Interested Article - Ивасимидзу-Хатиман-гу

Ивасимидзу Хатиман-гу ( яп. 石清水八幡宮 ) синтоистское святилище в городе Явата , префектура Киото . Святилище находится на горе Отокояма близ Киото , поэтому иногда его называют Отокояма Хатиман-гу . В храме поклоняются божеству рода Минамото Хатиману , считавшемуся покровителем воинов .

Храм был возведён в 859 году монахом Гёкё из буддистской школы Сингон . С самого начала храм был тесно связан с этой школой, а также являлся центром культа Хатимана в столице и имел связи с императорской семьёй. Храм был построен в год восшествия на престол императора Сэйва . Согласно легенде, император увидел во сне сиреневые облака, исходящие из горы Отокояма, а сам Хатиман объявил через оракула, что там надлежит построить ему храм . Храм был одним из первых, объединивших в себе буддистское и синтоистское святилища .

Считается, что в строительстве храма участвовал знаменитый резчик по дереву Хидари Дзингоро, вероятный автор «спящего кота» в Никко и многих других скульптур ранней эпохи Эдо. Главное строение храма ( яп. 社殿 сядэн , 1631 год) является важным культурным достоянием . О синтае божества известно мало, скорее всего, это зеркало. Кроме самого Хатимана (императора Одзина ), в храме поклоняются жене Одзина (под именем Химэ-гама) и его матери. В результате культ Хатимана в этом храме приобрёл многие черты культа предков .

Храм входил в число 22 элитных святилищ ( нидзюнися ) , а в эпоху Мэйдзи — в число кампэй-тайся ( яп. 官幣大社 большие императорские храмы ) — высшей категории поддерживаемых государством святилищ .

По легенде, в 1268 году из храма была выпущена стрела, вызвавшая божественный ветер ( камикадзе ), разметавший монгольский флот и спасший Японию. В память об этом событии 22 декабря в храме из окрестного бамбука изготавливаются священные стрелы камия . Они достигают 8 м в длину и весят около 80 кг .

Храм построен в стиле хатиман-дзукури , для которого характерны богатые украшения. Внешние стены здаий побелены, а деревянные элементы и интерьер покрыты красным лаком. Хондэн храма представляет собой два параллельных здания, соприкасающиеся карнизами. Между карнизами установлен позолоченный водосточный жёлоб - дар правителя Японии Оды Нобунаги . Переднее здание называтся гайдэн ( яп. 外殿 , внешнее святилище ), заднее (являющееся главной частью хондэна) — найдэн ( яп. 内殿 , внутреннее святилище ), между ними располагается внутренняя комнатка аи-но-ма ( яп. 相の間 ). Она имеет по сторонам двери, через которые священники могут проходить насквозь, не заходя в гайдэн или найдэн . На фасаде имеется три входа - по одному для каждого ками. Средний посвящён Хатиману, правый — императрице Дзингу , а левый — Химэ-оками. Двери гайдэна обычно распахнуты, а интерьер скрывают от глаз занавеси. К каждому входу ведёт отдельная лестница. В найдэне расположены три помоста, предназначенных для отдыха ками. Здания окружены забором тамагаки более полутора метров высотой. Нынешние здания были возведены в 1634 по приказу третьего сёгуна Токугава — Иэмицу . В 2010 году, на его 1150-летие, в святилище прошёл капитальный ремонт .

Перед хондэном расположены открытые здания хэйдэна , где проводятся ритуалы поклонения богам, и будэна , предназначенного для ритуальных танцев и музыки. Здания объединены под одной крышей. Перед ними расположены высокие ворота ро мон цвета киновари, с крышей из кипариса и щипцом карахафу . От них в обе стороны расходится крытый коридор кайро , охватывающий святилище. Весь участок стоит на возвышении трёхметровой высоты .

Примечания

  1. Е.К. Симонова-Гудзенко. Архитектура святилищ // Боги, святилища, обряды Японии - энциклопедия синто / под ред. И.С. Смирнова. — Москва: изд. центр РГГУ, 2010. — С. 173. — (Orientalia etClassica - труды Института восточных культур). — ISBN 978-5-7281-1087-3 .
  2. Cali, Joseph. Shinto Shrines: A Guide to the Sacred Sites of Japan's Ancient Religion. — Honolulu, 2013. — С. 110-114. — 328 с. — ISBN 9780824837754 .
  3. Kanda, Christine Guth. Iwashimizu Shrine: The Hachiman cult in the Heian period // (англ.) . — Cambridge: Harvard University Press, 1985. — P. 41—43. — ISBN 978-0-674-80650-4 .
  4. Breen, John and Mark Teeuwen. . — Honolulu: University of Hawaii Press, 2000. — P. 171. — ISBN 978-0-8248-2362-7 .
  5. Satō, Makoto. (англ.) . Encyclopedia of Shinto, Kokugakuin University (9 декабря 2006). Дата обращения: 20 августа 2020. 25 января 2021 года.
  6. The economics of ritual power // (англ.) / ed. John Breen, Mark Teeuwen. — University of Hawai'i Press, 2000. — P. 75. — ISBN 0-8248-2362-1 .
  7. Kuroda Ryūji. (англ.) (2 июня 2005). Дата обращения: 28 апреля 2020. 23 марта 2016 года.
  8. Parent M. (англ.) . www.aisf.or.jp (2001). Дата обращения: 28 апреля 2020. 18 апреля 2020 года.
Источник —

Same as Ивасимидзу-Хатиман-гу