Interested Article - Дайцы

Дайцы (дай, кит. упр. 傣族 , пиньинь Dǎi Zú ) — группа тайских народов на юго-западе Китая ( провинция Юньнань ), северо-западе Мьянмы и севере Таиланда . Численность в Китае примерно — 1,02 млн человек .

Ареал

В провинций Юньнань : Сишуанбаньна-Дайский автономный округ , Дэхун-Дай-Качинский автономный округ .

Языки

Говорят на юго-западных тайских языках тай-кадайской языковой семьи , а также на китайском . Языки дайцев близко родственны между собой и образуют диалектный континуум с несколькими осями. На юго-западе Юньнани, в Дэхун-Дай-Качинском автономном округе дайцы говорят на языке (дэхунском), в округе Линьцан распространён шанский язык (на котором говорят шаны Мьянмы ), в округе Пуэр — язык тай-ныа . На крайнем юге Юньнани, в Сишуанбаньна-Дайском автономном округе и на юго-западе Пуэра народ лы говорит на языке лы (сишуанбаньнаском). Далее в округе Юйси и на севере и в центре Хунхэ-Хани-Ийского автономного округа распространён язык , а к югу от него, вдоль вьетнамской границы (юг округов Хунхэ и Вэньшань ) распространён магуаньско - люйчуньский язык. Хотя носители последнего близки белым тай Вьетнама, их языки довольно далеки друг от друга. Наконец на севере Юньнани (округа Лицзян , Чусюн и Куньмин ) и сопредельных территориях Сычуани ( Ляншань-Ийский автономный округ ) распространён (диалекты удинский, юнжэньский , хойли , ).

В южных районах используется собственное слоговое письмо , известное в 4 вариантах:

Все они восходят к монскому письму , которое в свою очередь происходит от одной из разновидностей индийского письма .

Письменность

Согласно легенде, дайцы имели свою письменность. Записи письменности были утеряны при переходе реки. Они отправились её искать вдоль течения реки. В поисках они нашли следы водоплавающих птиц на песке, и следы напоминали им их утерянный язык, они его записали, и таким образом родилась дайская письменность .

Окружающая среда

Дайцы живут в субтропическом климатическом поясе. У них хорошо развито земледелие , они выращивают сахарный тростник , кофе , новозеландский лён , бананы , каучук и другие . В лесах Сишуанбаньна встречается множество редчайших растений и животных (Сергеева М. Путешествие в Южный Китай С. 42-43.).

История

Дайцы издавна обитали на юго-западе Китая . Уже при династии Хань в I веке нашей эры в древних записях есть первые упоминания о дай. Изначально они назывались «дяньюе», «шань», «ляо» или «цзюляо», позже при династиях Тан и Сун дайцы звучали как «цзиньчи», «хэйчи», «хуамань» или «байи», а при Юань и Мин — «байи» и «бои», в то время как сами дайцы называли себя «дайна», «дайя», «дайбэн». Уже после образования КНР по их желанию «дай» стало официальным названием этой национальности .

В прошлом дайская группа являлась господствующей группой в регионе. На данный момент она остается самой густонасёленной этнической группой в Сишуанбаньне, представляя приблизительно треть всего населения .

Религия

Дайцы исповедуют буддизм Тхеравады .

Культура

У дай очень древняя и богатая культура . Сохранилось большое количество рукописных памятников написанных на языке , которые могут насчитывать более тысячи лет, а также древние буддистские сутры на пальмовых листьях. У дайцев также есть и своё летоисчисление , различные достаточно известные эпические поэмы . Они обладают поистине разнообразным народным творчеством у них есть множество танцев и музыки , которыми они сопровождают свои праздники . Так например у дайцев есть , отмечается он после дня поминовения успоших ( Цинмин ) по лунному календарю . Поскольку вода для дайцев счастье , и богатство , в первый день они ходят с палочкой, которой обрызгивают друг друга, желая счастья, а уже во второй день ходят с тазами и вёдрами и полностью друг друга. В эти дни дайцы устраивают гонки на , исполняют танец павлина .

Среди мужчин и женщин существует ритуал ухаживания — с помощью традиционного народного искусства — песен и плясок. Все музыкальные инструменты, способы исполнения представлений и характерные предметы, используемые в дайских пьесах взяты из Юньнаньской оперы — главного музыкально-драматического произведения провинции .

Брачные отношения

В древние времена вожди могли взять себе несколько жён. А крестьяне жили семьями, где муж имел одну жену. До свадьбы молодые люди встречались и встречаются свободно. Есть обычай, по которому молодые после свадьбы живут у родителей жены, то есть матриолокальный тип брачного поселения . Система терминов родства — бифуркативно-коллатеральная .

Традиционная одежда

Мужчины национальности дай носят рубашки без воротника, с коротким рукавом и с застёжкой посередине, с длинными брюками. Для мужчин дайцев характерно повязывать голову белым или чёрным платком. У них так же очень популярны татуировки на теле. у женщин — куртка с узким и коротким рукавом и длинная юбка .

Примечания

  1. (Страны и народы Востока. С.98)
  2. Народы и религии мира: энциклопедия. С. 90.
  3. Daoyong L. The Kammu People in China and Their Social Customs//Asian Folklore Studies, Vol. 43, No. 1 (1984), p.19
  4. Жоголев Д. А. Малые народности и великий Китай. — С. 61—62.
  5. Borchert Th. «Worry for the Dai Nation: Sipsongpannā, Chinese Modernity, and the Problems of Buddhist Modernism» //The Journal of Asian Studies, Vol. 67, No. 1 (Feb., 2008), p.114
  6. Народы и религии мира: энциклопедия. С.90
  7. . Дата обращения: 22 ноября 2007. 4 марта 2016 года.
  8. Иванова Е. В. Новые коллекции по народам материковой части Юго-Восточной Азии. — С. 260—280.
  9. Mackerras Colin «Integration and the Dramas of China’s Minorities»//Asian Theatre Journal, Vol. 9, No. 1 (Spring,1992), p.8
  10. Народы Восточной Азии. Глав. ред. Чебоксаров Н. Н. . С.41
  11. . Дата обращения: 22 ноября 2007. 26 мая 2015 года.

Ссылки

  • Народность дай на (рус.)
  • Национальность «дай» (рус.)
  • (рус.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Литература

  • Васильев В. Б. Дайцы. // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . — М. : Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 90.
  • Жоголев Д. А. Малые народности и великий Китай. — М. , 1994. — С. 61—62.
  • Иванова Е. В. Новые коллекции по народам материковой части Юго-Восточной Азии в МАЭ. — М. : Вост. лит. РАН, 1996. — С. 260—280.
  • Итс Р. Ф. Этническая история Юга-Восточной Азии. — Л. : Наука, 1972. — С. 20.
  • Народы Восточной Азии / Глав. ред. Н. Н. Чебоксаров — М. - Л. : Наука, 1965. — С. 40—42.
  • Сергеева М. Путешествие в Южный Китай // Китай. — 2007. — № 5. — С. 40—44.
  • Страны и народы Востока. Вып. 29: Борис Иванович Панкратов: Монголистика. Синология. Буддология: [Впервые публ. труды и ст. о нём] / Сост. и отв. ред. Ю. Л. Кроль. — СПб. : Центр «Петербургское востоковедение», 1998. — С. 97—99.
  • Borchert Th. «Worry for the Dai Nation: Sipsongpannā, Chinese Modernity, and the Problems of Buddhist Modernism» //The Journal of Asian Studies, Vol. 67, No. 1 (Feb., 2008), pp.107-142
  • Daoyong L. The Kammu People in China and Their Social Customs//Asian Folklore Studies, Vol. 43, No. 1 (1984), p.15-28
  • Mackerras C. Integration and the Dramas of China’s Minorities//Asian Theatre Journal, Vol.9, No.1 (Spring, 1992), pp. 1-37
Источник —

Same as Дайцы