Interested Article - Благовещение (картина Филиппино Липпи)

«Благовещение» — картина итальянского художника эпохи Возрождения Филиппино Липпи из собрания Государственного Эрмитажа .

В центре картины изображена Дева Мария , сидящая в кресле возле стола, заваленного книгами. За её спиной красный занавес. Слева от неё коленопреклонённый архангел Гавриил . Из левого верхнего угла к Марии стремительно летит голубь, символизирующий Святой Дух . Картина иллюстрирует важнейший евангельский эпизод: явление архангела Гавриила перед Девой Марией с известием, что она родит сына Иисуса Лк. 1: 26-38.

Ранняя история картины неизвестна. В XIX веке она принадлежала Пуччини в Пистойе , а затем оказалась в собрании графов Строгановых , хранилась в Санкт-Петербурге в Строгановском дворце на Мойке .

Впервые картина была описана в литературе в 1870 году Д. А. Кроу и Д. Б. Кавальказелле ; они сразу назвали имя Филиппино Липпи как возможного автора . Однако Л. Вентури счёл автором картины Раффаэллино дель Гарбо . Большинство исследователей считает, что она относится к позднему периоду работы художника — 1490-е годы. В. Н. Лазарев указал, что картина написана между 1496 и 1500 годами . В Эрмитаже её датируют серединой 1490-х годов .

Из-за того что картина имеет вытянутый по горизонтали формат, высказывалась гипотеза, что она могла являться какой-либо частью большого алтарного полиптиха , например пределлой . Однако В. Н. Лазарев был не согласен с этой версией и считал картину самостоятельным произведением .

Российский искусствовед Т. К. Кустодиева, анализируя картину, отмечала:

Черты, присущие творчеству Филиппино, проявляются и в другой <…> его картине «Благовещение» <…> Конкретность интерьера естественно сочетается у Филиппино с разработкой линейной перспективы , остававшейся одной из центральных проблем искусства XV века . Впечатление реальности помещения усиливает освещение. Прекрасно найдено соотношение затенённой стены и залитого солнцем косяка двери, сквозь которую свет широкой полосой вливается в комнату. Вместе с тем, используя приёмы старой живописи, художник сохраняет традиционные золотые лучи, в сиянии которых к мадонне слетает голубь

Примечания

  1. , с. 182.
  2. , S. 201—202.
  3. , с. 4.
  4. , p. 26—27.
  5. , с. 184.
  6. , с. 53—54.

Литература

  • Вентури Л. Очерк итальянского искусства в Петербурге // Старые годы. — 1912. — Июнь.
  • Кустодиева Т. К. Государственный Эрмитаж. Итальянская живопись XIII—XVI веков: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2011. — 448 с. — ISBN 978-5-93572-397-2 .
  • Кустодиева Т. К. Итальянское искусство эпохи Возрождения XIII—XVI веков. Очерк-путеводитель. — Л. : Искусство, 1985. — 184 с.
  • Crowe J. A. , Cavalcaselle G. В. Geschichte der italienischen Malerei = de. — Leipzig, 1870. — Bd. 3.
  • Lazareff V. Una pittura di Filippino Lippi a Leningrado (итал.) // L’Arte. — 1928. — Vol. 31.
Источник —

Same as Благовещение (картина Филиппино Липпи)