Interested Article - Выкса-фестиваль

Арт-плоты на «Арт-Овраге» в 2018 году

«Выкса-фестиваль» (в 2011—2020 годах — «Арт-Овраг» , в 2021 году — «Выкса / Арт-Овраг» ) — российский фестиваль современной культуры, проводимый в городе Выкса Нижегородской области.

История

Фестиваль организован в 2011 году по инициативе соучредителя благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирины Седых при поддержке Объединённой металлургической компании , в которую входит градообразующее предприятие Выксы — Выксунский металлургический завод . Заявленная цель — реализация творческого потенциала жителей Выксы и их вовлечение в преображение города .

Долгое время основной частью был фестиваль стрит-арта , который проводится ежегодно, в июне, в течение нескольких дней. Каждые три года меняется команда организаторов .

В разные годы в рамках фестиваля также проводились:

  • «Арт-плоты» — в 2017 году созданы 5 «архитектурных плотов» на Верхне-Выксунском пруде, на которых катаются люди .
  • «Арт-дворы» — проект по оформлению дворов.
  • «Арт-резиденция» — место, где на постоянной основе живут разные художники, а каждую пятницу открывается выставка.

К 2018 году в Выксе находилось около 50 настенных граффити на фасадах домов, созданных в рамках фестиваля . Для их создания приезжают художники из других городов . Часть граффити была уничтожена жителями — по данным опросов, проводимых после первых фестивалей, более половины жителей относились негативно или нейтрально к фестивалю .

За время существования фестиваля в городе Выкса было создано около 100 стрит-арт-работ, паблик-арт-объектов и объектов городского дизайна, запущена программа промышленного туризма и открыта арт-резиденция VYKSA, где побывали уже более 50 художников со всего мира .

В 2021 году начал работу сайт Artvyksa.ru, где собрана вся информация об арт-объектах, созданных в рамках фестиваля. На нём размещены подробности о каждом объекте (в том числе утраченных и временных), технике и стиле исполнения, истории, мнение художника, фотографии .

2011—2013

Кураторами фестивалей были Константин Гроусс и Дмитрий Алексеев. Акцент был сделан на молодёжной культуре: устраивали соревнования, выступления и мастер-классы по скейтбордингу, BMX, танцевальным битвам, аудиовизуальному искусству и граффити .

Андрей Бергер и Марат Морик (2013)

В городе появилось большое количество арт-объектов. В нём работали лондонский архитектор Томас Ньюджент, японская художница Маюко Огава, художник Мартин Шольт из Германии, немецкий уличный художник EVOL, французский художник Филипп Боделок .

В 2012—2013 годах куратором площадки «уличное искусство» выступил нижегородский уличный художник Никита Nomerz . За два года в Выксе было создано более 100 стрит-арт объектов от российских уличных художников.

В 2012 году российский уличный художник Паша 183 создал в Выксе несколько работ, в том числе мурал «Сказка о потерянном времени» и «Мадонна» . На стенах жилых домов Выксы также появились муралы «Хороший урожай» Славы ПТРК из Екатеринбурга, работы Рустама Салемгараева из Казани, Андрея Бергера из Барнаула и Марата Морика из Новосибирска.

В 2013 году венгерский художник создал в Выксе свою версию геральдического символа основателей города братьев Баташевых. Над шестиметровым деревянным единорогом художник и волонтеры работали в городском парке две недели .

2014—2016

Куратором фестивалей был Олег Шапиро . В 2014 году было создано новое направление фестиваля — «Арт-Двор». Желание участвовать в проекте выразили более 70 дворов. Кураторы арт-дворов — архитекторы и урбанисты — вместе с жителями преобразовали 11 общественных пространств .

2017—2019

Кураторами фестивалей были Юлия Бычкова и Антон Кочуркин .

В 2017 году в рамках программы «Арт-плоты» на Верхне-Выксунском пруде были созданы пять арт-объектов на плотах, авторами которых стали дизайн-бюро Wowhaus, арт-группа «Алыча», художник Леонид Тишков, француз Жан-Филипп Пуаре-Виль и жительница Выксы Екатерина Кулева. После фестиваля плоты были переданы в пользование городу .

С 2017 года организаторы фестиваля в рамках параллельной программы начали привлекать жителей Выксы к сотворчеству не только в оформлении своих дворов, но и современном искусстве. Также была открыта арт-резиденция, которая с 2017 года приняла более 50 художников, среди которых Гоша Острецов , Иван Горшков , Владимир Абих и Хаим Сокол .

В том же году на фасаде промышленного комплекса «Стан-5000» Выксунского металлургического завода появился самый большой в мире настенный рисунок, выполненный одним художником, — мурал «Эволюция-2» Миши Most .

В 2018 году в рамках фестиваля был показан перформанс «Страсти по Мартену» режиссёра Анны Абалихиной, посвящённый остановке последней в России крупной мартеновской печи . Перфоманс получил государственную премию в области современного искусства « Инновация -2019» и гран-при премии имени Сергея Курёхина в области современного искусства.

Также в 2018 году художник Тимофей Радя создал в Выксе объект «Всё это не сон» .

В 2019 году был открыт индустриальный стрит-арт парк с коллекцией работ уличных художников на территории действующего Выксунского металлургического завода .

2020—2023

В 2020 году артистическим директором фестиваля стал Фёдор Павлов-Андреевич . Из-за пандемии COVID-19 в Выксе был объявлен карантин, и фестиваль трансформировался в проект временного медиа — «Город удивительных людей» по поддержке людей на самоизоляции. Ведущими и участниками онлайн-программ были культурные и общественные деятели, психологи и врачи — более 120 экспертов из самых разных сфер. Карантин в Выксе длился 6 недель, на протяжении которых проект осуществлял ежедневное вещание .

Осенью 2020 года в индустриальном стрит-арт парке Выксунского металлургического завода появилась самая большая живописная работа основателя соц-арта Эрика Булатова . За 20 дней 6 художников нанесли на стену трубоэлектросварочного цеха завода рисунок, соединяющий две работы Булатова — «Стой — Иди» и «Амбар в Нормандии» .

В 2021 году в Выксе состоялась резиденция российской писательницы Людмилы Петрушевской . Режиссёр Андрей Маник создал краеведческие променады «По углам», «По домам», «По водам», показывающие город с разных сторон. Также на фестивале представили программу «Выкса. Доступ есть», позволяющую людям с инвалидностью стать активными участниками культурной жизни города.

В 2021 году американский архитектор Чарльз Ренфро презентовал проект «Пустой пьедестал» — место, в котором художники и скульпторы представляют свои работы, созданные в соавторстве с местными жителями. Первой скульптурой на «Пьедестале» стала работа «Открытая балалайка» современной бразильской художницы Вивиан Каккури .

Состоялся музыкально-пространственный перформанс «Триоратория» художника и режиссёра Екатерины Бочавар — выступление возрожденного к фестивалю большого выксунского хора, московского «Хроноса» Евгения Скурата и выксунского детского хора с ораториями, написанными под впечатлением от архитектурных объектов .

В 2022 году фестиваль прошел под новым названием «Выкса фестиваль». Программа включала 32 события, «которые современные художники, артисты и музыканты создавали в соавторстве с жителями Выксы». Главными событиями фестивальных уикендов были большие концерты. В событиях фестиваля приняли участие около 20 тысяч человек, включая иногородних .

Галерея

Оценки

Газета «Коммерсантъ» приводит этот проект как пример того, как моногород пытаются спасти искусством , о том же — превращении моногорода в культурный центр, пишут «Известия» . Журнал «Русский репортер» также приводит этот фестиваль как пример оживления города . «Известия» пишет, что «За восемь лет жизни „Арт-оврага“ в городе изменилась не только среда, но и люди» , с этим согласны другие издания . «Благодаря „Арт-Оврагу“ Выкса обзавелась и собственным скейтпарком, обновила детские площадки и, главное, сделала немного активнее самих выксунцев» . Он приводится как пример успешной урбанистики в России и попытки удержать молодежь в городе .

Примечания

  1. . Коммерсантъ (30 июня 2021). Дата обращения: 14 марта 2022. 14 марта 2022 года.
  2. . Vogue (23 августа 2021). Дата обращения: 14 марта 2022. 14 марта 2022 года.
  3. . РИА Новости (31 августа 2021). Дата обращения: 14 марта 2022. 21 сентября 2021 года.
  4. // Коммерсантъ . — 2018. 17 октября 2018 года.
  5. Наталья Васильева. . Известия (20 июня 2017). Дата обращения: 13 июня 2019. 22 августа 2017 года.
  6. . Объединённая металлургическая компания (3 декабря 2021).
  7. . Сноб (19 марта 2021). Дата обращения: 24 марта 2022. 15 апреля 2021 года.
  8. Собака.ru (16 сентября 2021).
  9. . Свежая газета (8 июля 2021).
  10. . Комсомольская правда (7 июня 2011). Дата обращения: 24 марта 2022. 24 марта 2022 года.
  11. . РИА Новости (1 июня 2012). Дата обращения: 24 марта 2022. 24 марта 2022 года.
  12. . РБК (25 сентября 2020). Дата обращения: 24 марта 2022. 22 апреля 2021 года.
  13. . Моя Выкса (17 апреля 2014). Дата обращения: 24 марта 2022. 12 апреля 2021 года.
  14. . Радио Культура (16 июля 2020).
  15. . Московский комсомолец (4 июня 2013). Дата обращения: 24 марта 2022. 24 марта 2022 года.
  16. . Архи.ру (2 июля 2018). Дата обращения: 24 марта 2022. 24 марта 2022 года.
  17. . Архи.ру (21 июня 2017). Дата обращения: 24 марта 2022. 24 июня 2017 года.
  18. . Brooklyn Street Art (8 июля 2017). Дата обращения: 24 марта 2022. 17 апреля 2021 года.
  19. . Коммерсантъ (29 мая 2019). Дата обращения: 24 марта 2022. 24 марта 2022 года.
  20. . Strelka Mag (23 октября 2018). Дата обращения: 24 марта 2022. 14 мая 2022 года.
  21. . e1.ru (10 июня 2018).
  22. . Коммерсантъ (5 июля 2019). Дата обращения: 24 марта 2022. 24 марта 2022 года.
  23. . Московский комсомолец (21 июня 2019). Дата обращения: 24 марта 2022. 24 марта 2022 года.
  24. . Нижегородская правда (20 мая 2020). Дата обращения: 24 марта 2022. 6 мая 2021 года.
  25. . Собака.ru (9 сентября 2020). Дата обращения: 24 марта 2022. 22 апреля 2021 года.
  26. . Vogue (3 октября 2020). Дата обращения: 24 марта 2022. 15 мая 2022 года.
  27. . The Blueprint (23 октября 2020). Дата обращения: 24 марта 2022. 24 марта 2022 года.
  28. . Strelka Mag (30 августа 2021). Дата обращения: 24 марта 2022. 14 мая 2022 года.
  29. . The Art Newspaper (31 августа 2021). Дата обращения: 24 марта 2022. 24 марта 2022 года.
  30. . Дата обращения: 12 декабря 2022. 12 декабря 2022 года.
  31. . expert.ru. Дата обращения: 13 июня 2019. 21 апреля 2019 года.
  32. Наталья Васильева. . Известия (12 июня 2018). Дата обращения: 13 июня 2019. 31 марта 2019 года.
  33. . snob.ru. Дата обращения: 13 июня 2019. 17 апреля 2021 года.
  34. Мария Рубникович. . Известия (31 марта 2019). Дата обращения: 13 июня 2019. 21 июня 2019 года.
  35. . Архи Ру. Дата обращения: 13 июня 2019. 29 октября 2020 года.
  36. Daria Gonzales. (англ.) . www.rbth.com (5 июня 2012). Дата обращения: 13 июня 2019. 22 сентября 2020 года.
  37. . Photography (13 апреля 2016). Дата обращения: 13 июня 2019. 2 октября 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Выкса-фестиваль