Советские партизаны в Великой Отечественной войне
- 1 year ago
- 0
- 0
Телевизионная отрасль в СССР стала флагманом национальной радиоэлектроники . В 1990 году количество выпущенных советской промышленностью телевизоров достигло рекордного значения в 10,7 млн (четвёртое место в мире по этому показателю) . Продукция экспортировалась как в страны соцлагеря , так и в другие страны Европы, Америки и Азии .
Выпуск первого советского механического телевизора « Б-2 » с диском Нипкова для приёма изображения с разложением на 30 строк был начат на ленинградском заводе «Коминтерн» (ныне завод им. Козицкого ) 15 апреля 1932 года . Это была приставка, которая не оснащалась собственным радиоприёмным трактом и требовала подключения к обычному радиоприёмнику . Для приёма звукового сопровождения требовался ещё один радиоприёмник, настроенный на другую частоту . Приставка обладала миниатюрным экраном 3×4 сантиметра со стеклянной лупой. В 1933—1936 гг. завод выпустил около 3000 таких телевизоров . В начале 1930-х годов среди советских радиолюбителей получило распространение конструирование самодельных телеприставок для приёма телетрансляций, в том числе зарубежных . В 1933 году журнал « Радиофронт » даже обратился к своим читателям с призывом сделать своими руками телевизор.
В 1935 году в Ленинграде был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения (с 1936 г. НИИ-8, с 1939 г. — НИИ-9, с 1946 вновь ВНИИТ, в настоящее время АО «НИИ телевидения»), ставший центром разработки большей части отечественного оборудования.
Регулярное электронное телевещание в СССР было впервые начато Опытным ленинградским телецентром (ОЛТЦ) 1 сентября 1938 года с разложением на 240 строк . В Москве телепрограммы стали регулярно выходить в эфир начиная с 10 марта 1939 года с разложением на 343 строки . Поскольку телецентрами использовались разные стандарты разложения , для каждого из них была разработана своя модель телевизора. Для приёма передач Ленинградского телерадиоцентра предназначался телевизор «ВРК» (Всесоюзный радиокомитет), разработанный в институте телевидения под руководством А. А. Расплетина и В. К. Кенигсона. Он был оснащён кинескопом с размером экрана 13×17,5 см и 24 радиолампами. В 1937—1938 годах было выпущено 20 экземпляров «ВРК», которые устанавливались в домах пионеров и дворцах культуры для коллективного просмотра . Для приёма передач Московского телецентра в 1938 году завод «Коминтерн» выпустил телевизоры «ТК-1» — первые советские электронные приёмники. Это была более сложная модель на 33 радиолампах с размером экрана 18×24 см, выпускавшаяся по документации американской компании RCA . К концу года было произведено около 200 телевизоров. К началу Великой Отечественной войны их парк составлял до 2000 штук.
Работы по созданию упрощённого телеприёмника, рассчитанного на массового потребителя, велись на другом ленинградском предприятии — — совместно с НИИ телевидения. В 1940 году здесь на основе схем, предложенных Расплетиным, был создан серийный телевизор «17ТН-1», пригодный для приёма передач как ленинградского, так и московского телецентров с разными стандартами ; до войны завод успел выпустить не более 2000 телевизоров этой марки. Затем начались испытания новых образцов 17ТН-3 и 23ТН-4 (17 и 23 — диаметр экрана) . Перед войной Александровский радиозавод выпустил упрощённый телевизор «АТП-1» (Абонентский телевизионный приёмник № 1), предназначенный для прообраза кабельного («абонентского») телевидения . С окончанием войны производство телевизоров возобновилось. Ещё в 1944 году был разработан новый стандарт разложения телевизионного изображения на 625 строк, использующийся до сегодняшнего дня . В 1946 году на Государственном Союзном заводе № 528 (сейчас ОАО «Московский радиозавод „Темп“») начался выпуск телевизоров «Москвич Т-1» (автор разработки Е. Н. Геништа ), а на заводе им. Козицкого — «Ленинград Т-1» (разработчики Д. С. Хейфец и С. А. Мазиков) уже по новому стандарту. С 1948 года завод перешел на модель «Ленинград Т-2».
Первым по-настоящему массовым телевизором считается « КВН-49 », выпущенный в 1949 году Александровским радиозаводом (АРЗ). Он был рассчитан на стандарт разложения 625/50 . Аппарат стоил 1200 дореформенных рублей , и был вполне доступным для обеспеченных семей, примерно соответствуя двум средним зарплатам . Московский телевизионный завод «Рубин» (с 2003 года закрыт) после небольших опытных партий телевизоров «Север» и «Север-2» 1 октября 1953 года начал серийный выпуск телевизоров «Север-3» .
В 1954 году в Москве на основе телевизора КВН-49 был разработан телевизионный приёмник чёрно-белого изображения «Уран». Электрическая схема, конструкция и технические параметры телевизора сходны с базовой моделью. Отличие заключалось в применении нового кинескопа 18ЛК7Б, новом оформлении, улучшенной АС из двух динамиков, другой форме футляра и лицевой панели. В производство аппарат не был запущен из-за отсутствия новизны и схожестью с моделью «КВН».
В 1957 году был разработан экспериментальный телевизионный приемник черно-белого изображения «Спартак» .
В 1961 году на предприятии имени Козицого выпускался телевизор «Дружба».
Телевизоры выпускали на всей территории СССР, от Владивостока до Прибалтики.
Чёрно-белые телевизоры в 1960-е — 80-е годы в СССР выпускали :
Телевизор «Знамя-58» ленинградского завода имени Козицкого получил «Гран-При» на Всемирной выставке в Брюсселе «Экспо-58» . Этим же заводом в 1965 году был выпущен первый советский лампово-полупроводниковый телевизор «Вечер» .
Самые массовые телевизоры:
В 1957 году количество телевизоров у населения превысило один миллион. В 1960-м был произведен 1 млн телевизоров, в 1970-м — 6 млн .
В 1989 году появился самый маленький телевизор, выпускавшийся в СССР, — телевизор «Ровесник» Ленинградского завода «Магнетон» .
В 1950 году был создан Московский научно-исследовательский телевизионный институт (МНИТИ). На него были возложены функции по повышению качества, стандартизации и разработке новых базовых моделей отечественных телевизоров. Практически все цветные телевизоры I, II, III поколений, а также большинство серийно выпускаемых телевизоров IV поколения базировались на моделях, созданных в МНИТИ при активном участии конструкторских и технологических бюро Московского телевизионного завода (черно-белые телевизоры и УПИМЦТ), Завода имени Козицкого (серия УЛПЦТ), Александровского радиозавода (телевизоры третьего класса), а позже — Минского ПО «Горизонт» (где в начале 1980-х годов фактически и были созданы наиболее удачные советские телевизоры серий УСЦТ).
В Москве, на Шаболовке была построена Опытная станция цветного телевидения (ОСЦТ-1), работавшая с 5 ноября 1953-го по 5 декабря 1955 года. Для приёма сигнала выпускались телевизоры «Радуга» с кинескопом диаметром 18 сантиметров, перед которым с частотой 1500 оборотов в минуту вращался диск с тремя парами цветных светофильтров . В 1955 году система была признана устаревшей, и выпуск телевизоров для неё прекращён .
К ноябрю 1959 года на Шаболовке была смонтирована ОСЦТ-2, начавшая в январе 1960 года регулярное вещание по советской версии NTSC под названием «ОСКМ» (одновременная система с квадратурной модуляцией), которая была совместима с отечественными чёрно-белыми приёмниками . Телевизоры выпускали два завода: в Ленинграде завод им. Козицкого (новую «Радугу») и в Москве — завод № 528 («Темп-22»). Всего их было выпущено около 4500 штук, но в открытую продажу они не поступали, а устанавливались в телеателье для коллективного просмотра или распределялись среди номенклатуры . Позднее, после перехода на систему SÉCAM журнал «Радио» опубликовал способ переделки этих телевизоров под новый стандарт.
В октябре 1967 года ЦТ стало передавать цветные передачи стандарта SECAM из ОСЦТ-3. Первая широковещательная цветная телепередача по этому стандарту в СССР состоялась 7 ноября 1967 года. Для приёма цветного изображения в 1967 году начат выпуск телевизоров « Рубин -401» ( Московский телевизионный завод «Рубин» ), «Радуга-4» и «Радуга-5» (завод имени Козицкого), в 1970 году — «Рекорд-101» (Александровский радиозавод) на основе советских масочных кинескопов . Средняя цена цветного телевизора в СССР составляла 700 рублей, примерно втрое превышая стоимость чёрно-белого приёмника .
С 1978 года Витебский телевизионный завод приступил к выпуску телеприёмников собственной марки «Витязь». С 1982 года Саранский телевизионный завод выпускал телевизоры «Спектр». С 1985 года Кишинёвское ПО «Альфа» начало производство телевизоров «Альфа». Перешли на цветные модели и производители чёрно-белых телевизоров. В 1986 году был введён в строй завод «Видеофон» в Воронеже. В конце 1980-х годов в СССР у населения имелось уже более 50 млн цветных телевизоров .
Самые популярные телевизоры:
От иностранных телевизоров советские отличались некоторыми характерными особенностями. В целях стандартизации и удешевления при массовом производстве модели разных производителей были унифицированы, то есть по сути представляли собой конструктор из нескольких типов кинескопов и типовых электронных модулей. Характерный пример такого подхода - серия УЛПЦТИ, УСЦТ. Из-за практического отсутствия вещания в дециметровом диапазоне — селектор соответствующих каналов штатно не устанавливался, встречаясь лишь в некоторых моделях, чаще всего портативных (в стационарных было предусмотрено место для его установки). Поскольку вещание в стране преимущественно велось в метровом диапазоне радиоволн, разделённом на 12 частотных каналов (из которых вещание обычно велось только двух центральных и всего одной местной телепрограммы ), то большинство приёмников снабжались только барабанным (старые поколения) или варикапным (с пред. настройками на 6—8 каналов) селектором только метровых волн, как правило СКМ-24.
Кроме того, для удешевления советские телевизоры не оснащались пультами дистанционного управления , имея на тыльной стороне лишь разъём для подключения соответствующего кабеля (у моделей третьего и четвёртого класса не предусмотрены). Проводные пульты для регулировки только громкости и яркости имелись в продаже, но популярность их была невелика; устройства выбора программ СВП-3 и СВП-4 допускали подключение однокнопочного проводного пульта для переключения каналов по кольцу. Первые инфракрасные пульты появились только в некоторых моделях семейства 3 УСЦТ , запущенном в производство в 1985 году .
Встроенный декодер сигналов цветности советских цветных телевизоров работал только для приёма передач системы SECAM . Владельцам видеомагнитофонов и жителям приграничных территорий для просмотра иностранных видеозаписей систем PAL или NTSC требовалось устанавливать дополнительный декодер PAL к имеющемуся SECAM или же сразу двухстандартный декодер PAL/SECAM. Место для его установки не предусматривалось (кроме некоторых моделей последних годов выпуска), и потому такие блоки (зачастую самодельные) монтировали телемастера и «народные умельцы» (хотя и в некоторых телеателье была подобная услуга). С переходом в начале 90-х на элементную базу — многие модели уже изначально были многостандартными.
Телеприёмники, предназначенные для свободной продажи, не обладали функцией чтения телетекста .
Слабым местом советских ламповых цветных телевизоров серии УЛПЦТИ была их высокая пожароопасность . Возгорания происходили в блоке разверток с выходным каскадом на мощной радиолампе 6П45С, которая при работе очень сильно нагревалась. Особенно подвержены возгораниям были телевизоры "Радуга-716". В середине 1980-х годов телевизоры в СССР являлись причиной 12 % пожаров, произошедших из-за электроустановок и радиоэлектронной аппаратуры .
При этом советские телевизоры всегда отличались высоким качеством отделки корпуса (в те годы его называли футляром ) даже у недорогих моделей. Модели второго и третьего класса выполнялись в корпусе из фанеры (с 1980-х годов — уже из ДСП), облицованном шпоном ценных пород дерева и полированном. Модели первого и второго класса марок « Горизонт » и «Чайка» имели корпус целиком из строганной фанеры ценных пород дерева, отделанный по первому классу ( ручная полировка ) [ источник не указан 1407 дней ] . Для отделки самых массовых телевизоров "Рассвет-306" и "Рассвет-307" применена бумага с рисунком, имитирующим дерево. В 1981 году был выпущен телевизор "Витязь-733" с отделкой ПВХ-плёнкой вместо шпона, а к концу 1980-х годов такой плёнкой для удешевления оклеивали уже практически все выпускавшиеся в СССР стационарные телевизоры.
Корпуса портативных телевизоров выполняли вначале из листового металла, затем начали применять литьё из пластмасс . Это материалы также применяли для изготовления передних панелей, верхних и боковых решёток и задних стенок стационарных телевизоров. Из листового металла выполнен также корпус стационарного телевизора "Заря", что в сочетании с автотрансформаторным питанием делает его опасным. Поэтому в следующей модели "Заря-2", также в металлическом корпусе, применено трансформаторное питание.
Качественный деревянный корпус ламповых телевизоров в сочетании с двухполосной акустической системой на динамике 3ГД-38, имевшем крупный бумажный диффузор, и ВЧ-динамике 2ГД-36), и удачной схемотехникой выходного каскада УМЗЧ — обеспечивали очень высокое качество звука . Звук советских телевизоров второго класса был очень насыщенным, с глубокой проработкой обертонов, с большим запасом по динамике. Ряд телевизоров (например « », «Изумруд-209», «Крым-218») имели боковые динамики больших размеров (до 8 дюймов), которые способствовали качественной проработке басового регистра . Выходная мощность телевизоров 4 класса - от 0,1 до 0,25 Вт, третьего - порядка 0,5 Вт, второго - от 1,5 до 2 Вт, первого, при применении внешней активной акустической системы - 6 Вт. Громкоговорители с довольно высоким кпд позволяли получать при таких небольших по современным меркам мощностях громкий звук, достаточный для озвучивания гостиной. Начиная со второго класса в телевизорах применялась двухполосная акустика. У телевизора "Горизонт-104" была внешняя аккустическая система с низкочастотным компрессионным динамиком 6ГД-6 и высокочастотным 3ГД-31 и фазоинвертором. В усилителе телевизора - двухтактный выходной каскад на лампах 6П14П мощностью 7 Вт.