Interested Article - Неизгладимая печать
- 2021-04-26
- 2
Неизглади́мая печа́ть ( лат. indelebile signum ) или характи́р неизглади́мый ( лат. character indelebilis ) — термин католического богословия, согласно которому, три таинства из семи — крещение , миропомазание и священство — оставляют в душе посвящаемого нестираемый, вечный след. Этот след невозможно никогда и никак уничтожить.
В древней Церкви догмата о неизгладимой печати не существовало. Например, согласно учению древней Церкви священник, изверженный из сана , лишается навсегда права священнодействия, лишается имени и чести священнослужителя, перестает принадлежать к клиру, становится мирянином, каким был до рукоположения. Догмат о неизгладимой печати принят в Католичестве в 1439 году на Флорентийском соборе . Он был изложен в булле Римского папы Евгения IV , посвященной унии с армянами , в которой говорится:
Среди этих (семи) таинств, есть три святыни, крещение , конфирмация и священство , как характиры, от других отличны, они оставляют знак духовный в душе (человека), неизгладимый .
В 1545 году на седьмом заседании Тридентского собора принято девятое правило, согласно которому все отвергающие наличие неизгладимой печати этих трёх таинств были преданы анафеме . На двадцать третьем заседании Тридентского собора принято четвёртое правило, согласно которому учащие о том, что священник после извержения из священства становится мирянином, были преданы анафеме .
Согласно 845 канону Католического Кодекса канонического права 1983 года : «Таинства крещения, миропомазания и рукоположения, налагающие неизгладимую печать ( лат. characterem imprimant ), не могут преподаваться повторно».
Католическое учение о неизгладимой печати трёх таинств включили в свои сочинения отдельные православные авторы: Лаврентий Зизаний Тустановский — в «Большой катехизис» 1627 года: «есть же особне действо другое самех точию трех святых таин, сиречь крещения, святаго мира и священничества. яко нам души начертание содевают и печатают, еже вовеки не истребляется ниже изменяется», и Пётр Могила — в Требник 1646 года : «Вестно же буди, яко три Таины суть, их же повторяти никакоже подобает, сия же суть, Крещение, Миропомазание, и Священство. Сигоже убо ради не повторяются сия святыя Тайны, ибо характир си есть, печать или знамение николиже истираемое на души приемлющего творят».
Примечания
- Inter haec sacramenta, tria sunt, baptismus, confirmatio et ordo, quae characterem, id est, spirituale quoddam signum a ceteris distinctivum, imprimunt in anima, indelebile
- Si quis dixerit, in tribus sacramentis, baptismo scilicet, confirmatione, et оrdine, non imprimi characterem in anima, hoc est, signum quoddam spirituale et indelebile, unde ea iterari non possunt: anathema sit (Sess. VII, de sacramentis in genere, can. 9)
- Si quis dixerit, per sacram ordinationem non dari Spiritum sanctum, ac proinde frustra episcopos dicerë Accipe Spiritum sanctum; aut per eam non imprimi characterem; vel eum, qui sacerdos semel fuit, laicum rursus fieri possë anathema sit (Sess. XXIII, de sacramento ordinis, can. 4)
Ссылки
- 2021-04-26
- 2