Interested Article - Коллекция Боргезе

Аполлон и Дафна Бернини в галерее Боргезе

Коллекция Боргезе — коллекция римских скульптур, картин старых мастеров и искусства XVII века, собранная семьей Боргезе , в основном кардиналом Шипионе Боргезе . Коллекция включает в себя работы Караваджо , Рафаэля , Тициана , а также множество предметов искусства Древнего Рима . Боргезе покупали работы у главных художников и скульпторов своего времени, так например Шипионе Боргезе заказал у Бернини два портретных бюста . Большая часть коллекции осталась нетронутой и до сих пор выставлена в галерее Боргезе в Риме, несмотря на то, что часть классических скульптур Боргезе были вынуждены продать в Лувр в 1807 году.

История коллекции Боргезе

Коллекция кардинала Шипионе Боргезе была описана еще в 1613 году в поэме Шипионе Франкуччи ( итал. Scipione Francucci ).

В 1607 году папа Римский подарил кардиналу 107 картин, конфискованных из мастерской Джузеппе Чезари . В 1608 году специальным папским рескриптом картина Рафаэля Положение во гроб была изъята из часовни Бальони церкви Сан-Франческо в Перудже , перевезена в Рим и передана кардиналу Шипионе.

В 1682 году часть наследства Альдобрандини перешла к Боргезе. Так в коллекцию попали произведения из коллекций кардинала Джованни Сальвиати и Лукреции д’Эсте .

Коллекция заметно расширена в 1870 годах принцем Маркантонио IV Боргезе, во время реорганизации виллы Боргезе.

В 1807 году значительная часть коллекции была продана Камилло Боргезе во Францию. К 1830-м годам Камилло Боргезе смог восполнить потери продажи 1807 года, дополнив коллекцию предметами, обнаруженными при раскопках на его землях (в их числе найденная в 1834 году мозаика Гладиаторов). Камилло смог в 1827 году выкупить Данаю Корреджо , и коллекция Боргезе по-прежнему считалась одной из лучших в мире .

Галерея Боргезе

Чтобы разместить коллекцию, Шипионе разбил в своём владении на римском холме Пинчо обширный ландшафтный парк и построил там дворцовый комплекс, так называемую виллу Боргезе . Кардинал также использовал для хранения коллекции виллу Мондрагоне . В 1782—1790 годах архитектор Антонио Аспруччи оформлял интерьеры вилы для размещения коллекций. С XVII века на Виллу Боргезе был открыт доступ для спеицально приглашённых лиц.

В настоящее время большая часть коллекции Боргезе хранится на вилле Боргезе, в так называемой галерее Боргезе . Многие скульптуры, в том числе работы Дж. Л. Бернини , выставлены в тех самых местах, для которых они были созданы.

Коллекция в настоящее время

Экспонаты галереи Боргезе

Картины Караваджо

Другие картины

Любовь небесная и Любовь земная Тициана
Даная Корреджо

Коллекция Бернини Коллекция произведений Бернини, первым меценатом которого был Шипионе, включает в себя большую часть его нерелигиозных скульптур: от ранней «Козы Амальтеи с младенцем Зевсом и фавном» (1615 г.) , до более поздних, динамичных работ « Аполлон и Дафна» (1622-25) и Давид (1623 г.), считающихся основными произведениями барочной скульптуры . В галерее Боргезе представлены также три бюста работы Бернини: два бюста Павла V (1618—1620 гг.) и один бюст Шипиона Боргезе (1632 г.) . Также в коллекции находятся ранние работы Бернини, такие как « Эней, Анхис и Асканий» (1618—1619) и «Похищение Прозерпины» (1621—1622), имитация работы Джамболоньи и Аллегория Истины (1646—1652).

Экспонаты Лувра

27 сентября 1807 года Наполеон Бонапарт подписывает декрет о покупке части античной коллекции своего зятя Камилло Боргезе . Всего продано 695 предметов искусства, в том числе 180 статуи, 157 бюстов и 155 барельефов. Купленные произведения искусства предназначались для музея Наполеона в Лувре, который должен был стать самым большим музеем античности Европы. Но работы по обустройству Луврского дворца продвигаются медленно, и до конца Империи выставляются только самые известные шедевры, большинство ящиков с купленными произведениями искусства даже не открывают. С падением Наполеона и обязательством Франции вернуть вывезенные из различных стран произведения искусства (коллекция Боргезе под это обязательство не попадала) появляется возможность разобрать и выставить купленную коллекцию.

Экспозиция в зале Манежа

Общий вид на зал Манежа

Выставленная в зале Манежа Наполеона III часть коллекции Боргезе воспроизводит римскую сценографию XVII—XVIII веков. Античные скульптуры, зачастую преобразованные в ходе многочисленных реставраций, приобрели новые интерпретации. Так римская копия греческой статуи рыбака стала — через ассоциацию воды, в которой стоит старик, а также серого цвета мрамора, из которого изготовлена статуя. Множество статуй является результатом ассоциации фрагментов различных античных произведений, переосмысленных согласно вкусу эпохи барокко — торс античной статуи превращается в статую мавра (популярная тема для скульптуры XVII века), тем же образом статую Дианы переделывают в .

В зале выставлены также две порфировые статуи пленённых варваров — у Боргезе они стояли у главного входа на виллу. Как минимум у одной из статуй голова и рука добавлены Бернини в ходе реставрации XVII века. Чуть дальше вглубь зала, на пьедестале выставлены две небольшие статуи камиллов — подражание известной бронзовой статуе из Римского Капитолия , изготовленное из торса античной алебастровой статуи, к которой во временя Шипиона добавили бронзовые голову и конечности.

Центральная травея зала иллюстрирует античные статуи из коллекции Боргезе, отреставрированные в стиле неоклассицизма, смешавшего в себе маньеризм и барокко. Порфировая статуя молящейся женщины выставлена в точности так, как она была представлена на вилле Боргезе — между двух колонн, перед порфировым (в коллекции Боргезе он ошибочно назывался «ванной»). Статуя женщины была отреставрирована Винченцо Пачетти , который сделал из неё статую Юноны .

Здесь же выставлены египетские статуи из коллекции Боргезе — свидетельство ранней европейской египтомании, проявившейся ещё до Египетского похода Наполеона . В их числе статуя Гора , переделанная под статую Антиноя .

Экспозиция в галерее Микеланджело

Общий вид на галерею Микеланджело

В выставляется итальянская скульптура XVI—XIX веков. Здесь можно увидеть часть коллекции Боргезе, попадающую под эти временные рамки, в их числе рельеф с гробницы Роберто Малатеста или рельефы, выполненные для постамента Боргезского борца ; а также несколько античных статуй, таких как мраморная волчица или Арес Боргезе .

Экспозиция в галерее Дарю

Общий вид на галерею Дарю

В галерее Дарю выставляется римская античная скульптура, в их числе — множество экспонатов из коллекции Боргезе. Среди них два безусловных шедевра римской скульптуры: Боргезский борец (известный под названием «Гладиатора» во времена Боргезе) — работа греческого скульптора Агасия, около 100 года до нашей эры, и — неоаттическая ваза, сделанная в афинских мастерских в I веке до нашей эры. Обе эти скульптуры выделялись ещё во времена коллекции Боргезе — каждая из них была помещена в центре посвященного ей зала Виллы Боргезе, причём зал носил имя помещённой в него скульптуры.

В галерее Дарю также выставлены скульптуры из сада виллы Боргезе, в их числе несколько римских саркофагов, например саркофаг со сценами из жизни Ахилла. Ещё на Вилле Боргезе этот саркофаг распилили на четыре части, выставляя все части по-отдельности — снова собрали саркофаг уже во время его реставрации в Лувре. Здесь же стоит массивный римский треножник — во время его пребывания в саду Виллы Боргезе, он указывал на храм Эскулапа, и на его фоне сделано множество портретов итальянских придворных XVIII века. Другой выставленный в галерее экспонат — алтарь Селены — в парке Виллы Боргезе использовался как пьедестал для статуи Дианы, помещённой внутри небольшого круглого храма.

Экспозиция в зале Кариатид

Общий вид на зал Кариатид

В 1791—1795 годах принц Маркантонио IV Боргезе поручает английскому художнику провести раскопки на территории одного из владений семьи, на месте античного города Габия . В ходе раскопок обнаруживают форум времён Римской империи со множеством скульптур, в основном портретов. Для сохранения и экспозиции этих статуй Антонио Аспруччи переделывает павильон часов Виллы в настоящий музей Габия. Музей очень быстро приобретает известность благодаря посвящённой ему публикации 1797 года Эннио Квирино Висконти — франко-итальянского археолога, отвечавшего за реставрацию найденных скульптур, впоследствии ставшего смотрителем античности ( фр. surveillant des antiques ), то есть одним из кураторов музея Наполеона. Некоторые найденные на раскопках Габия скульптуры из коллекции Боргезе выставлены в зале Кариатид Лувра.

В зале выставлены также римские копии поздних греческих скульптур: « Силен с ребёнком Дионисом на руках» (в коллекции Боргезе статуя была известна как «Фавн с ребёнком»), «Мучения Марсия », « Спящий Гермафродит » (Бернини добавил матрас к античной статуе), «Старый Кентавр с Амуром », « Три грации », « Нимфа с ракушкой», « Фавн со флейтой», «Танцующий Сатир », « Пан , вынимающий занозу из ноги сатира».

Примечания

  1. (итал.) (англ.) . thais.it . Дата обращения: 20 ноября 2020. 29 октября 2020 года.
  2. (англ.) . artchive.com . Дата обращения: 20 ноября 2020. 17 октября 2020 года.
  3. Anthony Majanlahti, The Families Who Made Rome, Londres, Chatto & Windus, 2005 ( ISBN 0-7011-7687-3 ), p. 180.
  4. (англ.) . Web Gallery of Art . Дата обращения: 14 апреля 2022. 22 апреля 2021 года.
  5. (англ.) . Web Gallery of Art . Дата обращения: 14 апреля 2022. 13 августа 2020 года.
  6. (англ.) . Galleria Borghese . Дата обращения: 20 ноября 2020. 6 сентября 2006 года.
  7. (англ.) . Galleria Borghese . Дата обращения: 20 ноября 2020. 25 октября 2005 года.

Библиография

  • Marie-Lou Fabréga-Dubert, La collection Borghèse au musée Napoléon , Paris, musée du Louvre, éditions, Beaux-arts de Paris,éditions, Paris, 2009, 2 volumes
Источник —

Same as Коллекция Боргезе