Interested Article - Луцатто, Моше Хаим

Моше-Хаим Луцатто (известен под аббревиатурой «Рамхаль»; 1707 1746 ) — раввин, философ и каббалист, автор десятков книг по каббале и по еврейской этике.

Мировоззрение

Свой первый трактат Луцатто написал в возрасте 17 лет. Этот трактат по риторике посвящён изучению закономерностей, которым подчиняются языки в целом и иврит в частности.

Большинство книг Рамхаля — о скрытой части Торы , и о них сказано, что «Рамхаль описывает строение духовных миров так, как будто сам присутствовал при их сотворении». Одной из отличительных особенностей работ Луцатто является системный подход . Это можно проследить в трех основных работах Луцатто. «Дерех ха-шем» («Путь Творца») — работа, по-видимому, наиболее системная из когда-либо предпринятых исследований основ еврейской духовности. «Месилат йешарим» («Путь праведных») — шедевр ненравоучительной морали и синтез философской этики, опирающейся на разум, также отражает этот подход. Третья из его основных работ — «Калах Питхей Хохма» («138 Врат Мудрости») — посвящена каббале . Здесь Луцатто демонстрирует своё умение систематизатора.

Луцатто считал, что распространение каббалистической мысли, объяснение постулатов и понятий каббалы играет решающую роль в нравственном прогрессе, который он проповедует.

Биография

Родился в Падуе ( Италия ) в 5467 (1707) году. Уже в юном возрасте освоил латынь , был знаком с итальянской поэзией и изящной словесностью. В 14 лет он знал наизусть не только весь Талмуд и Мидраши , но и все сочинения каббалиста Аризаля . Свою первую книгу Моше-Хаим опубликовал в возрасте 17 лет. Раввин Луцатто не носил бороды и одевался по моде, как итальянский аристократ.

На протяжении жизни р. Луцатто был объектом беспрецедентной травли со стороны влиятельных раввинов, включая р. Моше Хагиза — раввина иерусалимской общины, подозревавших его в ереси и запретивших издавать сочинения по каббале .

Моше-Хаим Луцатто стал раввином в 5726 (1726) году. Луцатто исполнилось 19. Молодой раввин возглавил группу «Мевакшей Ашем» (Ищущие Бога), в которой были установлены особые правила изучения книги « Зоар » по сменам и без остановки.

В мае 1727 года у р. Луцатто раскрылся « руах а кодеш » ("Святой Дух"), он услышал «голос», который передал ему многие тайны каббалы . Полученные от " руах а кодеш " откровения р. Луцатто записывал.

Эти тексты и истории были восприняты его учителями и авторитетными итальянскими раввинами с большим подозрением и неодобрением, его пытались также отлучить от общины и религии. Причиной этому были также воспоминания о явлении лжемессии Саббатая Цеви в 1665 году , который вызвал смуту среди евреев и неожиданно обратился в ислам . Сходства между сочинениями Луццато и саббатианскими идеями вызывали неодобрение раввинов.

Лишь незначительное количество этих записок сохранилось, но по оставшимся можно судить, что Луццато и его последователи воспринимали себя как играющих важную роль в пришествии Мессии, при этом сам Рамхаль воспринимался как реинкарнация библейского Моисея .

После изгнания из Италии он попытался обосноваться в Амстердаме , а потом в Германии. Немецкие раввины заставили его подписать документ, в котором он признался, что описанное им «учение маггида» ложно, большинство его записей было спрятано в тайник.

Могила Моше Хаима Луцатто над Киннеретом

Как и многие каббалисты того поколения, Рамхаль стремился к Святой Земле . В 5503 году ( 1743 ) он достиг этой цели, поселившись в Акко и создав там синагогу и иешиву. Но всего через три года, 26 ияра 5506 года (16 мая 1746) он с женой и двумя детьми погибли от эпидемии чумы . Рабби Моше Хаим Луцатто был похоронен на берегу озера Кинерет (Генисаретское море) рядом с рабби Акивой . По другой версии, он был похоронен в деревне Кфар Ясиф возле Акко, где хоронили остальных жертв этой эпидемии, включая рава Моше Малки — главного раввина Акко и друга Рамхаля.

Высказывания о Рамхале и его учении известных раввинов

Знаменитый Виленский Гаон (рабби Элиягу из Вильны) говорил, что если бы р. Луцатто жил в его время, он пошел бы пешком в Италию, чтобы учиться у него.

Однажды у рабби Дов Бера, магида из Межерича , спросили, почему рабби Моше-Хаим Луцатто скончался так рано. Магид ответил, что его поколение было недостойно понять его гениальность и святость.

Время деятельности Луцатто, Моше Хаим в истории иудаизма

Примечания

  1. Moshe Ḥayyim Luzzatto //
  2. Moshe Hayyim Luzzatto // (англ.)
  3. Mošes Hayyim Luzzatto //
  4. Wurzbach D. C. v. (нем.) // Biographisches Lexikon des Kaiserthums Oesterreich : enthaltend die Lebensskizzen der denkwürdigen Personen, welche seit 1750 in den österreichischen Kronländern geboren wurden oder darin gelebt und gewirkt haben — Wien: 1856. — Vol. 16. — S. 183.
  5. " — статья из Электронной еврейской энциклопедии "

Литература на русском языке про Рамхаля

  • Раби Моше Хаим Луцатто. Основы / Пер. Пинхос Зидман. Иерусалим: Швут Ами, 1995.
  • Раби Моше Хаим Луцатто. Путь Творца / Пер. Пинхос Зидман. Иерусалим: Швут Ами, 1997.
  • Рабейну Моше-Хаим Луцато. Даат Твунот. Диалог об основах мироздания. С коммент. рава Хаима Фридлендера и переводом на русский язык Л.-А. Саврасова / Общ. ред. Р. И. Полищука. Иерусалим: Швут Ами, 2003.
  • Луцатто М. Х. Очерк об основах иудаизма. 2001.
  • Моше Хаим Луцатто. Месилат Йешарим («Путь праведных»)/ Пер. рава Л.Саврасова (текст с параллельным переводом на русский язык) Иерусалим Тора Лишма 2006.
  • Нечипуренко В. Н. Еврейская философия и каббала: Сефер Йецира; 32 пути Мудрости; Объяснение десяти сефирот рабби Азриэля из Жероны (новые переводы с древнееврейского). — Ростов н/Д: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2007. (Глава «Философия и каббала в трактовке Моше Хаима Луцатто». С. 368—403).

Ссылки

Источник —

Same as Луцатто, Моше Хаим