Фундаментальная и прикладная математика
- 1 year ago
- 0
- 0
Прикладна́я му́зыка — музыка , которая функционирует не как самодостаточная сущность, но выполняет какие-либо утилитарные общественные функции: сопровождение церемоний и культов, военных маршей и светских танцев, развлечение, терапия и т.д. Термин «прикладная музыка» ( нем. angewandte Musik ) противопоставляется термину «чистая музыка» ( нем. reine Musik ).
В древних (в том числе фольклорных ) культурах музыка носила преимущественно прикладной характер, сопровождая ритуал , танец, коллективные трудовые акции (например, трудовые песни). В европейской традиционной культуре музыка выполняла прикладные задачи в церковной культуре, а также в рамках разного рода церемоний.
С XIX века в прикладной музыке различных уровней городской культуры преобладают развлекательные жанры ( салонная музыка , танцевальная музыка , шлягер , цыганский романс и др.)
В середине XX века появилась мода на т.н. «звуковой дизайн». Первым востребованным продуктом такого рода была фоновая музыка : постоянное музыкальное сопровождение для фабрик/офисов (с заявленной целью поднятия производительности) и торговых центров (с целью завлечения посетителей и увеличения продаж). Музыкальное сопровождение в промышленных цехах, залах ожидания, супермаркетах , др. учреждениях в XXI веке подбирается под определённые, конкретные цели и считается т.н. «звуковым дизайном».
Панорама видов современной функциональной/прикладной музыки широка. Помимо развлекательной танцевальной музыки, музыкальных сигналов радиостанций и рекламных джинглов , к ней относят вышеупомянутый «звуковой дизайн». К функциональной музыке также относят некоторые разновидности музыки в театре и кино , выполняющие сугубо иллюстративные задачи и не несущие самостоятельного художественного образа . В частности, в киноиндустрии, на телевидении, в рекламе активно используется продакшн-музыка (в составе так называемых продакшн-библиотек). Стоит упомянуть и жанры " elevator music " или " lounge music ", где уже в названии жанра описывается место приложения, функции музыки (для elevators, лифтов и lounges, гостиных помещений соответственно).
В Германии начиная с 1970-х гг. термину «прикладная музыка» ( angewandte Musik ) предпочитают термин « функциональная музыка » ( funktionale Musik ) . «Angewandte Musik» и его пандан «reine Musik» (чистая музыка) современные немецкие учёные считают принадлежащими «устаревшей» эстетике XIX в. и на этом основании в «серьёзном» контексте неупотребительными. В 1920-е годы и в начале 1930-х в значении прикладной музыки видные композиторы, музыковеды и социологи ( П. Хиндемит , Х. Эйслер , К. Вайль , П. Нетль, Т. Адорно ) пользовались словом (от глагола gebrauchen «употреблять»), который учёные XXI в. также считают устаревшим. Наконец, крупный немецкий музыковед Г. Бесселер примерно в том же значении использовал (начиная с 1940-х гг.) понятие «Umgangsmusik» (букв. «обиходная музыка»), противопоставляя его «Darbietungsmusik» (от darbieten – преподносить, представлять что-либо) — музыке, предназначенной исключительно для слушания. Пик дискуссий об автономной и функциональной музыке пришёлся на 1950-е — 1970-е годы. По мнению одного из авторитетных участников этих дискуссий Г.Г. Эггебрехта , понятие автономной музыки имеет смысл не само по себе, а только в бинарной оппозиции («поляризации») с функциональной музыкой. По этой причине Эггебрехт объявляет и ту и другую «историческими категориями» (historische Kategorien) .
Этому мнению вторит К. Дальхауз :
Четкое отграничение автономной музыки от противоположного понятия функциональной музыки затруднительно, поскольку к функциям, которые осуществляются благодаря музыке (как, например, сопровождение танца или богослужения), можно относить и менее «осязаемые» задачи; к таковым можно причислить, например, коммуникативные, этические, репрезентативные, развлекательные и образовательные функции музыки... Предельно заостряя, можно сказать, что автономной музыки вообще не существует.
Дискуссии о функциональной и автономной музыке — особенно в связи с обсуждением так называемого музыкального содержания, или «музыкальной семантики» — не прекращаются и поныне. Граница между функциональной и автономной музыкой, по-видимому, навсегда останется размытой ввиду того, что «неосязаемую» функциональность многих музыкальных произведений невозможно установить (зафиксировать достоверным экспериментом).