Родился в эвакуации в Вологодской области. Отец по возвращении с фронта запил, и мать (фармацевт) с двумя детьми переехала в Ленинград. В детстве жил в центре, неподалёку от
Дворцовой площади
, позже жил на
Васильевском острове
недалеко от
Смоленского кладбища
.
Как отмечает
Михаил Яснов
:
«Он должен был стать художником, но, по его собственным словам, „не отстоял себя как живописца“. В начале шестидесятых Григорьева изгнали из художественной школы при Академии художеств. Изгнали за то, что рисовал не то и не так. За то, что был насмешлив и скандален. За то, что имел особый взгляд, улавливающий смешную и трагичную алогичность жизни».
В дальнейшем Григорьев работал сторожем, кочегаром, дворником. В
1961 году
сочинил четверостишие «Я спросил электрика Петрова», ставшее известным «детским народным» стихотворением.
В
1971 году
выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки», ставшую популярной; по нескольким произведениям из неё («Гостеприимство», «Однажды...») были сделаны выпуски журнала «
Ералаш
». Многие его стихи вошли в питерский
городской фольклор
.
Внешние видеофайлы
. Документальный фильм (Россия, 2008)
Его стихи отличаются афористичностью, парадоксальностью, элементами
абсурда
и
чёрного юмора
, из-за чего его часто ставят в один ряд с
Даниилом Хармсом
и другими
обэриутами
. Однако от них Григорьев отличается большей непосредственностью, искренностью и детской ранимостью.
В начале 1970-х был осуждён на два года «за тунеядство», отбывал наказание на принудительных работах — строительстве комбината в Вологодской области. Об этом периоде поэт отозвался в одном из своих стихов:
С бритой головою,
В форме полосатой,
Коммунизм я строю
Ломом и лопатой.
Был досрочно освобождён. В 1975 принимал участие в известной выставке в ДК «Невский»
.
В 1981 году в Москве вышла вторая его детская книга — «Витамин роста». Стихи из неё вызвали негодование у некоторых представителей официальных литературных кругов, в частности у
Сергея Михалкова
, и Григорьев не был принят в
Союз писателей СССР
. В июне того же года в «
Комсомольской правде
» была напечатана статья «В чём повинны воробьи?» (название отсылает к одному из его стихотворений, «Сазон»), подвергающая Григорьева наряду с двумя другими поэтами резкой критике.
В 1985 году
Леонид Десятников
написал одноактную классическую оперу для детей, для солистов и фортепиано «Витамин роста» по одноимённой поэме Олега Григорьева. В 1988 году по этой же поэме был снят
одноимённый мультфильм
(реж.
).
Следующая книга Григорьева, «Говорящий ворон», вышла уже в
перестройку
, в 1989 году.
В том же 1989 году он получил вторую судимость («за дебош и сопротивление милиции»). В защиту Григорьева в ходе судебного процесса выступили
Эдуард Успенский
,
Андрей Битов
,
Бэлла Ахмадуллина
, а также многие члены Союза Композиторов, Союза писателей и некоторые известные художники
. В питерском
музее газеты «Правда»
художники арт-группы «Митьки»
развернули выставку «100 картин в защиту Олега Григорьева»
. На входе в выставочное пространство висел большой картонный лист с приклеенными фотографиями из здания суда на Московском проспекте
. Книга Олега Григорьева «Говорящий ворон» вышла из типографии в ходе судебного процесса. Издатель Олега Григорьева, Ольга Тимофеевна Ковалевская, принесла с собой на заседание четыре экземпляра этой книги и выступила в защиту Григорьева, держа эти экземпляры в руках
. В конце процесса, когда суд спросил Григорьева, какая у него будет просьба, Григорьев ответил: «Прошу судить меня не как поэта, а как человека, который всю жизнь работал… И вообще, я думаю, полезно иногда писателям, поэтам посидеть вот так в тюрьме, поработать где-нибудь»
.
Суд завершился приговором «Два с половиной года лишения свободы условно»
.
За полгода до смерти Григорьев был принят в Союз писателей
.
Похоронен в Петербурге, на
Волковском кладбище
. Уже после его смерти вышло несколько красочно оформленных книг с его произведениями, в том числе в переводе на немецкий и на французский язык.
Дочь Мария, несколько лет прожила в детском доме
.
Издания Олега Григорьева
Григорьев О. Е.
Красная тетрадь. —
СПб.
: Красный матрос, 2012. — 152 с. —
ISBN 978-5-438-60082-4
.
Grigoriev, Oleg.
Et alors? 12 petits contes sélectionnés et illustrés par
Vitali Konstantinov
et traduits par
Marion Graf
. — Genève: Editions La Joie de lire, 2010. — 32 c. —
ISBN 978-2-88908-044-1
Григорьев О. Е.
Шли вперёд — пришли назад. —
М.
: Азбука-классика, 2010. — 224 с. —
ISBN 978-5-9985-0571-3
.
Grigorjew, Оleg.
Ich hatte viele Bonbons mit … — Düsseldorf: Grupello Verlag, 1997. — 52 с. —
ISBN 3-928234-60-9
.
Григорьев О. Е.
Птица в клетке. Стихи и проза. —
СПб.
: Изд. Ивана Лимбаха, 1997. — 270 с. —
ISBN 5-89059-009-X
.
Григорьев О. Е.
Чудаки. —
СПб.
: Mitkilibris, 1994.
Григорьев О. Е.
Вся жизнь: Стихи. —
СПб.
: Искусство-СПб, 1994.
Григорьев О. Е.
Стихи. Рисунки. —
СПб.
: Нотабене, 1992. — 239 с.
Григорьев О. Е.
Двустишия, четверостишия и многостишия. —
СПб.
:
Камера хранения
, 1993. — 124 с.
Митьки
и стихи Олега Григорьева: Альбом. —
М.
: ИМА-пресс, 1991.
Григорьев О. Е.
Стихи. Буклет. —
М.
: Прометей, 1990.
Григорьев О. Е.
Говорящий ворон: Стихи. —
Л.
:
Детская литература
, 1989. — 64 с. —
150 000 экз.
Григорьев О. Е.
Витамин роста. —
М.
:
Детская литература
, 1980. — 64 с. —
150 000 экз.
Григорьев О. Е.
Чудаки. —
Л.
:
Детская литература
, 1971. — 60 с. —
100 000 экз.
Библиография
Белоусов А. Ф.
Фольклорная судьба «Электрика Петрова» // Studia metrica et poetica: Памяти П. А. Руднева. — СПб., 1999. — С. 305—307.
Береговская Э. М.
Поэт эпохи безвременья Олег Григорьев (Опыт лингвистического портрета) // Русистика сегодня. — 1996. — № 1. — С. 72-87.
Леухина А. В.
Олег Григорьев : поэтика примитивизма // Материалы докладов XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылев. — М.: Издательский центр Факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007.
Никитина С. А., Скулачёв А. А.
Комическое и трагическое в творчестве у Олега Григорьева и Александра Введенского // «Человек смеющийся» в литературном произведении и современной культуре. — М., 2010.
Скулачёв А. А.
Образ мира в поэзии Олега Григорьева // Санкт-Петербург, Царское село, Пушкин и культура: Материалы конференции / Отв. ред. В. М. Маркович. — СПб.: КПО «Пушкинский проект», 2008. — С. 80—103.
Хворостьянова Е. В.
Поэтика Олега Григорьева. — СПб.: Гуманитарная Академия, 2002. — 160 с. —
ISBN 5-93762-017-8
.
Ковалевская О. Т.
Ковчег для одного. Олег Григорьев, которого мы не знаем. —
СПб.
: Русский Остров, 2012. — 285 с. —
3000 экз.
—
ISBN 978-5-902565-67-3
.
Павел Крусанов, Наль Подольский, при участии А. Хлобыстина и С. Коровина.
Беспокойники города Питера. — Санкт-Петербург: Амфора, 2006. — С. 141-153. — 302 с. —
ISBN 5-367-00173-4
.
В последние годы жизни Олег Григорьев проводил много времени с друзьями на Пушкинской.
Михаил Яснов
вспоминает:
«Бедолага, пьяница, головная боль милиции и восторг кликушествующих алкашей, почти бездомный, разбрасывающий свои стихи по своим временным пристанищам, он был человеком светлого ума, образованным, поразительно органичным. В трезвые минуты — обаятельный, умный, иронический собеседник, в пьяные — чудовище, сжигающее свою жизнь и доводящее до исступления окружающих. Эта горючая смесь высот бытия и дна быта пропитала его стихи, сделала их ни на что не похожими, превратила грязные, стыдные, но такие реальные окраины жизни в факт подлинной истории»
.
Группа «Ять» в 1991 году записала альбом «Человечки», все песни которого были написаны на стихи Олега Григорьева.
В качестве литературного персонажа появляется в романе с чертовщиной
Станислава Шуляка
«Квартира номер девять»
:
«Странно, теперь ни Лермонтов, ни Бродский уже не занимали Ивана Никифоровича, единственным его соперником сделался поэт Олег Григорьев. В чём-то они были похожи. Да, верно, Григорьев, как и Иван Никифорович, писал свои вирши всегда и везде, и пьяный и трезвый (хотя последним бывал нечасто), и злой и весёлый. Но вот же кое в чём он всё-таки превзошёл Шоколадова: у него были книги, а под конец жизни так даже вступил в писательский союз.
- Душу, душу надо продавать, — мрачно рассуждал Шоколадов».
В апреле 2019 года в Санкт-Петербурге, в Музее Анны Ахматовой открылась выставка «Олег Григорьев. Холодно быть человеком»
.
Олегу Григорьеву посвящена несколько двусмысленная эпитафия петербургского поэта
Геннадия Григорьева
: «Вновь поэт не допив, не доспорив, / Взял и смылся за грань бытия. / Это ж плохо, что умер Григорьев… / Хорошо, что Олег, а не я!»
Примечания
↑
Яснов М.
от 22 ноября 2009 на
Wayback Machine
// Дошкольное образование. — 2002. — № 23.