Interested Article - Поперечно-строчная видеозапись

Попере́чно-стро́чная видеоза́пись ( англ. Quadrature scanning ) — способ записи телевизионного видеосигнала на магнитную ленту при помощи магнитных видеоголовок , вращающихся на барабане, установленном перпендикулярно движению магнитной ленты . При этом дорожки получаемой видеозаписи практически перпендикулярны к направлению движения носителя . Первые видеомагнитофоны , пригодные для практического использования, были построены на этом принципе. Поперечно-строчная видеозапись предусматривала использование магнитной ленты шириной 2 дюйма (50,8 миллиметров ) и запись видеосигнала четырьмя видеоголовками на дорожках, расположенных поперёк плёнки. Для синхронизации движения ленты и барабана видеоголовок при воспроизведении ( автотрекинга ) применялся управляющий сигнал, который записывался неподвижной магнитной головкой на отдельную управляющую дорожку вдоль магнитной ленты, так же, как и звук .

Схема поперечно-строчной видеозаписи

История создания

Поперечно-строчный способ видеозаписи впервые позволил создать работоспособный видеомагнитофон, поскольку все предыдущие попытки многодорожечной записи вдоль магнитной ленты были сопряжены с её огромными скоростями и расходом . Первым коммерчески пригодным видеомагнитофоном стал в 1956 году американский VR-1000 компании « Ampex », который произвёл в буквальном смысле переворот в телевидении, заменив архаичные кинорегистраторы . Главными разработчиками, кроме директора компании Александра Понятова , также считаются Чарльз Андерсон и «отец шумоподавления» Рэй Долби . Первые экземпляры этого аппарата стоили свыше 50 000 долларов , но это не останавливало телекомпании, нуждавшиеся в оперативном способе записи телепередач. До середины 1970-х годов существовал запрет на поставки видеомагнитофонов Советскому Союзу , поскольку видеозапись считалась технологией двойного назначения . Поэтому, в СССР поперечно-строчная видеозапись была разработана самостоятельно, и уже в 1960 году были выпущены первые отечественные аппараты «КМЗИ-4» и «Кадр-1» .

Формат Q

Бобина двухдюймовой магнитной ленты формата Q в сравнении со смартфоном

Основной и практически единственный формат поперечно-строчной видеозаписи назывался «Двухдюймовый Квадраплекс» ( англ. 2 inch Quadruplex ) или просто «Quad». Часто его называли «формат Q» и де-факто он был общемировым вещательным стандартом, поскольку обеспечивал беспрецедентное для своей эпохи качество изображения при горизонтальной чёткости свыше 400 твл . Отечественные видеомагнитофоны «Кадр» и «Электрон» соответствовали формату Q, что было необходимо для международного обмена телепрограммами . Скорость движения магнитной ленты составляла 39,68 сантиметра в секунду для европейского стандарта разложения , а скорость движения видеоголовок относительно ленты — 41,27 метров в секунду при частоте вращения барабана 15 000 оборотов в минуту . Угол наклона видеодорожки к краю магнитной ленты соответствовал 90,33° .

Стабильный контакт видеоголовок с магнитной лентой обеспечивается её вакуумным прижимом к специальной цилиндрической направляющей . Кроме того, газовые подшипники, в которых вращается диск с видеоголовками, также требуют специального компрессора . Поэтому, аппаратные видеомагнитофонов формата «Квадраплекс» оснащались централизованными системами высокого и низкого давления, без которых работа невозможна . Эксплуатировать такие видеомагнитофоны могли только высококвалифицированные инженеры, поскольку для записи и воспроизведения требовалась предварительная сложная настройка параметров каждой из четырёх видеоголовок и системы автоматического регулирования вращения барабана . В первых советских аппаратах этого формата из-за недостаточной точности изготовления проявлялись индивидуальные особенности блока видеоголовок, в результате чего приемлемое качество воспроизведения достигалось только при использовании того же БВГ, которым производилась запись. Поэтому часто рулон с записью хранился вместе с видеоголовками .

«Квадраплекс» относится к сегментированным форматам, что означает запись одного телевизионного поля на нескольких отдельных дорожках . Одна видеоголовка записывала 1/16 поля изображения, а за один оборот барабана записывалась только четверть поля. Поэтому, воспроизведение видеозаписи со скоростью, отличной от скорости записи, невозможно. Это является одним из главных недостатков сегментированных форматов и формата Q. Ещё один трудноустранимый недостаток поперечно-строчного метода записи — «полосатость» изображения, получаемая в результате неизбежной разницы характеристик магнитных головок, воспроизводящих соседние сегменты изображения . С появлением наклонно-строчной видеозаписи и несегментированных форматов, поперечно-строчная была вытеснена, особенно из области производства новостей вследствие громоздкости и трудностей при видеомонтаже .

Аппараты двухдюймового формата выпускались до середины 1970-х , но в СССР их выпуск продолжался практически до перестройки из-за трудностей освоения промышленностью новых типов видеомагнитофонов .

Видеомонтаж

Монтаж телепрограмм в формате Q первоначально осуществлялся механическим путём с «проявлением» магнитных дорожек специальным магнитным порошком перед разрезанием ленты точно по границе между кадрами, и её последующей склейкой под микроскопом . В дальнейшем были разработаны аппараты, пригодные для простейшего электронного монтажа, возможного благодаря сохранению кадров видеозаписи в цифровой памяти.

Наклонно-строчная видеозапись за счет другой геометрии сигналограммы и кинематики позволяла записывать каждый кадр изображения за один оборот барабана, что давало возможность замедленного, ускоренного воспроизведения и получения стоп-кадра. Кроме того, такой метод записи позволял осуществлять электронный монтаж, стыкуя монтируемые сцены коммутацией видеосигнала от двух синхронно и синфазно работающих видеомагнитофонов.

См. также

Примечания

  1. При записи в европейском стандарте разложения 625/50 . Для американского стандарта 525/60 частота вращения составляла 14 400 об/мин, а скорость магнитной ленты — 38,1 см/с.

Источники

  1. , с. 174.
  2. , с. 95.
  3. Что есть что . Stereo&Video. Дата обращения: 16 августа 2014. 3 августа 2014 года.
  4. Леонид Чирков. // «625» : журнал. — 1998. — № 1 . (недоступная ссылка)
  5. В. Маковеев. . Музей телевидения и радио в Интернете. Дата обращения: 30 августа 2012. Архивировано из 8 октября 2012 года.
  6. Михаил Шульман. // «MediaVision» : журнал. — 2011. — № 3 . — С. 66—69 . 28 марта 2017 года.
  7. . Видеостудия «Eurostudio». Дата обращения: 2 сентября 2012. Архивировано из 15 октября 2012 года.
  8. Ю. Михайловский. . Студия «Видеотон». Дата обращения: 2 сентября 2012. Архивировано из 21 декабря 2012 года.
  9. , с. 433.
  10. В. Маковеев. . Музей телевидения и радио в Интернете. Дата обращения: 31 августа 2012. Архивировано из 8 октября 2012 года.
  11. , с. 440.

Литература

  • В. Е. Джакония. Телевидение. — М.,: «Горячая линия — Телеком», 2002. — С. 431—451. — 640 с. — ISBN 5-93517-070-1 .
  • Е. А. Иофис . / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. , 175. — 447 с.
  • ГОСТ 13699-91 Запись и воспроизведение информации. Термины и определения // Сборник : Межгосударственный стандарт. — 1992.

Ссылки

Источник —

Same as Поперечно-строчная видеозапись