Кучане
- 1 year ago
- 0
- 0
Омисока ( яп. 大晦日 о:мисока ) , канун Нового года , второй по важности день японского календаря , последний день перед японским новым годом , самым важным днём в году.
В старом календаре последний день месяца назывался мисока ( яп. 晦日 , яп. 三十日 ), т.е. 30-й день. Мисока последнего месяца следовательно называлась большая мисока ( яп. 大晦日 о:мисока ) . Нужно заметить, что изменения количества дней в декабре старого календаря, а также нынешний 31 день, не повлияли на название.
При встрече в омисоку или в последний раз в старом году японцы говорят «Ёй о-тоси о» ( яп. 良いお年を , «Хорошего Нового года» ) ; после наступления Нового года приветствие звучит как «Акэмаситэ омэдэто: годзаимасу. Котоси мо ёросику онэгаисимасу» ( яп. 開けましておめでとうございます、今年もよろしくお願いします , «Поздравляю с наступившим годом. В этом году вновь надеюсь на ваше расположение») .
В омисоку люди обычно очень заняты, так как к японскому Новому году нужно подготовиться. Подготовка состоит из собственных небольших ритуалов: уборки «осодзи» ( яп. 大掃除 о:со:дзи ) , замены бумаги в сёдзи , снятия татами для проветривания. Осодзи делают и дети в школах (в Японии за каждым классом закреплён отдельный кабинет) и работники фирм. Цель уборки — очистить не только комнаты, но и разум, и встретить Новый год открытым для перемен.
После уборки идёт самый обильный ужин в году. Около 11 вечера вся семья собирается дома, чтобы отведать тосикоси- соба ( яп. 年越しそば , соба, провожающая год) или тосикоси- удон ( яп. 年越しうどん ) . Считается, что длинная лапша дарует долголетие в новом году. Обычно лапшу едят без добавок, посыпанную зелёным луком . Кое-где лапшу подают с тэмпурой . Многие хозяйки готовят осэти рёри , готовые наборы еды вроде бэнто . Во-первых, готовить в первые три дня года нельзя, это не любят боги кухни . Во-вторых, в первые три дня хозяйки отдыхают, как и все японцы . Большинство современных семей покупают готовые наборы осэти рёри.
В полночь или на следующее утро японцы идут в дзиндзя или буддийский храм на хацумодэ .
Дзиндзя готовят к омисоке амадзакэ , которое передают в толпы, собирающиеся у храма. В полночь звучит бой колокола («бонсё»), каждый из 108 ударов которого очищает души собравшихся от одного из их страданий .