Interested Article - Иегуда Хасид из Регенсбурга

Иегуда Хасид из Регенсбурга , Иегуда́ бен-Шмуэ́ль хе-Хаси́д , Иехуда бен Шмуэль хе-Хасид , Иуда бен Самуил ( ивр. יהודה החסיד ‎, «Иуда Благочестивый»; 1140, Шпайер — 1217, Регенсбург ) — германский раввин , основоположник направления « Хасидей Ашкеназ », еврейского мистического движения в средневековой Германии.

Движение «хасидей ашкеназ» ( ) отличается от обычного каббалистического мистицизма, поскольку сосредотачивается на особых молитвах и этическом поведении. Йегуда Хасид поселился в Регенсбурге в 1195. Наиболее его известные труды — « Сефер хасидим » (Книга благочествых) и «Сефер ха-Кавод» (Книга славы), последняя была утрачена и известна по цитатам из других авторов. Наиболее известные ученики раввина Йегуды — раввин Рокеах и .

Биография

Йегуда ха-Хасид происходил из древнего рода каббалистов. Его отец, (Шмуэль Кадош) возглавлял дом учения в Шпеере, а его дедушка был выдающимся мудрецом и меценатом . После переезда в Регенсбург основал там дом учения, где воспитал ряд известных еврейских мудрецов. Оставил одного сына — Моше Звалтмана. Внук Йеуды — Элазар, сын .

Труды

«Сефер-хасидим» , традиционно приписываемая р. Йеуда а-Хасиду, состоит из трёх отдельных книг (во многих издания включается также четвёртая книга без названия и пятая книга — комментарий на Мишлей ):

  1. «Сефер ха-Йира» (книга трепета) — занимается этическими вопросами Богобоязненности;
  2. «Сефер ха-Тшува» (книга раскаяния), занимается раскаянием и искуплением грехов;
  3. «Сефер-хасидим» — основное сочинение.

Сефер хасидим занимается вопросами этики и повседневной жизни: отношениям с местным населением, торговле и т. п. Рассматриваются смысл и правила соблюдения различных заповедей.

Завещание

Завещание р. Йеуды ха-Хасида обычно издаётся в начале «Сефер хасидим». Представляет собой мистические дополнительные запретительные указания, касающиеся различных аспектов повседневной жизни и имеющее ряд дополнений, добавленных другими хасидей ашкеназ. При этом ряд запретов касается не всех евреев, а только потомков р. Йеуды. Запреты, содержащиеся в «завещании» во многом напоминают суеверия , однако, как правило, имеют под собой каббалистическое основание.

Примеры широко известных запретов:

  • не следует раскапывать могилу и оставлять её открытой, если покойного не будут хоронить в этот день;
  • когда выносят покойника из дома, следует остерегаться, чтобы человек не вышел перед гробом;
  • нельзя строить дом выше синагоги;
  • нельзя жениться человеку на женщине, которую зовут так же, как его мать, либо отца которой зовут так же, как его;
  • нельзя жениться двум братьям на двух сёстрах, нельзя жениться на племяннице, нельзя жениться на одной женщине, а потом (после смерти или развода) на её сестре и т. п.;
  • нельзя отказывать жене в супружеской близости в ночь её погружения в микву ;
  • нельзя возвращаться домой, если человек, выходя из дома, что-то забыл из дома; следует попросить, чтобы эту вещь вынесли;
  • нельзя чистить обувь в день выхода в дорогу (но следует сделать это накануне);
  • нельзя рубить плодовые деревья;
  • нельзя писать на книге, что она чья-то (например, это книга Реувена), а следует просто написать имя хозяина;
  • нельзя стричь волосы головы, бороду и ногти в новомесячье ;
  • ребёнка нужно начинать кормить левой грудью;
  • после смерти человека всю воду, которая находилась в округе, нужно вылить;
  • нельзя снимать мезузу при выезде из дома.

Несмотря на то, что большая часть запретов не имеет галахического основания в Талмуде и Торе, содержание завещания было широко известно даже среди малограмотных евреев на протяжении десятков поколений. Некоторые запреты (стрижка волос в новомесячье, запрет снятия мезузы, часть похоронных постановлений и др.) зафиксированы галахическими авторитетами, в том числе , в Мишне Бруре и т. д. Однако на протяжении длительного времени большинство запретов рассматриваются как необязательные (в частности, запреты, связанные с браками).

Шир ха-Кавод (Песнь славы, Аним Змирот)

Приписываемый р. Йеуде ха-Хасиду возвышенный литургический гимн, прославляющий Творца. Исполняется в ашкеназских синагогах в субботу после молитвы « мусаф » либо перед чтением Торы . Слова этого гимна настолько возвышенны, что исполнение поручается, как правило, мальчикам, не достигшим совершеннолетия. При этом открывается арон ха-кодеш . Тест приводится в любом сидуре .

Примечания

  1. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. Ш. Эттингер , Х. Бейнарт , Х. Тадмор , Я. Цур , и др. Иехуда бен Шмуэль хе-Хасид // / Главные редакторы И. Орен , . — Иерусалим : Общество по исследованию еврейских общин, 1982. — Т. 2 (Габбай-Измир). — Стб. 770-771. 19 августа 2022 года.
  3. Г. А. Николаев. Judah ben Samuel // . — М. : Прогресс , 1995. — С. 230. — 464 с. — 10 000 экз. ISBN 5-01-004545-1 . 21 декабря 2021 года.
  4. Иуда бен Самуил (Judah ben Samuel) // / под редакцией Г. Я. Гершовича. — 2008. — Т. 1. — С. 750. — 2327 с. — 3 000 экз. ISBN 978-5-271-22853-7 .

Литература

Источник —

Same as Иегуда Хасид из Регенсбурга