Interested Article - Медресе Чахарбаг

Медресе Чахарбаг — исламское учебное заведение, расположенное в городе Исфахан в центральной части Ирана. Его также называют «Медресе султана» или «Медресе матери шаха».

Происхождение названия

Название «Медресе султана» обязано своим происхождением тому, что начало строительства было положено в годы правления шаха Солтана Хусейна Сефеви , правившего в 1694—1724 годах. Слово Чахарбаг — название улицы, на которой стоит здание . Название «Медресе матери шаха», в свою очередь, является ошибочным, так как ни в одном из вакуфных документов данное название не фигурирует . Мать шаха Солтан Хусейна отдала базар и караван-сарай в вакуфное владение медресе, тем самым обеспечив приток средств на обучение студентов и поддержание здания .

История

Медресе Чахарбаг строили в 1706—1707 годах . Облицовка плиткой затянулась до 1714 года .

Медресе было центром религиозного образования, где учились многие богословы; среди них выделяется [[ Мухаммад Бакир Маджлиси|Мухаммад Бакир ибн Мухаммад Исфахани Маджлиси]]. Предположительно, учеников медресе отбирал сам шах .

Для проживания студентов на втором этаже медресе располагались большие, хорошо обставленные комнаты. В северной части здания находилась особая комната, получившая название «покои султана», где периодически Солтан Хусейн проводил беседы с учёными мужами . Шахские покои отличались от комнат учеников убранством: их углы были украшены золотом, а в самом помещении находилась богато украшенная каллиграфией печка .

До 1933 года это медресе было одним важнейших религиозных центров мусульманского мира. Ученики приступали к изучению религиозных наук в медресе с 14 лет. Обучение продолжалось 10 лет. Когда зданию медресе было решено присвоить статус национального исторического памятника, учеников отправили в более мелкие медресе . Сегодня медресе Чахарбаг известна как «Медресе имама Садега». Караван-сарай матери шаха был превращен в Отель Аббаси.

Архитектурные особенности

Вид на медресе Чахарбаг по фотографии XIX века

В медресе сочетается множество видов искусств: скульптура, живопись, персидская миниатюра , изразцы , мозаика , , каллиграфия , резьба по дереву , украшение золотом, филигрань , техника хатам .

Медресе Чахарбаг имеет 4 балкона, на которых находятся каллиграфические орнаменты. Все тексты выполнены мастерами каллиграфии: Абдулрахимом Джазаери, Али Наки Имами, Мухаммасалехом Исфахани, а также рядом других выдающихся мастеров. В основе украшения помещений золотой и серебряной каллиграфией лежат искусства зарикари и каламзани (графировка по металлу). Для создания эстетической составляющей здания совместно с семицветными изразцами были использованы изразцы золотого, зелёного, голубого и синего цвета .

Наиболее интересными архитектурными решениями здания являются минареты, украшенные изразцами, плитка, выложенная вдоль купола, резные каменные проёмы, окна с наличниками , покрытыми резьбой, богато украшенные михрабы .

Примечания

  1. — 2017.
  2. رفيعي‌مهرآبادي، ابوالقاسم. آثار ملي اصفهان. تهران: 1352، انجمن آثار ملي، ص445.
  3. وقفنامة مدرسة چهارباغ. بايگاني ادارة كل اوقاف اصفهان
  4. تاريخ ايران «دورة صفويان». پژوهش در دانشگاه كمبريج، ترجمة يعقوب آژند، تهران: 1380، جامي، ص454.
  5. سيوري، راجر. ايران عصر صفوي. ترجمة كامبيز عزيزي، تهران: 1372، نشر مركز، ص165
  6. تاجبخش، احمد. تاريخ صفويه. شيراز: 1378، نويد شيراز، ج2، ص54.
  7. هنرفر، لطف‌الله. گنجينة آثار تاريخي اصفهان. اصفهان: 1344، بي‌نا، ص719.
  8. صفا، ذبيح‌الله. تاريخ ادبيات در ايران. تهران: 1372، طوس، ج5، ص237.
  9. آثار ملي اصفهان. ص466-467.
  10. هاكس، مريت. ايران، افسانه و واقعيت. ترجمة محمدحسين نظري‌نژاد، محمدتقي اكبري و احمد نمايي، مشهد: 1368، معاونت فرهنگي آستان قدس رضوي، ص55.
  11. همايي‌شيرازي، جلال‌الدين. تاريخ اصفهان. به كوشش ماهدخت‌بانو همايي، تهران: 1374، پژوهشگاه علوم انساني و مطالعات فرهنگي، ج1، ص20.
  12. پوپ، آرتور آبهام. معماري ايران. ترجمة كرامت‌الله افسر، تهران: 1365، يساوُلي، ص281.
  13. سميع‌آذر، علي‌رضا. تاريخ تحولات مدارس در ايران. تهران: 1376، نشرسازمان نوسازي، توسعه و تجهيز مدارس كشور، بي‌جا، ص138-139.
Источник —

Same as Медресе Чахарбаг