Interested Article - Мухаммад Бакир Бехбехани

Мухаммад Бакир Ибн Мухаммад Акмал Бехбехани ( 1706 - 1791 ), известный также как Вахид Бехбехани и Алламе Бехбехани шиитский законовед и теолог, видный представитель усулитского направления, чьи труды сыграли решающую роль в победе усулитской школы над ахбаритской .

Биографические сведения

Учёный родился в Бехбехане ( Иран ) в 1116 г. хиджры; его жизнь пришлась на эпоху заката династии Сефевидов . По линии матери он приходился родственником Мухаммаду Бакиру Маджлиси . Семья Бехбехани была религиозной: его бабушка Амина Бегум, являлась высокообразованной женщиной, специализирующейся в области фикха , была замужем за шиитским учёным Муллой Салихом Мазандарани и вместе с мужем принимала активное участие в богословских дискуссиях.

После получения шиитского религиозного образования в хаузе Бехбехани вернулся в свой родной город и начал консультировать людей по вопросам фикха в местной мечети. После одного неприятного инцидента ему пришлось покинуть Бехбехан и переехать в Кербелу , где он стал имамом общественной молитвы в маленькой мечети и прославился дебатами с ахбаритами, над которыми одержал блестящую победу.

Мухаммад Бакир Бехбехани скончался в 1205 г. хиджры и был похоронен в мавзолее имама Хусейна в Кербеле .

Вклад в развитие шиитской юриспруденции

Перу Мухаммада Бакира Бехбехани принадлежат такие значимые труды по шиитскому фикху, как «Шарх аль-Мафатих» (толкование к сборнику зияратов и дуа « » за авторством Аббаса Куми ), «Хашиат аль-Мадарик» , «Хашиат аль-Вафи» и «Хашиат аль-Кафи» .

В Кербеле Бехбехани вёл ожесточённую полемику с ахбаритами, не признававшими авторитета муджтахидов и считавших иджтихад нелегитимным с точки зрения шиизма и хадисов двенадцати Имамов . Сторонники Бехбехани считали, что ахбаритов финансируют западные державы дабы ослабить сопротивление масс колониализму под руководством шиитских религиозных авторитетов, которое всегда было заметным феноменом в истории исламского мира.

По словам Мухаммада Бакира ас-Садра , Бехбехани привёл весомые доводы в пользу необходимости развития иджтихада в том его понимании, которое не противоречит хадисам имамов Ахл аль-Бейт . Так, Бехбехани акцентировал тот момент, что с ходом истории множество хадисов было утеряно, в связи с чем в фикхе возникли огромные смысловые бреши. Именно поэтому иджтихад не нужен был ранним учёным — таким, как, например, шейх Муфид — но стал остро необходим шиитским законоведам последующих эпох. По мнению Бехбехани, сам термин «иджтихад» изменил своё значение с той поры, когда эта практика в её суннитском понимании критиковалась Имамами шиизма двунадесятников. Так, если сунниты считали возможным опору на собственное мнение ( раи ) в шариатских вопросах и называли это иджтихадом, то иджтихад в шиитском понимании — это процесс вывода норм и законов из Корана и Сунны при помощи рациональных методик с учётом возникших с течением времени смысловых брешей . Таким образом, это не привнесение в шариат своего субъективного мнения, а попытка интеллектуальной, рациональной реконструкции некогда известной всем нормы.

В ходе дебатов с Вахидом Бехбехани ахбариты потерпели сокрушительное поражение, а усулитская школа набрала силу. Ввиду своего непререкаемого авторитета Мухаммад Бакир Бехбехани получил титул Устад аль-Кулль («Учитель всего»). Его также называют «спасителем шиитской юриспруденции».

Ученики Алламе Бехбехани

Мухаммад Бакир Бехбехани воспитал плеяду шиитских законоведов, которые после его смерти продолжали развивать и сохранять традиции иджтихада в его шиитском понимании.

Примечательно, что значительную часть его учеников представляли бывшие ахбариты, которые отказались от своих убеждений и встали на платформу усулитской школы.

Самыми известными из учеников Мухаммада Бакира Бехбехани стали , сеид , сеид , шейх , , Мирза Махди Шахрастани.

Источники

  • Мухаммад Бакир ас-Садр. История илм аль-усул. Москва, «Исток», 2009.

Ссылки

  1. Мухаммад Бакир ас-Садр. История илм аль-усул. Москва, «Исток», 2009.
Источник —

Same as Мухаммад Бакир Бехбехани