Гор-ахти
- 1 year ago
- 0
- 0
Ахти ( фин. Ahti [ˈɑhti], или Ахто, фин. Ahto [ˈɑhto]) — бог и хранитель воды в карело-финском фольклоре , упоминаемый в "Калевале" и карело-финских рунических песнях. Представляется божеством воды и водной стихии, покровителем морских животных, владельцем несметных богатств.
Имя Ахти также относится к Лемминкяйнену или некоему другому персонажу, упоминаемому в карело-финских рунических песнях.
Его представляли в облике почтенного старца ( ukko ) с травяной ( ruohoparta ) , седой или позеленевшей бородой , в серебряных одеяниях; иногда - в виде рыбы . Его супругой (или дочерью ) была Велламо . Море, называемое Ахтола, описывалась как амбар Ахто. Иногда описывается, что он проживает в морском замке, а Ахтола - название этого замка, являющегося его домом . Ахто называют «хозяином воды» ( veen isäntä ) . Рассказывается, что у водяных есть свои чудесные стада, которые выходят ночью пастись. Можно завладеть стадом водяного, если бросить в воду железный предмет или успеть обежать стадо вокруг (сходные поверья распространены у всех финских народов). Такими стадами владеет Велламо, жена Ахто.
Особое место образ бога Ахто занимает в "Калевале". В "Калевале" Ахто появляется в XLI, XLII рунах, где Вяйнямёйннен очаровывает его своей волшебной игрой на кантеле . В руне XLIII волшебное Сампо, представляемое в песнях как чудесная мельница, во время погони падает в море и оказывается во владениях Ахто . Он также кратко упоминается в руне XLVIII, сюжетом которой является поимка волшебной огненной рыбы .
С Ахто и его владениями ассоциировались огромные богатства , которые некогда достались богу от людей . В "Калевале" он владеет самим Сампо, которое во время погони старухи Лоухи за Вяйнямёненом, Лемминкяйненом и Ильмариненом падает в море и остаётся лежать на дне, где его находит и забирает в своё владение бог Ахто, который с тех пор имеет несметные богатства, производимые Сампо . Поэтому море в карело-финском фольклоре соотносилось с богатством и называлось богатым местом, тогда как земля - достаточно бедным .
Водяной бог Ахти упоминается у М. Агриколы: он считался покровителем рыб и тюленей, владетелем несметных водных богатств . Богу Ахто посвящались рыболовецкие заговоры, в которых иногда рыба отождествлялась с самим богом Ахти :
«Окунь, дедушка наш Ахти, Приходи клевать скорее»
К Ахто обращались люди в заговорах с просьбами исцелить от различных болезней, поскольку иногда Ахто понимался как божество иного мира - целебной водной стихии; его же, как хозяина несметных богатств, просили о наделении золотом и серебром . В одной карельской сказке говорится, как некий пастух обронил в реку свой нож. Ахти услышал жалобы пастуха, и принес ему со дна золотой нож. Но честный пастух отказался от чужого имущества. Тогда Ахти принес серебряный нож, наконец — принадлежавший пастуху железный. Когда пастух взял потерянный нож, Ахти похвалил его за честность и оставил ему все три ножа. Завистливый товарищ решил нажиться на щедрости водяного и бросил свой нож в воду. Когда Ахти пришел к нему с золотым ножом, жадный пастух попытался схватить его, но остался ни с чем. Ахти отплыл от берега .
Ахти и Ахто - сходные имена, обозначающие сразу несколько мифических персонажей в контексте карело-финской мифологии . В народных рунических песнях, собранных Э. Лённротом, эти имена используются как для обозначения морского божества, так и для некоего человека, известного своим воинственным характером и отправившегося в военные приключения с другими людьми .
В " Калевале " Э. Лённрот объединил нескольких схожих или аналогичных мифологических персонажей, чтобы избежать путаницы и дублирования мифологических фигур, чтобы добиться связанного и логического повествования , лишённого неоднозначностей и повторов, которые неизбежно содержит любая мифология. Одним из таких персонажей был некий Ахти; его имя впоследствии стало всего лишь другим именем Лемминкяйнена . История Ахти рассказывает о человеке, который так сильно рвется к битве, что бросает свою молодую жену и отправляется в приключение со своим другом . Ахти Саарелайнен (фин. Saarelainen "Островитянин"; в "Калевале" - одно из имён Лемминкяйнена) описывается как жестокий морской воин . Ахти и его жена (фин. Kyllikki) при свадьбе дают друг другу клятву: Ахти должен оставаться дома и не участвовать в набегах, а она — оставаться верной ему . Однако Кюлликки нарушает их клятву, после чего Ахти отправляется в путешествие со своим старым военным товарищем Теури, который сам недавно женился, и другими людьми .
Первоначальные стихи в цикле Ахти были предположительно могут быть отнесены к эпохе викингов на основании их морской обстановки . Характер фольклорного Ахти, его отношения с женой и приключения и сюжет путешествия Лемминкяйнена имеют большое сходство, что позволило Э. Лённроту объединить двух персонажей в одного. В "Калевале" Лемминкяйнен также тесно связан с морем, а его женою является девушка по имени Кюллики . Их клятва, данная после свадьбы, идентична клятве Ахти и Кюллики .
Другие исследователи также видят некий авантюрный элемент как в рассказах об Ахти, так и в повествованиях о Каукомойнене , который в "Калевале" также слился с Лемминкяйненом, а его имя стало использоваться по отношению к "весёлому герою" .