Школа фабрично-заводского ученичества
- 1 year ago
- 0
- 0
Авиньонская школа ( фр. École d’Avignon ) — провансальская художественная школа, развивавшаяся в Авиньоне в XIV—XVI вв., сыгравшая важную роль в формировании французской живописи .
В начале XIV века Авиньон уже нельзя было назвать захолустным городком: в 1303 г. папа Бонифаций VIII основал здесь университет. Однако превращение города в христианскую столицу началось только после переезда в Авиньон папской курии в связи с так называемым « авиньонским пленением ». После этого значение города выросло до уровня ведущих европейских столиц — Лондона , Парижа , Барселоны , Неаполя и Праги . Многие прелаты и светские аристократы возвели здесь для себя роскошные резиденции. Один из немногих сохранившихся до наших дней образцов таких построек — главное здание «Пти Пале» (Малого дворца), находящегося на площади перед Папским дворцом . Оно принадлежало кардиналу Арно де Виа, а после его смерти с 1335 г. служило епископским дворцом. Сегодня в нём располагается замечательное собрание старинной итальянской и французской живописи. На месте старых городских церквей были воздвигнуты новые величественные храмы.
С 1337 по 1453 гг. во Франции шла Столетняя война . Авиньон находился в стороне и не пострадал от этих событий, однако в городе пришлось возвести новые городские стены для защиты от бывших военных наёмников , мародёрствовавших в сытом Провансе . В 1334 — 1342 гг. был возведён новый Папский дворец, более похожий на крепость. По окончании «авиньонского пленения» и возвращения папской курии в Рим в 1377 г., этот дворец в качестве своей резиденции использовали антипапы . Стены покоев и залов дворца были расписаны интернациональной группой художников, устремившихся в Авиньон в период строительного бума.
Первоначально крупный очаг искусства существовал в Авиньоне и Провансе приблизительно с 1330 г. и вплоть до начала XV в., однако как о школе, об искусстве Авиньона можно говорить лишь в отношении XV столетия. В XIV в. это был художественный центр, порождённый исключительно историческими обстоятельствами: расцвет живописи в Авиньоне был обусловлен пребыванием здесь папского двора. Авиньонское пленение пап длилось с 1326 по 1367 гг. Авиньон в это время стал одним из главных очагов европейской культуры, куда съезжались интеллектуалы и художники из всех стран. В XIV в. ведущей живописной школой была школа сиенская , поэтому к папскому двору были приглашены сиенские мастера — Симоне Мартини , Мастер кодекса св. Георгия , а затем Маттео Джованнетти , который стал придворным папским художником и работал в папском дворце и в монастыре Вильнёва в 1343 — 1367 гг. Технические знания и реалистические склонности итальянцев встретились здесь с декоративным вкусом и куртуазным духом французов.
Фрески неизвестных художников «Охота» и «Рыбная ловля» (1342, башня Гард-Роб), являются несомненно плодом коллективного творчества и слияния двух эстетик . Но Авиньон был не только местом встречи разных по происхождению художников. Отсюда итальянские идеи распространялись на север, здесь были созданы первые элементы « интернациональной готики ». Во времена Великого раскола (1378—1418) авиньонская живопись держалась силой традиции. От этого периода сохранились только фрагменты: фрески в церкви Сен Дидье в Авиньоне, исполненные под влиянием флорентийских мастеров ; фрески дома Соргов (ныне — Авиньон, Пти Пале), созданные французскими художниками в подражание росписям башни Гард-Роб Местные художники на грани XIV—XV веков ищут вдохновения в сиенской живописи («Алтарь из Тузона», Париж, Лувр), или как Жак Иверни пишут в ставшей к тому времени уже архаичной манере « интернациональной готики ».
После возвращения папского двора в Рим , Авиньон теряет своё значение. На рубеже XIV—XV вв. здесь работало всего несколько художников, значение которых выходило за чисто местные рамки. Но к 40-м гг. XV в. Прованс снова дал Франции крупных мастеров, написавших новую главу в истории французского искусства.
К середине XV в. можно говорить о сложении настоящей школы, хотя в большей степени её следует считать общепровансальской, нежели только авиньонской. В период политической стабильности и процветания, способствующих обновлению искусства, тёплый и сытый Прованс, оставшийся в стороне от опустошительной войны, принимает и объединяет художников, приехавших с севера. Подъём торговли создаёт новый художественный рынок и новую многочисленную клиентуру, не только церковную, но торговую и финансовую. Расцвет авиньонской школы пришёлся на время правления Рене Доброго , короля анжуйской династии , который был человеком творческого склада. Кроме выполнения своих королевский обязанностей, Рене был поэтом, большим эстетом, ценителем и коллекционером искусства и на досуге сам время от времени занимался живописью. Одно время даже считали, что ценные манускрипты из его коллекции были проиллюстрированы им самим. Рене был окружён художниками, которые сопровождали его в поездках, и в большой степени творческая атмосфера, царившая в Провансе, была следствием правления столь замечательной личности.
Первый шедевр авиньонской школы появляется приблизительно в 1443 г., это знаменитое «Благовещение из Экса» ( Экс-ан-Прованс , церковь Сен-Мари-Мадлен). Это произведение показывает главные черты, присущие Авиньонской школе: строгая композиция, упрощённые объёмы, вкус к сильному освещению, которое подчёркивает массы. Картина оказала скорое и одновременно длительное влияние на художественный процесс в Провансе. Произведения Гийома Домбе и его мастерской, а также созданные неизвестными художниками «Бульбонский алтарь» (ок. 1457 г., Париж, Лувр), и «Пьета» из Тараскона (ок. 1456 г, Париж, музей Клюни) обязаны «Благовещенью из Экса» своими типажами , рисунком и цветом. Кроме того, эта картина привила всем провансальским живописцам вкус к широте и монументальности, сведя на нет привычное нидерландское изящество. Так у художников из разных стран сложился общий стиль. Наиболее ярко этот новый стиль проявляется в середине века, в таких произведениях, как «Пьета» из Вильнёв-лез-Авиньон , приписываемая Ангеррану Картону . В этот период Авиньон вновь становится главным французским художественным центром; из архивных документов известно о большом количестве художников и созданных ими картин, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней. Авиньонский очаг искусства, возникший на перекрёстке торговых и культурных путей, сохраняет постоянный контакт как с севером ( Бургундия , Париж , Фландрия ), откуда происходит большинство художников авиньонской школы, так и со средиземноморскими регионами ( Неаполь , Сицилия , Испания ), где в этот период можно обнаружить сходные формы и тот же дух (этому взаимовлиянию, возможно, способствовало возвращение из Неаполя в Прованс в 1442 году короля Рене). Влияние авиньонской школы в этот период носило самый широкий характер. Кроме известных имён большое количество произведений до сих пор числится за безвестными, анонимными мастерами.
В 1470-е гг. в Провансе, как и во всей Северной Европе, распространяется волна нидерландского влияния, поддержанного в частности королём Рене, который был страстным любителем нидерландской живописи. Художники ( Никола Фроман , а также анонимный автор «Алтаря Перюсси» , подражавшие формам и типам северной живописи, сохраняют тем не менее присущий провансальской школе твёрдый почерк. На протяжении последних двух десятилетий XV столетия новое поколение, гораздо более свободное и независимое от нидерландского влияния, воскрешает большую провансальскую традицию середины столетия, память о которой оказалась весьма живучей. Художники Шанжене , Лиферинкс и Дипр продолжают творческие поиски Мастера Благовещения из Экса и Ангеррана Картона ; фигуры вновь приобретают утраченную было монументальность, формы опять становятся геометризированными и подчёркнутыми освещением. В самом конце XV в. Прованс оказывается в центре уже других влияний, особенно активных из северной Италии ( Лигурия , Пьемонт , Ломбардия ). В этот период северо-итальянские и провансальская школы ещё не утратили внутренней энергии развития, однако с начала XVI в. Прованс в своём художественном развитии начинает быстро отставать от итальянского Возрождения, чуждого ему по духу. «Поклонение младенцу» (Авиньон, музей Кальве) — единственный пример использования уроков Леонардо да Винчи . Эта картина символизирует собой, по сути, конец Авиньонской школы, которая в XVI в. станет уже полностью провинциальной, и будет находиться далеко в стороне от новаторских течений.