Interested Article - Музафферуддин Кёкбори

Музафферуддин Кёкбори — сын Али Кучука , друга и соратника Имадеддина Занги , правитель Эрбиля в 1190—1232/33 годы, полководец Салах ад-Дина .

К моменту смерти отца в 1168 году Кёкбори было 14 лет. Он стал его преемником в Эрбиле, но регент, эмир Каймаз, сместил Кёкбори в пользу его младшего брата, Юсуфа. Кёкбори поступил на службу к атабеку Мосула .

В 1182 году Кёкбори перешел к Салах ад-Дину , на службе у которого прославился в битвах с крестоносцами. Он победил их при Крессоне , сыграл важную роль в победе при Хаттине , принимал участие в защите Акры .

В 1190 году умер брат Кёкбори, Юсуф, и Салах ад-Дин отдал Эрбиль Кёкбори. Как правитель Эрбиля он вмешивался в наследование правителей Мосула. В 1225 году он попал в плен к хорезмшаху Джелаладдину , но заключил с ним мирное соглашение.

Известен не только как военачальник Салах ад-Дина, но и как благотворитель. Он выкупал мусульман, попавших в плен к крестоносцам. Ему приписывают начало празднования Мавлида и проведение первого водопровода на горе Арафат для паломников.

Биография

Происхождение и ранние годы

Кёкбори родился в цитадели Мосула 13 апреля 1154 года . Он был сыном туркменского военачальника, друга и соратника Имадеддина Занги , Али Кучука . После смерти Занги Али Кучук служил его сыновьям, а в 1167 году в старости удалился в принадлежавший ему c 1132 года Эрбиль , при этом он передал все свои икта — Хаккари , Акр эль-Хумейдие (укрепленный замок на востоке Мосула), Синджар , Харран , Тикрит и Шехризор — атабеку Мосула, Мавдуду . В свою очередь Мавдуд обещал Али Кучуку, что Кёкбори унаследует Эрбиль .

Кроме Кёкбори у Али Кучука было три сына: Юсуф Йиналтегин, Акбори, Алааддин. Об Акбори нет никакой информации, Алааддин после смерти отца уехал со своей матерью (Г. Безер назвал её Фархунда-хатун, дочь ) в Дамаск , где и умер . Али Кучук умер в сентябре 1167 года или 1168 году, когда Кёкбори было 14 лет. Перед смертью Али Кучук назначил эмира Каймаза (евнуха и своего бывшего раба ) атабеком Кёкбори и Юсуфа и регентом Эрбиля. После смерти Али Кучука правителем стал Кёкбори. Но, по мнению Каймаза, Кёкбори был некомпетентен. Эмир попросил халифа назначить правителем Юсуфа. Так Юсуф стал эмиром Эрбиля. Кёкбори некоторое время был заключен в тюрьме, но затем Каймаз его освободил. Юноша отправился в Багдад, но не нашел поддержки у халифа и поступил на службу к правителю Мосула .

На службе у атабеков Мосула (Зангидов)

В 1174 году умер атабек Алеппо Нуреддин Махмуд . После его смерти его племянник Сейфеддин Гази II вернул себе земли в Джазире и отдал Харран Кёкбори, как плату за помощь в походе . Салах ад-Дин овладел Дамаском , женился на вдове Нуреддина и объявил себя опекуном сына Нуреддина Махмуда, . Он провозгласил свою независимость и захватил всю южную Сирию. Также он начал вмешиваться в дела Джазиры . Сейфеддин Гази пытался оказать сопротивление, но в 1175 году его войско под командованием Кёкбори потерпело поражение .

22 апреля 1176 года Кёкбори командовал правым крылом армии Мосула в битве против Салах ад-Дина при Телль-эс-Султане. Кёкбори уничтожил левое крыло армии Салах ад-Дина, но Салах ад-Дин лично возглавил атаку и армия Мосула понесла поражение . Салах ад-Дину удалось покорить всю Сирию, кроме Алеппо . .

Атабек Алеппо Исмаил ас-Салих был тяжело болен. Умирая, он завещал свои земли атабеку Мосула , сыну Сейфеддина Гази II и своему родственнику. Иззеддин Месуд отправил к Алеппо армию и выехал следом. По словам Ибн Шаддада , Кёкбори и эмир Саруджа были первыми из эмиров Иззеддина Месуда, кто 12 декабря 1181 года вошел в город. 29 декабря в Алеппо прибыл Иззеддин Месуд, который назначил Кёкбори править городом . Иззеддин Месуд оставался в цитадели Алеппо некоторое время, но он понимал, что не сможет владеть и Мосулом, и Алеппо. Он перебрался в ар-Ракку , оставив в Алеппо своего сына и Кёкбори. В ар-Ракке он встретился с братом, . 27 февраля 1182 года они заключили соглашение, по которому Алеппо отошел Имадеддину Занги, а захваченный последним Синджар возвращался Иззеддину Месуду . Возвращаясь в Мосул, Иззеддин Месуд оставил Кекбори со значительными силами в Алеппо, но Кёкбори встретил противодействие некоторых эмиров, предпочитавших Салах ад-Дина .

На службе у Салах ад-Дина

Для противостояния Салах ад-Дину Иззеддин Месуд I был вынужден назначить вали Мосула регента Эрбиля эмира Каймаза. Кёкбори был недоволен назначением своего противника на должность вали Мосула и в 1182 году перешел на службу к Салах ад-Дину, уговаривая его отправиться в поход против Мосула. Когда Салах ад-Дин пересек со своей армией Евфрат , Кёкбори присоединился к нему со своими войсками и участвовал в захвате некоторых мест, принадлежащих Иззеддину Месуду и Артукидам . После этого он принимал участие в осаде Салах ад-Дином Эдессы . После покорения Эдессы в сентябре 1182 года Салах ад-Дин отдал город Кёкбори в качестве икта , как и Харран .

В Мосуле Иззеддин Месуд обвинил в некомпетентности вали Мосула Каймаза и заключил под стражу. Это заставило правителя Эрбиля Юсуфа, брата Кёкбори, восстать против атабека Мосула и присоединиться к Салах ад-Дину. Попытка Иззэддина Месуда снова подчинить Эрбиль не увенчалась успехом . Воспользовавшись заключением Каймаза, халиф занял Дакук . Правитель Азербайджана Джихан Пехливан вступился за Каймаза и уговорил Иззэддина Месуда освободить его. После освобождения Каймаз попытался подчинить Эрбиль атабеку Мосула, и Юсуф попросил помощи у Салах ад-Дина. Хотя помощь так и не не прибыла, он нанес крупное поражение войскам Мосула. После этого Кёкбори уговорил Салах ад-Дина осадить Мосул в наказание за разорение окрестностей Эрбиля .

15 апреля 1185 года Кёкбори и султан Египта встретились в Бире . Однако 29 мая Салах ад-Дин отобрал у него икта и заключил в тюрьму . Ибн Шаддад писал, что Салах ад-Дин «арестовал Музаффар ад-Дина за какой-то его поступок и за некие слова, которые приписал ему его посол и которые вызвали гнев султана, хотя, на са­мом деле, он не стал подробно разбираться в этом деле». Ибн аль-Асир же сообщал, что Кёкбори обещал Салах ад-Дину пятьдесят ты­сяч динаров, когда уговаривал пойти на Мосул. То, что Кёкбори не выполнил обещание, вызвало гнев султана . утверждал, что «некоторые советники Саладина обвинили Кёкбори в нелояльности и предложили его казнить. Вместо этого Саладин конфисковал два его города, но позволил ему остаться у него на службе» . Примерно через месяц Кёкбори был помилован и получил обратно Харран. Когда в июне 1185 года Салах ад-Дин осадил Мосул, Кёкбори и его брат Юсуф были с ним. Салах ад-Дин не смог взять город, но не оставил своего желания захватить его. Оценив ситуацию и зная, что у них недостаточно сил, мосульцы направили делегацию к Салах ад-Дину в Харран и заявили, что хотят подчиниться ему. В Мосуле стали читать хутбу не от имени иракского сельджукского султана, а от имени Салах ад-Дина. Вся Джазира отныне была под контролем Салах ад-Дина, а Кёкбори и Юсуф сыграли важную роль в этом. По окончании кампании в признание заслуг Салах ад-Дин вернул Кёкбори Эдессу и женил на своей сестре, аль Ситт Рабии-хату н . По словам Ибн Халликана , ранее она была женой Саадеддина Месуда ибн Муинеддина, который в 1185 году умер .

Кёкбори участвовал в качестве полководца во многих войнах Салах ад-Дина с крестоносцами. в 1181/82 году Рено де Шатильон , владетель Керака , захватил направлявшийся из Египта в Сирию караван и заключил торговцев в тюрьму, Салах ад-Дин призвал к джихаду . Саладин поклялся, что убьет Рено за нарушение перемирия, и послал своего сына Аль-Афдаля и Кёкбори совершить набег на франкские земли, окружающие Акру . В августе-сентябре 1184 года Кёкбори участвовал в осаде Салах ад-Дином Крак-де-Шевалье .

В апреле-мае 1187 года Салах ад-Дин поставил Кёкбори во главе конного войска Джазиры (верхняя Месопотамия ), Дияр-Бакра (регион вокруг города Диярбакыр) и Мосула. Однажды ночью Кёкбори с войском отправился в рейд в направлении Тверии и утром атаковал армию крестоносцев у Сафурии (недалеко от Назарета ). Он разбил силы противника, состоявшие из тамплиеров , госпитальеров и туркополов . Стрелами и копьем в грудь был поражен и убит великий магистр госпитальеров Роже де Мулен . Были убиты маршал тамплиеров Роберт Френель и 60 рыцарей ордена. 40 жителей Назарета и некоторые рыцари попали в плен. Великий магистр тамплиеров Жерар де Ридфор с двумя тамплиерами и пятью госпитальерами спаслись . Значение этой победы трудно переоценить, поскольку была обержана победа над элитой сил крестоносцев. Рансимен полагал, что в войске Кекбори было 7 тысяч человек , по мнению Д. Николле, более реалистична цифра 700 . Это сражение называется битва у источников Крессона . .

Получив известие об победе при Крессоне, Саладин двинулся к Тверии с армией в 12 000 человек. В это время Кёкбори постоянно изводил противника набегами. Он уничтожал запасы продовольствия противника. . 4 июля 1187 года состоялась битва при Хаттине . Кекбори командовал левой частью армии, сам Саладин командовал центром, а его племянник Такиюддин Омер — правым . Несмотря на то, что некоторые командиры Салах ад-Дина в критический момент дрогнули, Кёкбори и Такиюддин Омер остались тверды, что принесло Салах ад-Дину победу . Источники высоко оценивают храбрость и заслуги Кёкбори в ней. Согласно Ибн Халликану , Кёкбори одержал множество славных побед, но его успех в битве при Хиттине стоил всего этого . После уничтожения части сил Иерусалимского королевства Салах ад-Дин предпринял попытку завоевать его земли. Он завоевал Тверию и Акру . В то же время Кёкбори завоевал священный для христиан Назарет , разрушил его замок и отправил к Салах ад-Дину множество пленников. С завоеванием Иерусалима в сентябре-октябре 1187 года самая важная часть этой войны была завершена .

Позже Кёкбори принял участие в операции против Антиохийского княжества , в ходе которой были захвачены все земли княжества, кроме Антиохии и аль-Кусайра. Затем Салах ад-Дин двинулся на графство Триполи , а Кёкбори поручил завоевание замка Антартуса. Рыцари-тамплиеры защищали замок, но Кёкбори захватил его и разрушил уцелевшую башню .

После этого христианами был организован третий крестовый поход . Армия крестоносцев прибыла на Святую землю и осадила Акру , порт которой был им необходим для освобождения Иерусалима . Одним из первых на призыв Саладина о помощи откликнулся Кёкбори . В сражении под Акрой 4 октября 1189 года, завершившемся поражением мусульман, Кёкбори находился на левом фланге . 4 мая 1190 года Кёкбори снова привел свое войско под Акру . В осаде Акры участвовал и брат Кёкбори, Юсуф, который с большим войском прибыл летом 1190 года, шатры братьев были рядом . Юсуф дважды болел лихорадкой. Он плохо себя чувствовал и просил у Салах ад-Дина разрешения вернуться домой. Когда он его не получил, то попросил уехать в Назарет. Через несколько дней, 29 октября 1190 года он умер. Кёкбори был рядом с ним. По словам Ибн Шаддада, «все оплакивали судьбу молодого эмира, почившего в столь юном возрасте и так далеко от дома» . В некоторых источниках ответственность за его смерть возлагается на Кёкбори .

Правитель Эрбиля

Кёкбори обратился к Салах ад-Дину и попросил передать ему Эрбиль в обмен на 50 000 динаров и икта, которые у него были. За его заслуги в борьбе против крестоносцев Салах ад-Дин отдал ему не только Эрбиль, но ещё Шехризор (наиболее значительный торговый пункт в нижнем Курдистане на пересечении караванных путей) и Кара-Бели (на главной дороге из Багдада в Мераге ). Осада Акры становилась все труднее поступавшей по морю крестоносцам помощи. Салах ад-Дин продолжал просить Кёкбори о помощи в письмах. Но, несмотря на просьбы и упреки, Кёкбори так и не вернулся к Акре. Вероятно, он был занят укрепление своих позиций в Эрбиле. Он послал помощь Салах ад-Дину, но она пришла уже после после окончания осады Акры .

Минарет Музаффарийя Большой мечети в Эрбиле, ранее был частью медресе, построенного Кёкбори.

В 1193 году умер Салах ад-Дин. Монеты, чеканенные Кёкбори в течение 40 лет после этого показывают, что он до своей смерти был независимым правителем .

В 1205/06 году Кёкбори заключил союз с эмиром Мераге Алааддином Кара-Сункуром и разбил правителя Ильдегизидов Абу Бакра .

Он играл роль в борьбе между Айюбидами и атабеками Мосула. Кёкбори выступал против экспансионистской политики Айюбидов. В 1208/09 он выдал двух своих дочерей замуж за сыновей атабека Мосула .

Борьба Зангидов Мосула и Синджара

Он также участвовал в борьбе Зангидов Мосула и Синджара . По словам Рашид ад-Дина , Арслан-шах I, правивший в Мосуле, пытался захватить у Кутбеддина Мухаммеда (оба внуки сына Имадеддина Занги Мавдуда ) принадлежащий тому Синджар, так как тот признал верховенство Аль-Адиля , брата Салах ад-Дина и султана Египта. Кёкбори воспользовался этим конфликтом, напал на земли атабека Мосула и пригород Мосула Ниневию , после чего отступил в Эрбиль. Арслан-шах I хотел наказать Кёкбори и выступил против него, но не решился напасть. В это время из Харрана на помощь Кутбеддину Мухаммеду прибыло войско аль-Адиля под предводительством его сына . Кёкбори, Артукид Хисн-Кайфы , эмир Джезиры и эмир Дары собрались в Нусайбине и выступили против атабека Мосула. Арслан-шах I потерпел поражение в битве против них, его войско бежало, а сам он вернулся в Мосул лишь с четырьмя людьми .

Арслан-шах I умер в 1211 году, ему наследовал его сын Иззеддин Месуд II . Иззеддин Месуд II был отравлен в 1218 году, ему наследовал его сын Арслан-шах II, которому было 10 лет. Регентом при нём стал Бадр ад-Дину Лулу . С этим был не согласен брат Иззеддина Месуда II, Имадеддин Занги III, правитель крепостей Акр и Шуш и основатель Шехризорской ветви династии. Он захватил замок Имадие. Его поддержал Кёкбори, и Имадеддин с войском Кёкбори напал на территории атабека Мосула. Ему удалось захватить крепости Хаккар и Завзан. Бадр ад-Дин Лулу обратился за помощью к и тот прислал отряд Айбека . Айбек разбил левое крыло, которым командовал Имад-ад-дин Зенги, но Кёкбори, войско которого было в центре, разбил Бадр-ад-дина Лулу, после чего все стороны согласились на заключение мира. Аль-Ашраф захватил Санджар и прибыл на помощь Бадр-ад-дину Лулу в Мосул. Он двинулся на Эрбиль, но прибыли послы халифа и добились заключения мира между ними .

В 1219 году умер Арслан-шах II, новым атабеком Мосула Бадр ад-Дин Лулу провозгласил его трехлетнего брата Насиреддина Махмуда. Имадеддин Занги III вновь попытался захватить Мосул, заявляя, что быть новым атабеком — его право. С помощью Кёкбори он начал захватывать территории атабека Мосула. Бадр ад-Дин Лулу снова получил помощь аль-Ашрафа. Но их войска были разбиты Кёкбори. Новое соглашение, достигнутое при посредничестве халифа, продлилось лишь до тех пор, пока Имадеддин Занги III не захватил Кеваше. На помощь к Лулу пришел лично аль-Ашраф. Кёкбори получил поддержку Артукидов и анатолийского сельджукского султана Иззеддина Кей-Кавуса I . Но смерть Кей-Кавуса I, отправившегося в поход против аль-Ашрафа, ослабила союз. В июле 1220 года аль-Ашраф захватил Синджар и положил конец этой ветви Зангидов. Аль-Ашраф, прибывший в Мосул, отклонил просьбу халифа заключить соглашение при условии, что он вернет места, занятые Занги III. Он двинулся на Кёкбори, которого считал ответственным за эти события. В результате переговоров в августе 1220 года Имадеддин Занги обещал вернуть захваченные им места. Было решено, что он останется у аль-Ашрафа в качестве заложника .

Хорезмшах и монголы

В 1225 году Джелал ад-Дин Манкбурны направил халифу в Багдад предложение заключить союз против монголов. Багдадский халиф, по словам Рашид ад-Дина, «халиф [хорошо] помнил оскорбление, [нанесенное] его отцу и деду [Хорезмшахами]». Поэтому он не принял предложение Джалал ад-Дина, а приказал своему рабу Куш-Темуру (с 20 000 отрядом) и Кёкбори (с 10 000 отрядом) наказать хорезмшаха. В этой кампании Куш-Темур был разбит и погиб. По словам Рашид ад-Дина Куш-Темур «имевший десятикратное преимущество» потерпел поражение так как возгордившись не дождался подхода ирбильского войска и в пылу боя угодил в засаду". Позже у Тикрита Джелал ад-Дин захватил в плен Кёкбори. Джелал ад-Дин одарил Кёкбори и отпустил домой .

Святилище Музафар ад-Дина в Эрбиле

Кёкбори заключил с ним соглашение и смог спасти город. Вслед за хорезмшахом в регион пришли монголы. Кёкбори получил поддержку халифа ан-Насира Лидиниллаха и командовал армиями, собравшимися в Дакуке. В этот союз вошел и сельджукский султан Рума Алааддин Кейкубад с войском из в 5000 человек. Однако битвы не было, поскольку монголы отступили. В последние годы Кёкбори на район Эрбиля совершали набеги туркмены, следовавшие за монголами. Мехмед Сару захватил Шехризор, а правитель Равандуза Шемседдин Севинч захватил замок Сару .

Смерть

Кёкбори с войском присоединился к халифу Багдада, чтобы оказать сопротивление разорявшим Иран монголам. В этом походе он заболел . Кёкбори умер в своем доме в Баладе 28 июня 1233 года , по словам К. Каэна, ему был 81 год , по словам Г. Безера — 79 . Его тело позже было перевезено в Эрбиль. Отсюда его отправили с паломниками в Мекку, в соответствии с его завещанием и желанием быть там захороненным. Однако в 1234 году его вернули, не довезя до Мекки, и захоронили в Куфе . У него не было сыновей, и он завещал свои земли халифу Аббасидов аль-Мустансиру . Эрбиль был занят войсками, посланными халифом .

Семья

Жена: Рабия-хатун , сестра Салах ад-Дина . Умерла в Дамаске в декабре-январе 1245/46 года в возрасте 80 лет .

  • дочь .
  • дочь .

Личность

К. Каэн писал, что слава Кёкбори превзошла славу его отца, Али Кучука .

Храбрость Кёкбори оценена и хронистами, и историками. Ибн Халликан писал: «Музаффар ад-дин участвовал во многих битвах Салах ад-дина и проявил высшую храбрость и решительность, стойко выстояв в конфликтах, из которых все остальные отступили, о чём свидетельствуют Имадеддин аль-Исфахани , Бахаэддин ибн Шаддад, и другие историки. Эти факты настолько хорошо известны, что нет необходимости настаивать на этом вопросе, и одного его поведения в битве при Хаттине было бы достаточно для его репутации» . По словам Имадеддина аль-Исфахани, благодаря битве при Крессоне, Кёкбори помнят как «героя, который зажег первый огонь победы, приведшей к завоеванию Иерусалима» .

По словам К. Каэна, «он сыграл славную роль в большинстве кампаний Саладина, в частности в завоевании Палестины и Сирии и борьбе против франков (третий крестовый поход)» .

Источники восхваляют Кёкбори за его щедрость по отношению к нуждающимся. Ибн Халликан писал: «благородные качества, глубокое смирение, искренность веры и твердость моральных принципов сочетались в Музаффар ад-дине; Он с удовольствием занимался изучением истории, и его познания в этой области знаний были очевидны из его разговоров. Все его добродетели и благородные поступки настолько известны, что нет нужды вдаваться в какие-либо подробности» ; «в делах милосердия он совершал то, чего раньше не делал ни один человек. Ничто так его не радовало, как раздача милостыни, и каждый день он заставлял раздавать огромные суммы в разных частях города толпам нуждающихся, собравшимся, чтобы получить их» .

Согласно современнику Кёкбори, Якуту аль-Хамави , Эрбиль в период его правления достиг пика процветания. В этот период город был одним из крупнейших центров мусульманского мира, наравне с Багдадом, Мосулом и Ахлатом . Кёкбори построил в Харране больницу и медресе. Став правителем Эрбиля, он отремонтировал замок и стены города, благоустроил его улицы и построил новые базары. Среди его построек большая больница в Эрбиле, приюты для сирот, детей-инвалидов и вдов, медресе Музафферие, большая мечеть . По словам О. Турана, «Эрбильский атабег Музафреддин Кёкбори был легендарной фигурой в исламском мире со своими научными, религиозными и благотворительными учреждениями» .

Кёкбори приписывается введение праздника Мавлид . Церемонии, которые были им введены, впоследствии стали традицией и в других исламских странах . В 1207/08 году хафиз прибыл в Эрбиль и отметил рвение, проявленное Кёкбори в праздновании Мавлида, он сочинил для него произведение под названием «Ат-Танвир» .

Он был первым, кто провел акведук на гору Арафат для паломников .

Кёкбори тратил большие деньги на спасение мусульманских пленников от крестоносцев. В источниках записано, что он спас 60 000 пленных .

Примечания

  1. .
  2. , p. 541.
  3. .
  4. .
  5. .
  6. , с. 77.
  7. .
  8. , с. 70.
  9. , с. 96.
  10. , p. 58—59.
  11. , p. 538-541.
  12. , S. 429.
  13. , p. 95.
  14. , p. 57.
  15. , pp. 536—537.
  16. , p. 455.
  17. , с. 161.
  18. , с. 174.
  19. , с. 180.
  20. , с. 219.
  21. , с. 130-131.
  22. , с. 160—161.
  23. .
  24. , с. 195—196.
  25. , с. 242—243.
  26. .
  27. , p. 542.
  28. , p. 541.
  29. , p. 536.
  30. , p. 536—540.
  31. .

Литература и источники

Источники

  • Ибн-ал-Асир. / пер. П. К. Жузе. — Баку: издательство АзФан, 1940.
  • Рашид ад-Дин . // Сборник летописей / пер. Л. А. Хетагурова. — М. Л. : АН СССР, 1952. — Т. 1.
  • Ан-Насави, Шихаб-ад-дин Мухаммед . . — М. : Восточная литература, 1996.
  • Ибн Джубайр. / пер. Л. А. Семеновой. — Наука, 1984.
  • Баха ад-Дин. Саладин. Победитель крестоносцев. — Диля, 2009.
  • Ibn Hallikan. / Transl. by Mac-Guckin de Slane. — Benjamin Duprat, 1843. — 726 с.

Литература

  • Alptekin С. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1989. — C. 2 . — S. 410 .
  • Alptekin С. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1992. — C. 5 . — S. 342—344 .
  • Bezer G. O. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 2002*. — C. 26 . — S. 234—235 .
  • Bezer G. O. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 2013. — C. 44 . — S. 268—272 .
  • Bezer G. O. Begteginliler: Erbil'de Bir Türk Beyliği (1132-1233) // Turkler. — Ankara: Yeni Türkiye Yayınları, 2002. — Vol. 4. — S. 864—870.
  • Cahen Cl. Begteginids / Houtsma, Martijn Theodoor. — 2. — Leiden: BRILL, 1991. — Vol. 2. — P. 1160—1161. — (Encyclopaedia of Islam).
  • Le Roulx Joseph Delaville. . — E. Leroux, 1904. — 474 с.
  • Eroglu H. (тур.) // Çocuk Sağlığı ve Hastalıkları Dergisi. — 2004. — C. 43 . — S. 80—82 .
  • Nicolle D. (англ.) . — Praeger, 2005. — ISBN 978-0-275-98840-1 .
  • Nicolle D. . — Bloomsbury Publishing, 2014.
  • Runciman S. (англ.) . — Cambridge University Press, 1952.
  • Setton K. M. . — Univ of Wisconsin Press, 1969.
  • Şeşen R. (тур.) // Belleten. — 1990. — C. 54 , sayıl. 209 . — S. 427–434 . — ISSN .
  • Turan O. (тур.) . — Ötüken Neşriyat A.Ş., 1969. — S. 294, 345, 395, 399.
Источник —

Same as Музафферуддин Кёкбори