Аль-Хаджжадж ибн Юсуф
- 1 year ago
- 0
- 0
Асакир-ад-дин Абу́-ль-Хусе́йн Му́слим ибн аль-Хаджжа́дж ан-Найсабу́ри , более известен как Има́м Му́слим ( араб. إمام مسلم ; 821 , Нишапур — 875 , Нишапур ) — исламский богослов, хадисовед и правовед. Автор одного из самых авторитетных сборников хадисов — Сахих Муслим . Занимался торговлей и располагал достаточными средствами для того, чтобы полностью посвятить себя сбору хадисов, путешествиям по разным городам. Посетил Ирак , Сирию, Египет, Хиджаз . Обучался у имама аль-Бухари , Ахмада ибн Ханбаля и других богословов. Был учителем у имама ат-Тирмизи , Ибн Хузаймы , Абу Хатима ар-Рази и других богословов . Составил около двух десятков книг, большинство из которых затрагивают науку о хадисах и их передатчиках .
Его более полное имя: Асакир-ад-дин Абу-ль-Хусейн Муслим ибн аль-Хаджжадж ибн Муслим ибн Вард ибн Кавшаз аль-Кушайри ан-Найсабури . Историки расходятся в определении даты его рождения. Называется 202 год хиджры (817/818) , 204 г. х. (819/820) , или 206 г. х. (821/822) . Он родился в Нишапуре , провинции Хорасан на территории современного северо-восточного Ирана .
Нисба аль-Кушайри указывает на принадлежность к племени Бану Кушайр . По одним данным Муслим происходил из этого племени , а его предки прибыли в Персию во время Арабского завоевания и занимали высокие государственные посты . По другим данным он был персом возможно, а его предок был вольноотпущенником кушайритов или принял ислам от кушайритов .
С ранних лет Муслим начал изучать хадисы под руководством своего отца, который уделял большое внимание воспитанию и образованию сына. Он также обучался у известных богословов Нишапура ( Исхак ибн Рахавейх и др.), Бухары и Самарканда . В последующие годы, для изучения и сбора хадисов пророка Мухаммеда , он отправляется в страны Ближнего Востока — Ирак , Сирия, Египет, Хиджаз (зап. Аравия) .
Муслим ибн аль-Хаджжадж занимался торговлей и располагал достаточными средствами для того, чтобы полностью посвятить себя сбору хадисов, путешествиям по разным городам . В возрасте четырнадцати лет совершил паломничество в Мекку. Находясь в Хиджазе, он встретился с Исмаилом ибн Абу Увайсом (ум. 841-2), Саидом ибн Мансуром (ум. 842) и другими авторитетными местными мухаддисами. Исмаил ибн Абу Увайс считается спорным передатчиком, так как однажды он признался, что устроил диспут между мединскими учеными с помощью сфабрикованных хадисов .
В исламских источниках указывается, что он просмотрел 300 тысяч хадисов, из которых счёл достоверными лишь 12 тысяч . Он обладал отличной памятью . После завершения своей учёбы осел в Нишапуре, где и провёл всю оставшуюся жизнь, обучая людей хадисам. Несколько раз посещал Багдад. Последний визит он совершил за два года до своей смерти .
По словам шейха Абду-ль-Латифа, Абу Иса ат-Тирмизи и Муслим ибн аль-Хаджжадж были последователями шафиитского мазхаба. Маулана Абдур-Рашид утверждал, что имам Муслим был маликитом. Шейх Тахира Джазари говорил, что имам Муслим не был ни маликитом, ни ханафитом, ни шафиитом, но написанный им «Сахих Муслим» свидетельствует о том, что он больше склонялся к шафиитскому мазхабу .
Умер в месяце 25 раджаба 261-го года по хиджре (875) в Нишапуре. Похоронен в (пригороде Нишапура) . По некоторым данным причиной смерти послужило переедание финиками. В поисках редкого хадиса, имам Муслим перебирал книги и не заметил, как съел слишком много фиников. В результате чего он заболел и умер .
Сообщается, что он слышал хадисы от Яхьи ан-Найсабури (ум. 839-41), Абдуллаха аль-Канаби (ум. 835-6), Кутайбы ибн Саида (ум. 854) (все трое наиболее известные ученики Малика ибн Анаса ), Убайдуллаха аль-Каварири (ум. 849), Мухаммада ибн аль-Аля (ум. 862), Усмана ибн Абу Шейбы (ум. 853), Мухаммада ибн аль-Мусанны (ум. 866) и Мухаммада ибн Рафи (ум. 869) . Муслим ибн аль-Хаджжадж присутствовал на лекциях имама Ахмад ибн Ханбаля (ум. 855), Абдуллаха аль-Карри, Кутайбы ибн Саида, Ахмада ибн Юнуса, Абдуллаха ибн Масламы аль-Канаби, Хармалы ибн Яхьи, Али ибн Худжры (ум. 858), Абда ибн Хумейда (ум. 863), Абу Хузеймы ибн Харба (ум. 848), Абу Бакра ибн Абу Шейбы (ум. 849), Абу Зуры ар-Рази (ум. 878), Мухаммада Бундара (ум. 866), ‘Али ибн аль-Джа‘да, Яхьи ибн Ма‘ина , Абу Ахмада аль-Фарры и других известных мухаддисов. Всего же, по словам имама аз-Захаби, Муслим ибн аль-Хаджжадж обучался у 222 преподавателей (шейхов) . Среди шейхов Муслима был и Мухаммад ибн Хатим (ум. 849/50), которого подозревают в распространении вымышленных хадисов .
Муслим регулярно посещал занятия аль-Бухари и поддерживал с ним тесную связь. Интересно, что Муслим ибн аль-Хаджжадж смог встретиться с имамом аль-Бухари именно в своем родном городе Нишапуре . Известен случай, как Муслим из-за уважения поцеловал лоб имама аль-Бухари и попросил разрешения поцеловать его ноги. Во время гонений имама аль-Бухари, Муслим ибн аль-Хаджжадж публично продемонстрировал, что он не отрекается от своего учителя. Муслим ибн аль-Хаджжадж говорил имаму аль-Бухари: «Тебя невзлюбит только завистник» .
Наиболее известными учениками имама Муслима были Абу Хатим ар-Рази , Ахмад ибн Салма, Абу Иса ат-Тирмизи (автор « Джами ат-Тирмизи »), Якуб аль-Исфараини, Муса ибн Харун , Наср ибн Ахмад аль-Хафиз , Абу Авана аль-Исфараини (автор « Муснада ») , Ибрахим ибн Абу Талиб, аль-Хусайн ибн Мухаммад аль-Каббани, Абу Бакр аль-Джаруди , Ибн Хузайма (автор « Сахих Ибн Хузаймы ») и другие известные исламские богословы .
Муслим является автором книг по фикху и биографических сводов, посвященных мухаддисам. Самой известной и единственной дошедшей до нас книгой имама Муслима является сборник хадисов Сахих Муслим . Помимо Сахиха изданы также книги аль-Кунья ва-ль-асма , ат-Табакат и ат-Тамйиз .
Муслим ибн аль-Хаджжадж начал работу над Сахихом в возрасте 29 лет (849 г.) в Нишапуре, завершив её через 15 лет в 864 году .
Сахих Муслим наряду с аналогичной книгой имама аль-Бухари считался у исламских традиционалистов и правоведов одним из самых авторитетных сборников хадисов . Сахих Муслим входит в число шести самых авторитетных суннитских сборников хадисов ( Кутуб ас-ситта ). Сахих Муслима считается вторым наиболее престижным сборником хадисов после Сахиха аль-Бухари и содержит, по большей части, тот же материал, что и труд Мухаммада аль-Бухари . Эти две книги аль-Бухари и Муслима вместе называются «Сахихейн» (два Сахиха) . Хадисы, приводящиеся одновременно в обоих Сахихах получили название «согласованные» ( муттафак алейхи ) .
По словам имама ан-Навави по чёткости составления Сахиху Муслима нет равных, но «несмотря на такое мнение, сборник аль-Бухари все же достовернее и в нём больше пользы» . В плане составления разделов сборник Муслима превосходит другие сборники хадисов . В странах Магриба некоторое время предпочитали Сахих Муслима, нежели Сахих аль-Бухари. В частности, Ибн Хазм обвинял имама аль-Бухари в том, что тот приводил в своём сборники хадисы с перерванным иснадом . В отличие от аль-Бухари, Муслим редко приводит версии того или иного хадиса в разных главах .
Из 300 000 хадисов собранных имамом Муслимом, около 4000 неповторяющихся хадисов были включены им в Сахих . Издание под редакцией Мухаммада Фуада Абд аль-Баки, который пронумеровал хадисы и снабдил их указателями содержит 3033 неповторяющихся достоверных хадиса . Общее же количество хадисов достигает 7563 с учётом семи хадисов, приводимых в предисловии .
Большое значение у Муслима отводится определению цепей передатчиков хадисов ( иснад ) — одно из главных требований достоверности хадиса. Он передавал хадисы в точном соответствии с тем, как он их слышал от того или иного передатчика ( рави ) .
Он записывал все хадисы, даже если один и тот же хадис отличался у разных людей. В отличие от современников, он придавал большое значение буквальной, а не смысловой передаче хадисов .
Сахих Муслима составлен по типу сборника мусаннаф, то есть хадисы в нём расположены по определённым темам ( аля-ль-абваб ). Всего в Сахихе 52 раздела (например, о браке, о правилах наследования, о жертвоприношении, о пророках, хадисы этического и медицинского содержания) . Как отмечает Кади Ийяд , первый хадис, приводимый в каждой разделе, выступает в качестве основы, а остальные играют роль комментария к нему .
Хадисы исторического и биографического содержания позволяют считать Сахих Муслима историческим источником .
Труд предваряет важное вступление (Китаб аль-иман), в котором автор излагает принципы, которыми он руководствовался при отборе материала. Во введении каждого раздела имам Муслим раскрывает правовое значение заключенных в нём хадисов. Таким образом его можно считать не только мухаддисом, но и правоведом .
Толкование к Сахиху писали такие богословы как имам ан-Навави , ас-Суюти и Кади Ийяд . Ниже приведён список толкований Сахиха Муслима:
Для удобства пользования Сахихом в разное время было составлено несколько сокращённых вариантов, в которых опускались цепочки передатчиков хадисов. К числу лучших из них относится «Мухтасар Сахих Муслим» Абду-ль-Азима аль-Мунзири (1185—1258) .
Некоторые богословы объединяли сборники хадисов аль-Бухари и Муслима, наиболее известные из которых:
Сахих Муслима неоднократно издавался в разных исламских странах. Лучшим считается издание под редакцией Мухаммада Фуада Абду-ль-Баки .
Муслим ибн аль-Хаджжадж составил около двух десятков книг, большинство из которых затрагивают науку о хадисах и их передатчиках .