Мужская репродуктивная система
- 1 year ago
- 0
- 0
Вспомогательные репродуктивные технологии ( ВРТ ) — собирательное название медицинских технологий, методов лечения и процедур, направленных на достижение беременности пациенткой, при которых отдельные или все этапы зачатия осуществляются вне организма будущей матери. Применяются при бесплодии . Лечение бесплодия с помощью вспомогательных репродуктивных технологий осуществляется амбулаторно в специализированных медицинских учреждениях.
К вспомогательным репродуктивным технологиям относится экстракорпоральное оплодотворение (оплодотворение in vitro) с в полость матки, , перенос эмбрионов в фаллопиевы трубы, , суррогатное материнство , донорство ооцитов и . Распространённые методы экстракорпорального оплодотворения — ИКСИ , трансвагинальная пункция фолликулов , метод цитоплазматической замены . Согласно «Справочнику терминологии ВРТ», изданному Всемирной организацией здравоохранения к методам ВРТ также относят криоконсервацию гамет и эмбрионов, но не относят искусственную инсеминацию . Кроме того, к методам ВРТ часто относят вспомогательный хетчинг (искусственное надсечение или удаление блестящей оболочки эмбриона) и .
К осложнениям вспомогательных репродуктивных технологий относятся эктопическая беременность (факторы риска при ЭКО — эндометриоз и болезни малого таза), многоплодная беременность (у 35,7 % ), синдром гиперстимуляции яичников , гнойно-септические осложнения и интраабдоминальное кровотечение . Тяжёлая степень синдрома гиперстимуляции яичников возникает при 0,1—2 % циклах оплодотворения in vitro, при 3—6 % — средняя степень, при 20—33 % — лёгкая степень .
Частота внематочной беременности при экстракорпоральном оплодотворении составляет 2—10 % и превышает общепопуляционную почти в 10 раз (11,6 %) . Случаи достигают 14,8 % среди всех случаев внематочной беременности в программах вспомогательных репродуктивных технологий .
У детей, которые были рождены с помощью экстракорпорального оплодотворения, заболеваемость в 4 раза выше, чем у детей, которые были рождены при естественном оплодотворении. Характерна малая масса тела у новорождённых (<1,5 кг; 6,2 %), недоношенность (24,6 % случаев), лёгкая асфиксия в родах (4,3 %), постгипоксические состояния, синдром дыхательных расстройств, патологическая гипербилирубинемия , задержка внутриутробного развития и врождённые пороки развития .
Применение вспомогательных репродуктивных технологий увязывают с рядом проблем в области биоэтики и медицинского права .
Метод используется в современной репродуктивной медицине для сохранения эмбрионов человека для последующей имплантации и беременности. Криоконсервированные эмбрионы могут быть сохранены на неопределённый срок, их можно пересылать на большие расстояния, и даже продавать для пересадки другим бесплодным женщинам . Продажа эмбрионов во многих странах запрещена на законодательном уровне . Развод , отказ супружеской пары от имплантации, смерть одного или обоих супругов до переноса криоконсервированных эмбрионов также создают юридические и психологические проблемы .
Проблемы донорства половых клеток тоже вызывают морально-этические и юридические вопросы. Донорство спермы имеет длительную историю, а в последние годы, с развитием технологий, в практику введено . Вопросы возникают относительно анонимности доноров гамет и , а также о целесообразности сообщения детям, родившимся в результате донорства, информации об их биологических родителях . Если донорство половых клеток происходит анонимно, то теоретически возможна ситуация, когда двое потомков от одного донора вступают в брак и имеют детей, что может привести к нежелательным генетическим последствиям для их потомства .
Одной из юридических проблем является — так, известны случаи, когда мужчины-врачи оплодотворяли яйцеклетки пациенток собственными сперматозоидами без их согласия .
Различные религиозные конфессии мирового уровня имеют разные подходы к вспомогательным репродуктивным технологиям. Практически все виды вспомогательных репродуктивных технологий считаются приемлемыми в буддизме, индуизме и иудаизме . В противоположность этому, они полностью отвергаются католицизмом . Мусульмане-сунниты, англикане и протестанты считают приемлемыми практически все формы репродуктивных технологий, не включающие донорство эмбрионов и гамет .
Иудаизм разрешает использование вспомогательных репродуктивных технологий, если гаметы принадлежат еврейской супружеской паре .
Буддизм рекомендует, чтобы при использовании вспомогательных репродуктивных технологий были соблюдены следующие условия: анонимность донора, отсутствие вознаграждения для донора и добровольное согласие обоих супругов. Буддизм также указывает, что предпочтительным вариантом решения проблемы бесплодия является воспитание приёмного ребёнка .
Ислам поддерживает использование экстракорпорального оплодотворения, но с определёнными условиями, такими как принадлежность гамет мужу и жене, которые заключили брачное соглашение ( никах ) и перенос эмбриона в матку именно той женщины, чья яйцеклетка была оплодотворена. Использование суррогатного материнства, донорской спермы и донорской яйцеклетки запрещено и считается грехом , который подлежит наказанию .
Отношение к вспомогательным репродуктивным технологиям в христианстве сильно варьирует от конфессии к конфессии. В « Основах социальной концепции РПЦ » сказано, что допустимым является искусственное оплодотворение половыми клетками мужа. Однако русская православная церковь резко выступает против суррогатного материнства и использования вспомогательных репродуктивных технологий вне рамок традиционной полной семьи . Донорство гамет рассматривается как вариант супружеской измены .