Убийство львовских профессоров
- 1 year ago
- 0
- 0
Убийство львовских профессоров — массовые убийства представителей польской интеллигенции Львова (около 45 польских учёных и преподавателей, в основном Львовского университета , членов их семей и гостей), совершённые в июле 1941 года во Львове немецкими оккупационными войсками .
30 июня 1941 года, через неделю после начала Великой Отечественной войны , немецкими войсками был захвачен Львов. Нацисты осуществили массовые казни местных жителей — поляков и евреев, выбирая своих жертв по заранее подготовленным спискам. Большинство людей в списках были польскими политиками, артистами, спортсменами, учёными и священниками. Эта акция имела своей целью уничтожение элиты польской нации — людей, которые могли попытаться выступить выразителями польского общественного мнения и обратиться к мировой общественности.
Аналогичные акции уже проводились гестапо и немецкими властями на территории Чехословакии и Генерал-губернаторства в 1939 году, в отношении краковских профессоров, которые, правда, были не расстреляны сразу же, а отправлены в концлагеря.
Массовые аресты и расстрелы начались сразу после оккупации Львова . Непосредственное уничтожение населения проводили прибывшие в город вслед за армейскими подразделениями 2−3 июля 1941 года специальные немецкие подразделения (айнзатцкоманды) , которыми командовал гауптштурмфюрер СС Ганс Крюгер , руководитель подразделения львовского гестапо. Большинство схваченных евреев было расстреляно на месте, тогда как поляков и представителей других национальностей сначала вывозили в тюрьму гестапо, бывшую военную тюрьму на Замарстынове и на окружающие город холмы — Вулецкие холмы , Винники , на Кортумову гору , на новое еврейское кладбище .
2 июля днём был арестован профессор Казимеж Бартель , в прошлом несколько раз возглавлявший польское правительство.
В ночь с 3 на 4 июля 1941 года между 22 и 2 часами несколько групп, состоящих из эсэсовцев, полиции и полевой жандармерии под руководством офицеров СС, произвели аресты нескольких десятков профессоров высших учебных заведений во Львове. Кроме профессоров забрали всех присутствующих в квартире мужчин старше 18 лет. Списки были составлены ещё до вторжения. К этим спискам мог иметь отношение голландец Питер Ментен , владелец имения, который был вхож в богатые дома и хорошо знал, чем там можно поживиться. Ранним утром 4 июля один из профессоров и большинство прислуги были освобождены, тогда как остальные были вывезены и казнены на Вулецких холмах, либо расстреляны во внутреннем дворике Воспитательного дома им. Абрахамовичей (Бурса Абрагамовичей).
Профессор Казимир Бартель был расстрелян позднее, 26 июля 1941 года.
В октябре 1943 года тела расстрелянных были эксгумированы, перевезены в Кривчицкий Лес и сожжены вместе с сотнями других трупов в ходе мероприятий по сокрытию следов нацистских преступлений .
Как указывает польский историк Зигмунт Альберт , жильё расстрелянных заняли высокопоставленные чиновники гестапо и украинской полиции .
В работе Института истории НАН Украины , посвящённой деятельности ОУН и УПА в 1939—1956 годах , отмечается:
Польский историк Рышард Тожецкий в работе «Поляки и украинцы. Украинский вопрос в период Второй мировой войны на территории Второй Речи Посполитой», выясняя, кто же совершил убийства львовских профессоров, привлекает материалы немецких айнзацкоманд, которые хранятся в Федеральном архиве города Кобленц (ФРГ). По его мнению, задача массовых уничтожений так называемых всесторонне опасных лиц возлагалась на действовавшую в Галиции «Айнзацкоманду особого назначения» ( нем. «Einsatzkommando zur besonderen Verwendung»), возглавляемую шефом полиции безопасности и СД в Генерал-губернаторстве бригаденфюрером СС доктором Карлом Эберхардом Шёнгартом .
В самой работе Рышарда Тожецкого (которого украинская сторона характеризует как «одного из самых авторитетных исследователей Второй мировой войны в Польше»), на которую ссылаются украинские историки, также указано, что :
невозможно установить, входили ли в состав команд, осуществлявших казни, завербованные в полицию крайние украинские националисты, хотя на основании показаний свидетелей это не исключено. Менее правдоподобным является участие солдат из «Нахтигаля», потому что они были подчинены Абверу и у них были иные задания. Списки лиц, которых следовало казнить, были составлены ещё перед агрессией при помощи молодых оуновцев.
Под «агрессией» автор понимает нападение Германии на СССР 22 июня 1941 года .
Также в упомянутой работе Института истории НАН Украины говорится о том, что прокуратура германского города Гамбурга в 1966 году установила, что :
приказ арестовать и расстрелять профессоров был отдан лично Шёнгартом. Сам расстрел произвели, вероятно, шестеро украинцев-членов вспомогательной полиции из Генерального губернаторства, которые работали при зондеркоманде в качестве переводчиков.
Украинский советский писатель и публицист Владимир Беляев , долгие годы изучавший этот вопрос, даёт такой список убитых :
В Акте Львовской комиссии по расследованию фашистских зверств (1—6.11.1944) добавлены:
Польский историк З. Альберт называет также:
15 февраля 1946 года во время заседания Нюрнбергского трибунала советский представитель судебного обвинения Смирнов цитировал фрагменты материалов, собранных «Специальной комиссией по раскрытию немецких преступлений на территории Львовской области» :
Уже перед захватом Львова в распоряжении гестапо были списки ведущих учёных, которые подлежали уничтожению. Списки были составлены по приказу немецкого правительства. Массовые аресты и расстрелы начались сразу после оккупации Львова немцами.
Ни батальон « Нахтигаль », ни его командир, обер-лейтенант Т. Оберлендер , в деле не фигурировали.
Как утверждает историк Александр Гогун, кампания по дискредитации Т. Оберлендера началась в СССР и ГДР гораздо позднее — через шесть лет после того как Т. Оберлендер, придерживавшийся антикоммунистических взглядов, был назначен министром ФРГ по делам беженцев в правительстве Конрада Аденауэра — в 1959 году Комитет государственной безопасности СССР обвинил Т. Оберлендера в том, что в 1941 году он находился в составе «немецко-украинского буржуазно-националистического» батальона «Нахтигаль», а сам батальон участвовал в убийствах поляков и евреев во время войны — в том числе во Львове. Через коммунистическую прессу в ГДР , Польше , СССР и ФРГ была распространена информация о терроре «Нахтигаля» во Львове в июле 1941 года. Созданный в ГДР по советской инициативе «Комитет немецкого единства» опубликовал книгу «Правда о Оберлендере», в которой были представлены свидетельские показания.
Заочный суд, состоявшийся в ГДР 29 апреля 1960 года , осудил Оберлендера как виновного в расстреле польской интеллигенции Львова, а также в убийствах нескольких тысяч львовских евреев. 4 мая 1960 года правительство ФРГ было вынуждено отправить Оберлендера в отставку .
В 1993 году судебное решение в отношении Оберлендера было отменено по формальным основаниям .
Польский историк Зигмунт Альберт утверждает :
Многие поляки до сих пор ошибочно считают, что убийство профессоров совершили украинцы. Если бы это было так, то гамбургский прокурор [в процессе расследования в 1970-х гг.] не признал бы после войны, что это было дело его соотечественников — немцев. Когда доцент Хелена Круковска подала в суд в Людвигсбурге заявление о расследовании убийства её мужа проф. Владимира и остальных профессоров, прокурор Белоу написал ей, что виновными в убийстве являются: [рейхсфюрер СС Генрих] Гиммлер , [генерал-губернатор Ганс] Франк , [бригадефюрер СС доктор Эберхард] Шоэнгарт , СС-Штандартенфюрер Хейм и, видимо, СС-Хауптшарфюрер Хорст Вальденбургер, но всех этих людей нет уже среди живых, а остальные виновные разыскиваются. Этот прокурор признал, что только группа расстреливающих состояла из украинцев, переводчиков, одетых в мундиры формации СС.
Тем не менее часть поляков по-прежнему убеждены в причастности батальона «Нахтигаль» к расстрелам львовских профессоров. В 2004 году руководитель польского «Общества жертв Организации украинских националистов» Степан Секерка назвал утверждения про непричастность «четарей» «Нахтигаля» к этим событиям фальсификацией истории .
Карл Эберхард Шёнгарт в 1946 году был приговорён к смертной казни за убийство британских парашютистов и 16 мая 1946 года был повешен в Хамельне.
Вальтер Кучман после войны бежал в Аргентину, жил в Буэнос-Айресе под именем Педро Ольмо. В 1985 году был арестован Интерполом и в 1986 году скончался в больнице. Экстрадиция в ФРГ так и не состоялась.
Ганс Крюгер был задержан в Нидерландах и освобождён в 1948 году. В 1968 году был приговорён к пожизненному тюремному заключению (не за участие в убийстве львовских профессоров, а за преступления, совершённые в Станиславе). Вышел на свободу в 1986 году и умер два года спустя в возрасте 78 лет.
Курт Ставицки проживал в ФРГ под именем Курт Штейн. Умер в 1959 году, к судебной ответственности не привлекался.