Interested Article - Тритон (интервал)
- 2021-07-23
- 1
Трито́н ( лат. tritonus — состоящий из трёх тонов) — музыкальный интервал , качественная величина которого равна трём целым тонам .
В двенадцатиступенном равномерно-темперированном строе тритон делит октаву на две равные части по шесть полутонов и интерпретируется как увеличенная кварта (ув.4) или уменьшённая квинта (ум.5) .
Тритон является сильным диссонансом и имеет первостепенное значение для мажорно-минорной тональности . Этот интервал входит в состав доминантсептаккорда (между его терцией и септимой) и других неустойчивых аккордов .
Общие сведения
Увеличенная кварта — интервал шириной в четыре ступени , встречающийся в основном (диатоническом) звукоряде в виде исключения, так как все остальные шесть кварт этого звукоряда являются чистыми и имеют два с половиной тона. Среди хроматических интервалов увеличенная кварта также составляет исключение, так как энгармонически равна уменьшённой квинте , тогда как все другие хроматические интервалы энгармонически равны диатоническим.
Уменьшённая квинта — интервал шириной в пять ступеней, являющийся обращением увеличенной кварты, для которого также справедливо всё вышесказанное.
Тритоны в ладу
Тритоны в натуральных, гармонических, мелодических и альтерированных ладах
Диатонические и характерные (гармонические) тритоны. В натуральном мажоре диатонические тритоны строятся на IV и VII ступенях , а в натуральном миноре — на VI и II ступенях. В гармонических ладах вследствие повышения (в миноре) или понижения (в мажоре) на 0,5 тона диатонического звука образуются тритоны на VI пониженной и II ступенях в гармоническом мажоре и на VII повышенной и IV ступенях в гармоническом миноре . Тритоны натурального и гармонического видов мажора и минора являются наиболее употребимыми в музыкальной практике . Последние иногда причисляют к характерным интервалам гармонических ладов .
Альтерированные тритоны. Интервалы, построенные на ступенях лада с использованием звуков альтерированной гаммы , называют альтерированными. В мажоре альтерированные тритоны (увеличенные кварты) строятся на I ступени (с использованием IV + ), II − ступени, VI ступени (с использованием II + ), их обращения — на IV + , V (с использованием II − ) и II + ступенях соответственно. В миноре альтерированные тритоны (увеличенные кварты) строятся также на I и II − ступенях и на IV − ступени, их обращения — на IV + , V, VII ступенях соответственно .
Тритоны мелодического мажора и минора. Верхний тетрахорд мелодической мажорной гаммы образуется с использованием VII пониженной ступени, а верхний тетрахорд мелодической минорной — с использованием VI повышенной. При включении данных ступеней в общий звукоряд лада, обнаруживается тритон между «мелодическим звуком» и III ступенью .
Доминантовые и субдоминантовые тритоны
Построенные на IV и VII ступенях в натуральном мажоре и на IV и VII повышенной ступенях в гармоническом миноре тритоны называются доминантовыми , так как эти ступени входят в состав доминантсептаккорда . Звуки доминантовых тритонов разрешаются по ладовому тяготению: увеличенная кварта разрешается в тоническую сексту , уменьшённая квинта — в тоническую терцию .
Субдоминантовые тритоны строятся на II и VI пониженной ступенях в гармоническом мажоре и на II и VI ступенях в натуральном миноре, так как являются звуками септаккорда II ступени . При разрешении тритонов, содержащих II ступень, последняя переходит не в тонику, а в III ступень, чтобы избежать нежелательного в двухголосии параллельного движения квинтами или квартами.
Будучи ярким и остро тяготеющим интервалом, тритон часто используется для подчёркивания важных моментов композиции, в том числе при переходе в другие тональности.
Примеры тритонов: c-fis , d-gis , e-ais , f-h , g-cis , a-dis , h-eis
Акустика
Частоты звуков тритона по-разному соотносятся в разных строях. В пифагорейском строе увеличенная кварта обладает соотношением 729:512, а уменьшённая квинта (комматический тритон) — 1024:729. В равномерно темперированном строе соотношение всегда .
Исторический очерк
В истории западной Европы начиная со времён григорианской монодии многие теоретики музыки в своих классификациях интервалики («диастемологиях») оставляли тритон без внимания. В практических руководствах по композиции начиная с позднего средневековья до эпохи барокко включительно мелодический тритон в прямом движении (например, f-g-a-h) был запрещён.
В российском музыкознании закрепилась точка зрения, что именно средневековью обязано известное метафорическое обозначение тритона как «диавола в музыке» ( лат. diabolus in musica ). Например, Б. Л. Яворский ещё в начале XX века писал:
Среди двенадцати звуковых отношений есть одно — основное, в зависимости от которого находятся все остальные отношения — это отношение звуков на расстоянии шести полутонов (уменьшенная квинта, увеличенная кварта, тритон, средневековое diabolus in musica).
— Строение музыкальной речи. М. , 1908, с. 5-6
«Дьявольскому» тритону посвятил пассаж и классик советского музыкознания Б. В. Асафьев в своей монографии «Музыкальная форма как процесс» (1940-е годы):
…консервативно-обывательский слух мещан средневековья мог бояться этого «музыкального дьявола» не менее, чем в наше время музыки «Sacre» Стравинского или его «Свадебки», интеллектуализма Шёнберга, «скифства» С. Прокофьева и т. д.
— Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Л.: Музыка, 1971, с. 242
В действительности, метафора diabolus in musica регистрируется впервые только в XVIII веке (например, в 1725 у И. Й. Фукса и в 1739 у И. Маттезона ), раньше всего — в трудах А. Веркмейстера , причём она применяется у Веркмейстера не только к тритону, но и по отношению к хроматическому полутону ( апотоме ) b-h .
Примеры звучания
Примечания
- В немецком языке тритон (tritonus) также называют полуоктавой (halboktave).
- Альтерированная гамма - гамма мажора или минора, в которую включены ступени, возникшие вследствие внутриладовой альтерации (II пониженная, II повышенная, IV повышенная, VI пониженная в мажоре, VII повышенная, II пониженная, IV пониженная, IV повышенная в миноре).
- Теремова Т. И. Тема 7. Интервалы в тональностях мажора и минора // Элементарная теория музыки : рабочая тетрадь : часть 1. — Луганск, 2017. — С. 66. — 78 с.
- «Каждый интервал определяется количественной и качественной величиной. <…> Качественная (тоновая) величина выражается количеством целых тонов и полутонов, составляющих интервал (это единица измерения интервала)». (Источник: В. И. Астахова. Музыкальная грамота : Популярный справочник для тех, кто учится играть на гитаре, фортепиано, баяне и других музыкальных инструментах. — Минск : Современная школа, 2011. — С. 31. — 48 с. — 3050 экз. — ISBN 978-985-539-187-7 .)
- ↑ Коллектив авторов. Теория музыки. Учебник для музыкальных училищ и старших классов специальных музыкальных школ / Общая редакция Т. С. Бершадской. — Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2003. — С. 57, 126—127. — ISBN 5-7379-0177-7 .
- ↑ Вахромеев В. А. . Музыкальная энциклопедия . Дата обращения: 17 февраля 2023. 7 мая 2023 года.
- Дата обращения: 20 июня 2019. Архивировано из 1 мая 2013 года.
- ↑ Золина Е. М. Сольфеджио для 7—8 классов ДМШ. — Москва: Издательство "Музыка", 2009. — С. 189, 222. — 2000 экз.
- Способин И. В. Элементарная теория музыки. — Москва: Кифара, 1996. — С. 111. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN ББК 85.90.
- Последовательное сочетание двух звуков называют мелодическим (горизонтальным) интервалом.
-
Es scheinet auch, daß die Italiäner <…> heutiges Tages noch mehr Zeichen wolten einführen, welche doch nirgend zu nüße seynd, insonderheit da sie das
quadratum <изображён знак, похожий на современный
бекар
> hinsetzen, wo es seinen Locum nicht hat <…> Und weil dieser Clavis
dem lateinischen
h
nicht gar zu ungleich aussiehet, so haben die Organisten denselben gar den Namen
H
zum Unterscheide des
b
rotundi gegeben <…> da doch hierinnen ein großer Unterscheid ist, denn
Mi contra fa est diabolus in Musica
:
-
dur
und
B-moll
ist ein großer Unterscheid. (Musicalische Paradoxal-Discourse, 1707, S. 75—76).
В другом трактате Веркмейстера то же выражение diabolus in musica относится к другому (тоже хроматическому) полутону f-fis (под словом 'Griff' Веркмейстер понимает вертикальный интервал или аккорд всякого рода): Bey allen Griffen nun müssen, wie schon gesagt, die tertiae majores und minores wohl unterschieden werden. Dann wann der Sänger oder Violist zum d das fis (so der Componist gesetzet hat) anschlägt, und der Organist wolte f nehmen, so würde eine garstige Constellation («Zusammenstimmung» wolte ich sagen) entstehen; und diss ist eigentlich das mi contra fa , wovon die Alten gesaget est diabolus in musica . Es haben auch etliche hiermit die Tritonos verstanden und die relationes non harmonicas , wie solches bey den alten Autoribus kann nachgeschlagen werden (Harmonologia musica, 1702, S. 6).
- 2021-07-23
- 1