Фройнд, Герман Эрнст
- 1 year ago
- 0
- 0
Жюльен Фройнд (Фрейнд) ( фр. Julien Freund ; 8 января 1921 , , Лотарингия — 10 сентября 1993 , Страсбург ) — французский философ , политолог , социолог , теоретик , педагог , профессор, доктор философии (1965).
Родился в семье рабочего-социалиста и крестьянки. После ранней смерти отца ему в возрасте 17 лет пришлось прекратить учёбу и стать учителем.
В годы Второй мировой войны — активный участник движения французского Сопротивления . В июле 1940 года немцами был взят заложником , смог бежать и присоединился к вооружённым силам французского патриотического антинацистского движения « Свободная Франция ». Участник боевых групп. В июне 1942 года был арестован оккупантами в Клермон-Ферране , затем — в сентябре в Лионе , вместе с Э. Мунье обвинён в участии в сопротивлении и заключён в центральной тюрьме Элисса, затем в крепости Систерона , бежал в июне 1944 года, чтобы сражаться в маки до освобождения территории Франции. Вернувшись в Страсбург в ноябре 1944 года, занялся журналистикой и политикой.
Учился в Университете Клермон-Феррана. Окончил Страсбургский университет , где впоследствии преподавал. После окончания университета — учительствовал, стал профессором философии. В 1960—1965 годах проводил исследования в Национальном центре научных исследований . В 1965 году защитил докторскую диссертацию в Сорбонне , стал профессором социологии в университете Страсбуга, где основал факультет социологических наук. Затем читал лекции в в Брюгге (1973—1975), затем в 1975 году — в университете Монреаля .
Отошёл от политической и профсоюзной деятельности, опыт которой использовал в своем труде «Сущность политического».
Награждён премией Эмиля Жирардо Академии моральных и политических наук Института Франции (1993).
На Ж. Фройнда оказали значительное влияние Макс Вебер , Георг Зиммель , Вильфредо Парето и, особенно, Карл Шмитт .
Согласно Ж. Фройнду, планирование жизни общества в соответствии с тем или иным проектом — утопия . Любые человеческие начинания, движимые лучшими побуждениями, неизбежно отходят от первоначально провозглашенных принципов, порождая социальный слой, извлекающий пользу из сложившейся системы, будь то буржуазная демократия или диктатура . В политической концепции Ж. Фройнда нет места различению «правых» и «левых» . Этот принцип, по его мнению, не может характеризовать сущность политики и неприменим в науке и философии.
«Нет правой или левой социологии, как нет буржуазной или пролетарской биологии». Если, опираясь на опыт, необходимо учитывать историю двухвекового разделения на «правых» и «левых» , то «сам анализ не может быть правым или левым, иначе он перестанет быть философским и превратится в политический, то есть в закамуфлированный инструмент пропаганды».
В творчестве Ж. Фройнда большое место занимает проблема кризиса Европы, понимаемого как упадок духовных, моральных, религиозных, политических и социальных ценностей, внесенных ею в мировую цивилизацию со времени Ренессанса , и путей его преодоления («Европа без румян», 1967; «Конец Ренессанса», 1980; «О декадансе», 1983).
Много внимания он уделяет научному комментированию трудов классиков обществоведения («Социология М. Вебера», 1966; «Право сегодня», 1972; «Утопия и насилие», L978; «Социология конфликта», 1981, и др.).
Фройнд причисляет себя к «духовному семейству», в которое он включает Гераклита , Аристотеля , Макиавелли , Спинозу , Токвиля , М. Вебера , К. Шмитта , чей «дух и метод» помогли ему отойти от немецкого идеализма .
По его собственному признанию, более философии его увлекала метафизика , интегрирующая в своих рассуждениях не только философию, но и политику, экономику, право, искусство и религию, то есть основные виды деятельности, присущие человеку, которого нельзя понять только с позиций сугубо научного исследования.