Interested Article - Серые облака (Лист)

«Серые облака» ( фр. Nuages gris ), S.199 — пьеса Ференца Листа для фортепиано соло, написанная 24 августа 1881 года . Является одной из его новаторских работ .

Отходя от своего более раннего виртуозного стиля, Лист в последние годы своей жизни стал искать новые гармонии, которые можно услышать в пьесах «Багатель без тональности» (S. 216), «Unstern» (S.208) и в том числе в композиции «Серые облака». Только во второй половине XX века, с появлением новых стилей музыки, критики и исполнители стали осознавать значение поздних работ Листа .

Пьеса «Серые облака» довольно короткая и технически простая. По словам Джима Самсона, «в этом коротком произведении присутствуют все наиболее характерные черты позднего стиля Листа — отказ от традиционной структуры <…> и использование увеличенного трезвучия в качестве центральной гармонической единицы» .

Сочетания аккордов придают пьесе очень мрачный характер. Леонард Ратнер прокомментировал: «Беспокойные, неразрешимые диссонансы пьесы «Серые облака» и ощущение отчуждения имеют явное сходство с несколько более поздним экспрессионизмом венских композиторов Малера и Шёнберга <…> «Серые облака» ― это музыкальный лидер, указывающий на то, что будет происходить в европейской музыке через несколько десятков лет» .

Пьесой вдохновлялись многие композиторы, в том числе Клод Дебюсси и Маурисио Кагель .

Примечания

  1. Arnold, Ben, ed., The Liszt Companion, Greenwood Publishing Group, 2002, p. 169.
  2. Arnold, The Liszt Companion, p. 26.
  3. Samson, Jim, Music in Transition , New York, 1977, p. 17.
  4. Arnold, The Liszt Companion, p. 169.
  5. Palmer, Christopher, Impressionism in music , Volume 1973, Part 1, p. 58.
  6. Decarsin, François. 1985. "Liszt’s Nuages gris and Kagel’s Unguis incarnatus est : A Model and Its Issue", translated by Jonathan Dunsby. Music Analysis 4, no. 3:259–63.

Ссылки

Источник —

Same as Серые облака (Лист)