Interested Article - Ашвины
- 2020-01-15
- 1
Ашви́ны ( санскр. अश्विन ; Açvin (от açva — лошадь) = «конник», «обладатель коней» ), или Ашвини Кумары , — в индийской мифологии божественные близнецы -всадники, боги видимых небесных световых явлений, подчинённые Варуне и появляющиеся первыми на утреннем небе, на рассвете , предшествуя утренней заре и принося людям первые лучи света . Ашвины — близнецы, едущие в золотых колесницах, изготовленных божествами-умельцами Рибху и влекомых конями , орлами или соколами . Это — благотворные боги, одарённые мудростью и чудной силой исцеления, исцеляющие слепых и больных, возвращающие юность старцам . Подобно Диоскурам (Кастору и Поллуксу), с которыми они тождественны, они спасают погибающих на море . Религиозные песни индусов прославляют их готовность прийти на помощь своим поклонникам и разнообразные чудеса, ими творимые; поэты же выставляют их идеалом юношеской красоты и мужественной силы .
В « Ригведе » они сыновья богини облаков Саранью , жены Сурьи в облике Вивасвата . Близнецы упоминаются в «Ригведе» 376 раз, им посвящено 57 гимнов .
Они — лекари богов и покровители аюрведийской медицины. Их называют Насатья (в двойственном числе насатйау «добрые, полезные») в «Ригведе», позже Насатьей называли одного из близнецов, другого называли Дасра («светлый дар»). Исходя из популярной этимологии, имя Насатья трактуется как на+асатйа «не лживый»="истинный".
В « Махабхарате » жена царя Панду , Мадри , посвятила своих сыновей Ашвинам и рожает близнецов Накулу и Сахадеву , которые, наряду с сыновьями Кунти , позже стали известны, как Пандавы .
Ашвины наделили мудростью поэта Какшивата .
Жорж Дюмезиль проводит параллель между Ашвинами и греческими Диоскурами , а также скандинавскими близнецами Фрейром и Фрейей , считая всех их олицетворением третьей общественной функции — плодородия и благополучия. Все эти мифологические образы божественных близнецов, по мнению Дюмезиля, восходят к общеиндоевропейским временам.
Имя и эпитеты
Санскритское имя Ашвинов ( санскр. अश्विनउ ) происходит от индоиранского корня *aćua- (ср. Авестийское aspā), которое само по себе происходит от индоевропейского слова, обозначающего лошадь, *h 1 éḱw-os, от которого также происходит литовское имя Ашвеняй .
В Ригведе Ашвины всегда упоминаются вместе, без индивидуальных имен , хотя ведические тексты различают двух Ашвинов: «один из вас почитается как победоносный владыка Сумахи, а другой — как счастливый сын небес». (Риг. 1.181.4). Их несколько раз называют divó nápātā, то есть «внуками Дьяуса (бога неба)». Эта формулировка сопоставима с литовским Dievo sūneliai, «сыновьями Диеваса », связанными с Ашвеняй, латышскими - «сыновьями Диева » и греческими Диоскурами , «сыновьями Зевса».
Богов-близнецов также называют Насатьями (возможно, «спасителями»). Имя «Насатьи» встречается в Ригведе 99 раз. Этот эпитет, вероятно, происходит от протоиндоевропейского корня *nes- («вернуться домой в целости и сохранности»). Ему родственно авестийское имя демона Nā̊ŋhaiθya, — в результате зороастрийской религиозной реформации божества были сделаны демонами - дэвами . Также этому корню родственно имя греческого героя Нестора и в готский глагол nasjan («спасать, исцелять»).
В более поздней Махабхарате Ашвинов часто называют Насатьями или Дасрами. Иногда один из них упоминается как Насатья, а другой как Дасра.
Аналоги Ашвинов в других мифологиях
Ашвины — вариант индоевропейских божественных близнецов , покровителей коней. Их версии в других индоевропейских религиях включают литовских Ашвеняй , латышских , греческих Диоскуров и, возможно, английских Хенгиста и Хорсу , валлийских Брана и , славянских Леля и Полеля . Первое упоминание о близнецах-Насатьях содержится в митаннийском договоре (ок. 1350 г. до н. э. ) между Суппилулиумой и Шаттивазой , соответственно, царями хеттов и митаннийцев.
См. также
Примечания
- Ригведа , VI, 63, 5
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Им посвящено 57 гимнов: 1.3, 1.22, 1.34, 1.46-47, 1.112, 1.116-120, 1.157-158, 1.180-184, 2.20, 3.58, 4.43-45, 5.73-78, 6.62-63, 7.67-74 8.5, 8.8-10, 8.22, 8.26, 8.35, 8.57, 8.73, 8.85-87 10.24, 10.39-41, 10.143.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- . "Indo-Aryan Inherited Lexicon". Indo-European Etymological Dictionary Project . Leiden University . s.v. áśva- .
- , p. 187.
- ↑ , p. 187–191.
- ↑ , pp. 109–110.
- .
- Ahmadi, Amir (2015). . History of Religions . 54 (3): 348. doi : . ISSN . JSTOR . S2CID .
- Thadani, N.v. : [ англ. ] . — India Research Press. — P. 362.
- Puhvel, Jaan. . — Baltimore, Maryland : Johns Hopkins University Press, 1987. — P. –61. — ISBN 0-8018-3938-6 .
- , p. 432.
- KBo 1 1. Gary M. Beckman. . — Scholars Press, 1999. — P. . — ISBN 9780788505515 . . Excerpt от 24 сентября 2015 на Wayback Machine
Ссылки
- Frame, Douglas (англ.) . Center for Hellenic Studies (2009). 20 сентября 2019 года.
- Mallory, James P. : [ англ. ] / James P. Mallory, Douglas Q. Adams. — Oxford, England : Oxford University Press, 2006. — ISBN 978-0-19-929668-2 .
- Parpola, Asko. : [ англ. ] . — Oxford University Press, 2015. — ISBN 978-0-19-022693-0 .
- West, Martin L. : [ англ. ] . — Oxford University Press, 2007. — ISBN 978-0-19-928075-9 .
- 2020-01-15
- 1