Interested Article - Миролюбов, Иван Иванович
- 2020-12-02
- 1
Ива́н Ива́нович Миролю́бов ( латыш. Ivans Miroļubovs ; род. 20 января 1956 , Рига ) — священнослужитель Русской православной церкви , протоиерей , доктор теологии (1994), специалист по истории старообрядчества и единоверия ; сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата ; секретарь Синодальной комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством (с 2005).
В прошлом — известный наставник Гребенщиковской старообрядческой общины Древлеправославной поморской церкви города Риги ( Латвия ).
Биография
Родился 20 января 1956 года в традиционной старообрядческой семье. Его отец — Иван Евфросинович Миролюбов был заместителем председателя Рижской Гребенщиковской поморской старообрядческой общины (РГСО), руководил иконописно-реставрационными мастерскими. Мать Анна Калиновна Юрьева и брат Борис (получивший образование инженера-строителя, был причётником храма Гребенщиковской общины) проживают в Риге.
В 1978 году окончил с отличием факультет приборостроения и автоматизации Политехнического института в городе Риге , учился в аспирантуре.
По приглашению патриарха Пимена (Извекова) (в числе ряда старообрядцев разных согласий, приглашенных в 1970—1980-х годах) был направлен Гребенщиковской поморской старообрядческой общины города Риги на обучение в Ленинградскую духовную семинарию , по окончании которой поступил в Московскую духовную академию , которую окончил в 1992 году со степенью кандидата богословия .
Согласно данным Национального архива Латвии, в 1981 году был завербован органами КГБ . На момент публикации, в декабре 2018 года, в документах не указывались обстоятельства вербовки и степень реального сотрудничества . Лично подал заявление в латвийскую прокуратуру по делам реабилитации и спецслужб, дело рассматривалось в суде 19 ноября 1998 года (№ 1-298/6 1998 г.) и суд определил, что Миролюбов не был завербован и не сотрудничал с КГБ.
В 1994 году получил степень доктора теологии Латвийского университета .
В 1999 году избран действительным членом (академиком) Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).
Деятельность среди старообрядцев Латвии
С ноября 1980 года состоял в причте Совета Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины . В 1984 году благословлён быть вторым наставником Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Преподавал в им основанном старообрядческом училище при РГСО, выступал на конференциях в Латвии и России, писал статьи в поморские календари и различные издания по истории староверия, догматическим и религиозно-нравственным вопросам.
В 1983 году избран редактором «Старообрядческого церковного Календаря» . Его духовным отцом был поморский наставник из Санкт-Петербурга Олег Иванович Розанов (ныне председатель Российского совета Древлеправославной поморской церкви). Много лет был старшим наставником Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО). С 1989 по 1994 и с 1997 по 2001 годы избирался Председателем Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии. С 1985 по 1995 годы был ректором Рижского старообрядческого духовного училища. В 1999 году избирался Председателем Международного координационного Совета ДПЦ стран Балтии, Польши и Беларуси.
В 1991 году Рижская поморская община была охвачена кризисом, который имел в своей основе финансовую деятельность общины . Апогей пришёлся на 1993-95 годы, когда из общины ушла большая часть прихожан, которых возглавил наставник РГСО о. Алексей Каратаев. В 1995 году Первый Вселатвийский Собор Древлеправославной церкви Латвии (ДПЦЛ) подверг жесткой критике действия И. И. Миролюбова за сближение с новообрядцами, но ни он сам, ни его сторонники на Собор не были допущены.
Вместе с несколькими другими наставниками из Латвии И. И. Миролюбов в 1998 году вошёл в учрежденную Московским патриархатом Комиссию по старообрядчеству и единоверию. В сентябре 2001 года в Даугавпилсской Гайковской общине состоялся очередной Собор Древлеправославной поморской церкви Латвии, на который съехались представители 51 старообрядческой общины. Собор вторично не одобрил действий Миролюбова, направленных на сближение с новообрядцами. Однако накануне Собора И. И. Миролюбов сам попросил освободить его от должности председателя Центрального совета ДПЦЛ и сообщил о выходе РГСО из состава ЦС ДПЦЛ. Вместо Миролюбова Центральный совет возглавил , ушедший из общины в 1995 году.
В 2009 году Европейский суд по правам человека признал, что в результате решения, принятого Управлением по делам религии (УДР) Латвии от 23 августа 2002 года, согласно которому было аннулировано регистрационное удостоверение представленных истцами (И. И. Миролюбовым С. Пичугиным и А. Заикиной) религиозной общины, были ограничены права истцов на свободу религии, гарантированную 9-й статьей Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека .
После освобождения И. Миролюбова от должности старшего наставника РГСО многие из его бывших сторонников примирились с Церковным Советом Древлеправославной церкви Латвии и подписали осуждение Миролюбова (наставник Трифон Кустиков, наставник М. Александров), а частично последовали за ним, присоединившись к Русской православной церкви (В. Клементьев из Минска) .
Единоверие
После переезда в Москву, в 2004 году официально вошёл в юрисдикцию Московского патриархата , став сотрудником Отдела внешних церковных связей . В 2005 году стал Секретарём Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством , сменив на этом посту игумена Никиту (Добронравова) . За переход в Русскую православную церковь подвергался жесткой критике со стороны старообрядцев .
24 декабря 2005 года в домовом храме Смоленской духовной семинарии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возвёл Иоанна Миролюбова в свещеносцы, чтецы и иподиаконы .
25 декабря 2005 года был поставлен митрополитом Кириллом в сан диакона , а 12 апреля 2007 года в сан священника . В единоверческом приходе в Михайловой слободе прошёл богослужебную практику у игумена .
С 2007 года клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (Москва) , при котором в 2009 году был учреждён Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции .
В конце 2005 года в старообрядческой и единоверческой среде широко распространилась информация о возможной хиротонии И. И. Миролюбова во епископа для единоверцев, однако сам он опроверг эти слухи, сославшись, в частности, на факт своего пребывания в браке.
14 декабря 2010 года возглавил молебен, совершённый по старому обряду в Храме Христа Спасителя в день памяти св. праведного Филарета Милостивого . Молебен совершён в рамках программы празднования 210-летия учреждения Единоверия .
8 апреля 2015 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в храме Христа Спасителя в Москве возведен в сан протоиерея .
7 октября 2016 года назначен настоятелем Покровского храма в Рубцове .
Церковно-общественная деятельность
Является активным сторонником более широкого и динамичного развития единоверческих приходов в лоне Русской православной церкви . Один из инициаторов включения секции «Старый обряд в жизни РПЦ: прошлое и настоящее» в программу ежегодных Рождественских чтений , проводимых Отделом катехизации и религиозного образования Московского Патриархата . Секция неизменно привлекает к себе внимание как епископата Русской православной церкви, так и всё большее количество священнослужителей и мирян (в том числе и из среды старообрядцев ) .
Публицист, автор многочисленных интервью и статей по истории старообрядчества и единоверия .
Награды
- церковные
- Набедренник (2009)
- Наперсный крест (2009)
Примечания
- (рус.) . arhivi.lv (20 декабря 2018). Дата обращения: 20 декабря 2018. Архивировано из 21 декабря 2018 года.
- (рус.) . газета «Обзор». Дата обращения: 20 декабря 2018. 21 декабря 2018 года.
- ↑ (рус.) . Радио Свобода. Дата обращения: 21 декабря 2018. 21 декабря 2018 года.
- (рус.) . Радио Свобода. Дата обращения: 20 декабря 2018. 20 декабря 2018 года.
- (рус.) . Независимая газета (2 октября 2002). Дата обращения: 13 августа 2010. 6 января 2013 года.
- (рус.) . Дата обращения: 25 июня 2010. 15 апреля 2015 года.
- (рус.) . Дата обращения: 25 июня 2010. 27 марта 2013 года.
- (рус.) . Дата обращения: 25 июня 2010. 5 марта 2016 года.
- (рус.) . Дата обращения: 25 июня 2010. 22 сентября 2007 года.
- (рус.) . Дата обращения: 25 июня 2010. 4 апреля 2009 года.
- (рус.) . Дата обращения: 25 июня 2010. 27 марта 2010 года.
- (рус.) . Дата обращения: 25 июня 2010. 26 октября 2011 года.
- (рус.) . Дата обращения: 25 апреля 2020. 10 августа 2020 года.
- (рус.) . Дата обращения: 25 апреля 2020. 5 марта 2016 года.
- (рус.) . Дата обращения: 8 апреля 2015. 17 апреля 2015 года.
- (рус.) . Дата обращения: 7 января 2017. 10 января 2017 года.
- (рус.) . Портал-Credo.Ru . Дата обращения: 25 июня 2010. 4 марта 2016 года.
- (рус.) . Дата обращения: 25 июня 2010. Архивировано из 7 января 2011 года.
- (рус.) . Дата обращения: 25 июня 2010. 25 октября 2011 года.
- (рус.) . Дата обращения: 25 июня 2010. Архивировано из 10 ноября 2013 года.
Публикации
- статьи
- Современное положение Древлеправославной поморской церкви // Старообрядческий церковный календарь на 1985. Рига, 1985. — С. 33—35 (в соавторстве с И. И. Егоровым)
- Русско-украинские духовные связи накануне раскола // Старообрядческий церковный календарь на 1989 год. — Рига, 1989. — С. 36—42
- // Христианское чтение . — 1995. — № 10. — С. 7—24.
- Некоторые черты современного состояния старообрядчества Прибалтики // Старообрядчество. История. Культура. Современность: материалы IV научно-практической конференции «Старообрядчество. История. Культура. Современность», 14-15 мая 1998 г., Москва. — М. : [б. и.], 1998. — С. 12—14.
- И. Н. Заволоко и церковная жизнь старообрядчества Прибалтики // Памяти Заволоко Ивана Никифоровича. Сборник статей и материалов, посвященных 100-летию И. Н. Заволоко. — Рига: Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, 1999. — С. 7—15
-
Единоверие: церковно-исторический феномен или актуальная проблема современности? // Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал : Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. — 2001. — № 2 (15) — С. 101—115.
- // Православное Единоверие в России. — СПб., 2004. — С. 39-53
- // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: Материалы. Т. 1 : XVII / гл. ред. В. Н. Воробьев, прот. — М. : ПСТГУ, 2007. — С. 197—204.
- // Русский дом . — 2007. — № 7
- // Никольский листок. — 2008. — № 3 (92)
- // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVIII : « Египет древний — Эфес ». — С. 35—36. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5 .
- // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVIII : « Египет древний — Эфес ». — С. 42–50. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5 . (в соавторстве со священником Евгением Саранчой)
- (неопр.) . Материалы конференции по старообрядчеству (2009). 20 марта 2016 года.
- // Нескучный сад . — 2010. — № 12. — С. 7—10
- // Фома. — 2011. — № 10. — С. 24—26.
- Старый обряд живёт в Русской Православной Церкви // Журнал Московской патриархии. 2013. — № 2. — С. 80—81
- (неопр.) . patriarchia.ru (16 февраля 2007).
- (неопр.) . taday.ru (15 мая 2012).
- (неопр.) . nsad.ru (13 января 2013).
- (неопр.) . pravmir.ru (24 сентября 2013).
- (неопр.) . prichod.ru (20 сентября 2013).
- (неопр.) . pravmir.ru (26 января 2015).
- // Русский дом . — 2019. — № 3. — С. 10-13
Ссылки
- официальный сайт Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции
- (фр.)
- 2020-12-02
- 1