну а вообще, теория музыки в Армении всегда была неразрывным образом связана с
музыкальной эстетикой
, так что уже с давних времён мелодическое богатство армянской народной музыки в сугубо музыковедческом отношении объяснялось тем фактом, что она обладает обширной системой
диатонических
ладов
(в том числе — неоктавных гиполадов с серединным положением тоники, с наличием на разных ступенях побочной опоры, с применением различных
альтераций
и т. д.)
, а также чрезвычайно богатой (часто переменной, асимметричной,
синкопированной
)
ритмикой
, использующей всевозможные (в том числе — смешанные) метры и размеры.
Все исторически эволюционировавшие формы армянской народной музыки, от простых крестьянских песен, мелодий випасанов,
гусанов
и вардзаков до
шараканов
, тагов и творчества
ашугов
основаны на широком использовании различных приёмов интонационно-тематического развития
, отличающегося мелодической ясностью, благородной уравновешенностью и внешней фактурной сдержанностью в использовании различных музыкально-выразительных средств при большой внутренней экспрессии её глубинно-композиционной структуры.
Замечательные образцы армянской народной музыки создали гусаны и ашуги XIX—XX веков
:
Аваси
,
Шерам
,
Дживани
,
Ашуг Хайат
,
Гусан Ашот
,
, Гусан Геворг, Гусан Аваг, Гусан Смбат, Гусан Ерванд, Гусан Овсеп (Никогосян), Чтиганос,
Лункианос Карнеци
, Азбар-Адам,
,
,
и другие.
К началу XX века относится творчество виртуозного
кеманчиста
Саши Оганезашвили
(Александра Аршаковича Оганяна)
и других талантливых музыкантов-инструменталистов.
Армянская народная музыка сегодня
Современная панорама армянской народной музыки богата и многообразна.
Всемирную известность приобрёл мастер игры на армянском народном инструменте
дудуке
Дживан Гаспарян
, а сама музыка армянского дудука в
2005 году
была признана
ЮНЕСКО
шедевром устного и нематериального культурного наследия человечеств.
К числу других известных дудукистов можно отнести Маргара Маргаряна, Левона Мадояна, Саро Даниеляна, Ваче Овсепяна, Геворга Дабагяна, Егиша Манукяна и других.
Среди авторов-гусанов, а также музыкантов, виртуозно играющих на
кемане
,
шви
и прочих народных музыкальных инструментах известность получили Арменак Шахмурадян, Вагаршак Саакян и другие.
В
1938 году
в Армении был организован Государственный ансамбль армянской народной песни и пляски, которому затем было присвоено имя его основателя
Татула Алтуняна
.
Ансамбль имени Т. Алтуняна с большим успехов выступает по всему миру и сегодня.
Ну а при Институте искусств АН Армении уже на протяжении многих десятилетий активно функционирует отдел народного музыкального творчества.
Влияние на армянскую духовную и классическую музыку
Как об этом свидетельствуют исследования многих крупных музыковедов, армянская духовная музыка заимствовала интонационный строй армянской крестьянской песни.
Первые
шараканы
отмечены лаконичностью формы и ясностью содержания, их мелодии, в отличие от традиционных
псалмов
, где главенствует
речитатив
, отличаются ярко выраженной народной
напевностью
.
Непосредственную связь трёх ветвей армянской национальной музыки (крестьянской, гусано-ашугской и духовной) с большой убедительностью показал Комитас.
Армянская христианская музыка, наряду с
арамейской
и
греко-каппадокийской
, лежит в основе всей общехристианской музыкальной культуры
, представляя большой интерес для изучения как музыкальная культура страны, которая раньше всех остальных стран мира (в самом начале
IV века
) приняла христианство в качестве государственной религии
.
При этом, исследования армянских, русских и зарубежных музыковедов, в первую очередь Комитаса и Х. С. Кушнарёва, дают основание рассматривать развитие армянской раннехристианской музыкальной эстетики в качестве вполне самостоятельного и самобытного явления культуры, глубоко усвоившего лучшие традиции армянской народной музыки.
Богатые традиции армянской народной музыки оказали очень сильное воздействие также и на развитие армянской классической музыки, что позволило выдающемуся армянскому композитору
Тиграну Чухаджяну
стать автором эпохального произведения («
Аршак II
»,
1868 год
) — первой национальной
оперы
в истории музыкальной культуры не только одного армянского, но и всех остальных народов
Востока
.
Т. Г. Чухаджян явился также автором первых на Востоке национальных
оперетт
и
симфонических произведений
, в которых были органичным образом синтезированы достижения передовых композиторских школ
Европы
с лучшими традициями армянской народной и духовной музыки.
Дудук
— духовой инструмент с широкой двойной тростью. Один из символов Армении.
Дхол
— армянский
ударный музыкальный инструмент, род двустороннего
барабана
, имеющего форму цилиндра и покрытого одной или двумя мембранами.
Возникновение дхола относится к
языческому периоду
истории Армении
. Этот инструмент применялся
армянами
во время военных походов, а также используется в ансамбле с
зурнами
при музыкальном сопровождении различных танцев, торжественных церемоний, праздничных шествий и т. д.
Для игры на дхоле могут быть задействованы две палочки, сделанные из
бамбука
или тростника: толстая — «
копал
» и тонкая — «
тчипот
», но более популярной является техника игры пальцами и ладонями обеих рук.
Бамбир имеет 4 струны, настраивается на кварту или квинту, диапазон от ля малой октавы до ля второй октавы.
.
На бамбире играют сидя, держа инструмент между коленями. Можно одновременно играть на 2х или 3х струнах.
Первые сведения о бамбире восходят к
IX веку
. Во время раскопок одной из столиц Армении —
Двина
, была обнаружена плита с изображением музыканта, державшего на плече инструмент, похожий на скрипку.
Смычковый инструмент
кеман
является родственником понтийской лиры.
Кеман отличается от бамбира размером (55-70 см в длину) и количеством основных струн (от четырёх до семи). Кроме основных струн, как в гадулке, кеман имеет четыре резонансных или т. н.
симпатических
струны, создающих при игре на инструменте постоянное фоновое звучание.
Кеман был распространён в
Каппадокии
а также в городах и селах Понта:
Трабзоне
,
,
Орду
,
Гиресуне
. Армянское население Понта использует кеман чаще других видов смычковых инструментов.
Универсальность и динамичность армянского национального стиля музыки сложилась в эксклюзивных геополитических и культурно-исторических условиях. С одной стороны, армянская культура — одна из древнейших в мире — сохранила в своих недрах архаические пласты культурной семантики, лежащие в основании многих мировых культур, обладающих длительной историей. С другой стороны, занимая пограничное положение между многочисленными цивилизациями древности и средневековья, относящихся к Западу и к Востоку, армянская музыкальная культура впитала в себя интонации как восточной, так и западной музыки. Это сделало армянскую музыку и художественную культуру в целом «всемирно отзывчивой», открытой разным влияниям, но в то же время устойчивой в плане собственной культурной идентичности
от 5 июля 2011 на
Wayback Machine
Секретарь берлинского отделения Международного музыкального общества, профессор кафедры истории музыки Королевского университета Макс Хайферт писал Комитасу:
Вы дали нам возможность близко познакомиться с величественными творениями совершенно от нас далекой и высокоразвитой цивилизации…
Шахназарова Н. Г.
, Национальная традиция и композиторское творчество (Об эволюции национального в армянской музыке) // Музыкальная культура Армянской ССР. М., 1985 С. 14—15
Геодакян Г. Ш.
, Функциональные связи тонов в звуко-высотной системе армянской народной музыки // Сборник «Традиции и современность. Вопросы армянской музыки». Книга 2. Ер., 1996 — С. 11.
Tagmizyan N.
, Monodische Denkmäler Alt-Armeniens, Beiträge zur Musikwissenschaft. Berlin, 1970, Heft 1.— С. 12.
↑
Wellesz E.
, Die armenische Messe und ihre Musik, «JbP», Lpz., 1921 — С. 19 — 23.
Тигранов Г. Г.
Вопросы изучения музыкального наследия в Армянской ССР // Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья. М., 1956. — С. 9.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 апреля 2012.
5 ноября 2012 года.
Кушнарев Х. С.
, Армянская музыка от зарождения до XIX века, Ереван, 1963. — С. 29.
Tagmizyan N.
, Essays on Armenian Music, London, 1978. — С. 25.
«запутанный музыкально-стилевой „клубок“ армянской народной музыки восходит к древнейшим пластам архаической музыкальной культуры Месопотамии и Средиземноморья.»
Асафьев Б. В.
, Очерки об Армении. М., 1958.— С. 22.
Кушнарев Х. С.
, Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Государственное музыкальное издательство, Ленинград, 1958. Музыкальное искусство древнейшего периода, С. 23 −24.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 19 июля 2021.
19 июля 2021 года.
Барсамян А., Арутюнян М.
, История армянской музыки. — Ереван, 1968. С. 13 — 14
Комитас
, Армянская крестьянская музыка, Париж, 1938 — C. 19-20.
Мурадян М. О.
, Очерк истории армянской музыки. Ер., 1963. — С. 17.
(неопр.)
Дата обращения: 19 июля 2021.
19 июля 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 19 июля 2021.
19 июля 2021 года.
Eva-Maria Barwart. Armenische Volksmusik. Tradition einer christlichen Minderheit im Wandel der Zeit. — 2009. — С. 82
Как об этом свидетельствуют исследования многих крупных музыковедов, армянская духовная музыка заимствовала интонационный строй армянской крестьянской песни, см.
Кушнарев Х. С.
, Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Государственное музыкальное издательство, Ленинград, 1958. С 153—155
(неопр.)
. Дата обращения: 14 апреля 2012.
5 ноября 2012 года.
Комитас — собиратель и исследователь армянской народной песни
(VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук). М., 1952 (на рус. и франц. яз.)
Кушнарев Х. С.
, Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Государственное музыкальное издательство, Ленинград, 1958. Музыкальное искусство древнейшего периода, С. 548—554
Музыкальная эстетика стран Востока,
Л., 1967. С — 58.
Komitas К. V.
, La musique rustique armenienne, «Mercure musical et Bulletin franзais de la Societe Internationale de musique», Paris., 1907, No 5 — 21
Меликян С. А.
, «Очерк истории армянской музыки с древнейших времен до Октябрьской революции», Эривань — 1935 — С. 27.
Komitas К. V.
, La lyre armenienne (Recueil des chansons rustiques), Paris., 1906 — 36
Les chants des maitres armeniens du moyen age: Musica antiqua, II. Bydgoszcz, 1969 — С. 45.
Les chants des maitres armeniens du moyen age: Musica antiqua, II. Bydgoszcz, 1969 — С. 49.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 апреля 2012.
24 января 2014 года.
Кушнарев Х. С.
, Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Государственное музыкальное издательство, Ленинград, 1958. С 153—155
Wellesz E.
, Die armenische Kirchenmusik, в кн.: Adler G., Handbuch der Musikgeschichte, В., 1930
Ataian R.
, Komitas (creative portrait of the composer in English). New York, 1969 — 57.
Wellesz E.
, Byzantine Music (in Proceedings of the Musical Association, 1932, vol. I)
Willi Apel.
. — 2-е изд. — Harvard University Press, 1969. — С.
.
:
Since Armenia was the first country officially to adopt the Christian faith (A.D. 303), the history of Armenian sacred literature and music has attracted much attention.
Кушнарев Х. С.
, Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Государственное музыкальное издательство, Ленинград, 1958. Музыкальное искусство древнейшего периода, С. 163—165
Donald Jay Grout, Hermine Weigel Williams.
. — 4-е изд. — New York: Columbia University Press, 2003. — С. 529.
Tagmizyan N.
, The life and work of Dikran Tchouhadjian. — Los Angeles: Drazark Press, 2001 — 77
Асафьев Б. В.
, Встречи со Спендиаровым, в сб.: Дружба, 1956 — С. 27.
Музыкальная культура Армянской ССР
: Сборник статей / Сост. М. Берко. М.: Музыка, 1985. — 398 с.
Хачатурян А. И.
, «Творчество мое принадлежит моей Родине»: Из писем композитора
/ Публ., вступ. статья и коммент. В. Юзефовича // Сов. музыка. 1983.-№ 7.-С.
58-66.
Арутюнов Д. А.
, Хачатурян и музыка Советского Востока: Язык. Стиль. Традиции. М., 1983 — С. 75
Музыка Советской Армении
. Сб. статей, М., 1958 — С. 32
Савенко С.
, Авет Тертерян: путь к глубинам звука. // Сб. «Музыка из бывшего СССР», вып.2. — М., 1996 — С 123—124.
Степанян Р.
, Авет Тертерян // Композиторы союзных республик. Вып. 3 М., 1980 — С. 43
Komitas К. V.
, La lyre armenienne (Recueil des chansons rustiques), Paris., 1906
Komitas К. V.
, La musique rustique armenienne, «Mercure musical et Bulletin franзais de la Societe Internationale de musique», Paris., 1907, No 5
Komitas К. V.
, Die Interpunktion der Armenier, «SJMG», В., 1899, No 1
Komitas К. V.
, Armeniens volkstümliche Reigentänze, «Zeitschrift für romanische Philologie», Marburg, 1901, Bd 1, H. 1
Меликян С. А.
, «Очерк истории армянской музыки с древнейших времен до Октябрьской революции», Эривань — 1935.
Меликян С. А.
, «Гаммы армянской народной песни», Эривань — 1932.
Ataian R.
, La musique armйnienne, «Europe. Revue mensuelle», P., 1961, Numero spйcial, No 2-3
Ataian R.
, Komitas (creative portrait of the composer in English). New York, 1969
Кушнарев Х. С.
, Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Государственное музыкальное издательство, Ленинград, 1958.
Кушнарев Х. С.
, Армянская музыка от зарождения до XIX века. Ер., 1963.
Тигранов, Г. Г.
Вопросы изучения музыкального наследия в Армянской ССР // Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья. М., 1956.
Тагмизян Н. К.
, Музыка в древней и средневековой Армении (на арм.яз.). Ер., 1982. — 58с
Тагмизян Н. К.
, Погласицы системы древнеармянского восьмигласия // Эчмиадзин, 1972, № 2, 3, 4
Тагмизян Н. К.
, Теория музыки в древней Армении. Ереван: Издательство АН Арм. ССР, 1977. — 318с.
Тагмизян Н. К.
, Музыкальная эстетика древней Армении // Межвузовский сборник научных трудов. Ер., 1977, № 3
Шахназарова Н. Г.
, Национальная традиция и композиторское творчество (Об эволюции национального в армянской музыке) // Музыкальная культура Армянской ССР. М., 1985
Шахназарова Н. Г.
, О национальном своеобразии музыки. — Советская музыка, I960
Тер-Саркисянц А.
, История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в. М.: Издат РАН, 2005. 688 с.
Н. Ф. Тигранян
, Мысли о восточной музыке, «Новое время», 1901, 15 января
Барсамян А., Арутюнян М.
, История армянской музыки. — Ереван, 1968.
Геодакян Г. Ш.
, Черты ладовой системы армянской народной музыки // Сборник «Традиции и современность. Вопросы армянской музыки». Книга 1. Ер., 1986
Геодакян Г. Ш.
, Функциональные связи тонов в звуко-высотной системе армянской народной музыки // Сборник «Традиции и современность. Вопросы армянской музыки». Книга 2. Ер., 1996
Геодакян Г. Ш.
, Возможные пути расшифровки армянской хазовой нотописи // Сборник «Традиции и современность. Вопросы армянской музыки». Книга 2. Ер., 1996
Геодакян Г. Ш.
, Страницы истории армянской музыки. Ер., 2009
Шаракан. Богослужебные каноны и песни армянской восточной церкви
, М., 1879
Wellesz E.
, Die armenische Messe und ihre Musik, «JbP», Lpz., 1921
Wellesz E.
, Die armenische Kirchenmusik, в кн.: Adler G., Handbuch der Musikgeschichte, В., 1930
Wellesz E.
, Byzantine Music (in Proceedings of the Musical Association, 1932, vol. I)
Tagmizyan N.
, Monodische Denkmäler Alt-Armeniens, Beiträge zur Musikwissenschaft. Berlin, 1970, Heft 1
Tagmizyan N.
, Les anciens manuscrits musicaus arméniens et les questions relatives á leur déchiffrement, Revues des Etudes Armeniennes (N.S.). Paris, 1970. T. 7
Tagmizyan N.
, Związki muzyki ormianskiej i bizantyjskiej we wczesnym średniowieczu. «Muzyka». Polska Akademia Nauk (Instytut Sztuki). Warszawa, 1977, № 1
Tagmizyan N.
, Essays on Armenian Music, London, 1978
Tagmizyan N.
, De L’unité de la parole poe’tique et de la musique dans le Tropologion (Saraknoc') Arménien. «Revues des Etudes Arméniennes» (N.S.). Paris, 1983. T. 17
Les chants des maitres armeniens du moyen age
: Musica antiqua, II. Bydgoszcz, 1969
Дополнительная литература
Тагмизян Н. К.
, О мелодиях армянских песен Саят-Новы // Известия АН АрмССР, общ. науки, 1963, № 10
Тагмизян Н. К.
, Сборник Комитаса «Ряд народных песен Акна» в свете исторической критики // Вестник общественных наук АН АрмССР, 1969, № 11
Мурадян М. О.
, Христофор Кара-Мурза и внедрение многоголосия в армянской музыке. Ер., 1956.
Тагмизян Н. К.
, Комитас и вопросы изучения армянского духовного песнетворчества // Комитасакан. Вып. 1. Ер., 1969
Армянская церковной музыки
, в кн. Г. Адлер, руководство истории музыки, В, 1930.
Тагмизян Н. К.
, Критический обзор истории древней и средневековой армянской музыки // Вестник общественных наук АН АрмССР, 1970, № 10, 1971, № 1, 5, 9
Тагмизян Н. К.
, Опыт расшифровки простейших хазовых (невменных) записей // Историко-филологический журнал АН АрмССР, 1971, № 2
Тагмизян Н. К.
, Барсех Тчон и расцвет профессионального песнетворчества в Армении в VII веке // Вестник Ереванского университета, 1973, № 1
Тагмизян Н. К.
, Нерсес Шнорели (XII в.) как музыкант и композитор. Ер., 1973
Тагмизян Н. К.
, Учение об остове гармонии в Армении в V—XV веках // Армянское искусство. Вып. 1. Ер., 1974
Тагмизян Н. К.
, Искусство хазового письма в его историческом развитии // Вестник Матенадарана. Т. 12. Ер., 1977
Тагмизян Н. К.
, Ованес Саркаваг Имастасер и армянская средневековая музыкальная культура // Базмавеп, Венеция, 1978, № 3-4
Тагмизян Н. К.
, Место и значение музыки в системе профессиональных искусств армянского средневековья (V—XV вв.) // [Доклад]. II Международный симпозиум по армянскому искусству. Ер., 1978
Тагмизян Н. К.
, Материалы для сравнительного изучения армянского и русского духовного музыкального искусства средневековья // Вестник Матенадарана. Т. 13. Ер., 1980
Тагмизян Н. К.
, Воскепорик: Жемчужины армянского напева / Сост. и ред. Ер., 1982
Тагмизян Н. К.
, Принцип ритмического деления в средневековой армянской музыке и новоармянской системе нотописи // Вестник Ереванского университета, 1984, № 1
Тагмизян Н. К.
, Расшифровка хазовых записей первого разряда средней сложности // Вестник Матенадарана. Т. 14. Ер., 1984
Тагмизян Н. К.
, Григор Нарекаци (X в.) и армянская музыка V—XV вв. Ер., 1985
Тагмизян Н. К.
, Армянская монодическая музыка и творчество Арама Хачатуряна в новом критическом свете // Межвузовский тематический сборник научных трудов. Искусствоведение. Ер., 1985
Тагмизян Н. К.
, О Гандзаранном разделе армянского восьмигласия // Вестник Матенадарана. Т. 15. Ер., 1986
Тагмизян Н. К.
, Давид Непобедимый (V—VI вв.) и армянская музыка // Советская музыка, 1968, № 8
Тагмизян Н. К.
, Комитас и таги Григора Нарекаци // Музыкальная жизнь, 1969, № 19
Тагмизян Н. К.
, Обзор данных о музыкальной культуре эллинистической Армении. Проблемы античной истории и культуры // Доклады XIV международной конференции античников социалистических стран «Эйрене». Т. 2. Ер., 1979
Тагмизян Н. К.
, Армяно-византийские музыкальные связи в эпоху раннего средневековья // Кавказ и Византия. Вып. 1. Ер., 1979
Тагмизян Н. К.
, Роль Анании Ширакаци в развитии музыкально-акустической теории на Востоке // Музыка народов Азии и Африки. Вып. 3. М., 1980
Тагмизян Н. К.
, Ованес Ерзанкаци Плуз (XIII в.) и вопросы теории средневековой армянской музыки // Традиции и современность. Вопросы армянской музыки. Вып. 1. Ер., 1986
Тагмизян Н. К.
, Давтак Кертог — видный поэт-мелодист раннесредневековой Армении // Давтак Кертог. Ер., 1986
Тагмизян Н. К.
, Музыкальная культура Армении и её связи с Востоком // Музыка народов Азии и Африки. Вып. 5. М., 1987
Тагмизян Н. К.
, Александр Шавердян и армянское историческое музыкознание // А. Шавердян.
Тагмизян Н. К.
, Комитас и армянская музыкальная культура. 2-е изд. М., 1987
Tagmizyan N.
, The life and work of Dikran Tchouhadjian. — Los Angeles: Drazark Press, 2001