Interested Article - Панов, Валерий Матвеевич

Вале́рий Матве́евич Пано́в (фамилия до первого брака — Шу́льман ; род. 12 марта 1938 , Витебск , СССР ) — артист балета , балетный педагог и балетмейстер, в 1974 году эмигрировавший из СССР в Израиль. Солист Михайловского (1957—1964) и Мариинского (1964—1972) театров, создатель и художественный руководитель театра «Театр-балет Панов Ашдод» (Израиль). Заслуженный артист РСФСР (1970), лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки (1970).

Биография

Валерий Матвеевич Шульман (впоследствии сменил свою фамилию на фамилию первой жены, балерины Лии Пановой ) родился 12 марта 1938 года в городе Витебске .

В возрасте семи лет, после просмотра спектакля « Лебединое озеро », заинтересовался искусством балета . Учился балету в Москве и Ленинграде, некоторое время работал в качестве танцовщика в Вильнюсском театре оперы и балета . Затем поступил в Ленинградское хореографическое училище , которое окончил 1957 году по классу Семёна Каплана . После выпуска был принят в балетную труппу Ленинградского Малого театра оперы и балета , где танцевал по 1964 год. Исполнял сольные партии в спектаклях , Фёдора Лопухова , Петра Гусева , Александра Варковицкого . Лучшими работами Панова в этом театре стали роли Петрушки в « Петрушке », Хулигана в « », Дафниса в « Дафнисе и Хлое » .

В 1964 году Панов перешёл работать в Театр оперы и балета им. Кирова , где танцевал до 1972 года. Дебютировал в партии Базиля в балете « Дон Кихот » . Был первым исполнителем главных мужских партий в балетах « » Леонида Якобсона « » Олега Виноградова , « » Константина Сергеева . 12 июня 1970 года танцовщик был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР . В том же году за исполнение партии Османа в балете « », наряду с другими создателями и исполнителями спектакля, он был удостоен Государственной премии РСФСР . Балетмейстер Олег Виноградов так описывает впечатления от совместной работы с Валерием Пановым над этим спектаклем:

Оба исполнителя — особенно Панов — представляли самый ценный и дорогой для меня тип танцующего актёра: их темперамент органично сливался с эмоциональностью хореографии. Отделить, где — танец, где — пластическая фраза, где — эмоция, оказывалось невозможно. Всё составляло единый образ роли и спектакля! Влюблённый в свою роль, Валерий Панов пошёл на беспрецедентный поступок. По сюжету Осман — гордый горец, умоляющий героиню в конце спектакля вернуться к нему: он доходит до крайнего самоуничижения — встаёт на колени перед женщиной (что по местным законам невозможно!) и, снимая папаху, кладет её к ногам Асият. Голова под папахой, как предписывает мусульманский закон, должна быть обритой. Разумеется, мы заклеивали волосы исполнителей специальным «монтюром» (так называется специальная накладка, создающая вид бритой или лысой головы), а сверху надевали папаху. На премьере, затаив дыхание, все мы ждали этой самой драматической кульминации балета. И вот Валерий снимает папаху, и мы видим, что у него — гладко выбритый череп! Не только Комлева — Асият, но и мы все за кулисами (а я редко смотрю спектакли из зала) не сдержали возгласа потрясения! Живший законами искусства, правды и своего фантастического таланта, еврей Валерий Панов (настоящая фамилия Шульман), не задумываясь, остриг волосы и побрил голову, перевоплотясь в правоверного мусульманина. Работа над «Горянкой» нас сблизила, мы стали с Пановым друзьями. <…>. И Валерий Панов, и Олег Соколов тоже получили за «Горянку» Государственную премию РСФСР .

В 1974 году Валерий Панов эмигрировал в Израиль. В следующем году он дебютировал на Западе в качестве танцовщика в балетах « Щелкунчик » П. И. Чайковского и « Петрушка » И. Ф. Стравинского. В 1977 году он стал солистом и балетмейстером театра « Немецкая опера », где поставил такие балеты, как « Золушка », « Весна священная », «Идиот», «Война и мир» . В 1978 году в Нью-Йорке опубликовал свою автобиографию под названием To Dance («Танцевать») .

Более 25 лет Панов танцевал и ставил спектакли в различных театрах Европы и Америки, среди которых , Берлинская государственная опера , Венская государственная опера . В 1984—1986 годах он возглавлял , с 1991 года руководил балетной труппой .

Вернувшись в Израиль в 1998 году, организовал здесь собственную труппу «Театр балета „Панов-Ашдод“» .

Личная жизнь

Галина и Валерий Пановы на репетиции « », 1977 г.

Первая жена — балерина Лия Панова (Валерий взял её фамилию), у них родился сын Андрей Панов (впоследствии стал первым панком в Ленинграде и СССР), вторая жена — балерина ( их сын Матвей родился уже в Иерусалиме). Третья его жена, Илана, тоже была танцовщицей, она ушла из жизни в результате нервной депрессии.

Творчество

Панов был незаурядно одарён: у него гибкая, пластичная, пропорционально сложённая фигура и подвижное, выразительное лицо, высокий, порывистый прыжок и большой шаг . Острохарактерный танцовщик-виртуоз, он выступал и в лирических партиях. В репертуаре танцовщика были разноплановые и сложные роли, особенно удавались ему партии, требующие от исполнителя виртуозного танца и высокого актёрского мастерства.

Как постановщик Панов тяготеет к сюжетным балетам.

Репертуар

Малый театр оперы и балета

Театр оперы и балета им. Кирова

(*) — первый исполнитель партии.
(**) — первый исполнитель партии при возобновлении балета.

Фильмография

Избранные постановки

Сочинения

  • Valery Panov. То Dance. — New York, 1978.
  • Valery Panov, George Feifer. Valery Panov. Ballett, mein Leben. — Belser. — Stuttgart, 1985. — ISBN 3-7630-9038-X .
  • В. Панов. Нет больше Бога на Руси. // Театральная жизнь : журнал. — 1991. — № 15 .

Признание и награды

Библиография

  • И. Зуева. Танец, обогащённый мыслью. // Театральная жизнь : журнал. — 1963. — № 17 .
  • Танцует В. Панов. // Театральный Ленинград. — 1965. — № 45 .
  • А. Xарлан, А. Крахмальников. По дороге к Гамлету. // Театральная жизнь : журнал. — 1966. — № 18 .
  • С. М. Вольфсон. В. М. Панов. // Мастера балета. — 1967.
  • М. Роменская. Валерий Панов. // . — Л.-М.: Искусство, 1968. — Т. 2. — С. 219-235. — 288 с. — 35 000 экз.
  • Г. Кремшевская . Иначе он не умеет. // Театральная жизнь : журнал. — 1970. — № 6 .
  • Возвращение: Г. Рогозина, В. Панов. — Пермь - Л., 1991.
  • Н. Чернова. Новый Вавилон... // Театр : журнал. — 1993. — № 3 .
  • Л. Докторова. В. Панов: «Я всегда ищу индивидуальность». // Петербургский театральный журнал : журнал. — 1994. — № 6 .
  • О. Виноградов . . — М. : АСТ-пресс, 2007. — 448 с. — (Звёзды балета). — ISBN 978-5-462-00711-8 .

Примечания

  1. Waleri Matwejewitsch Panow // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. О. Виноградов. . — М. : АСТ-пресс, 2007. — 448 с. — (Звёзды балета). — ISBN 978-5-462-00711-8 . 24 сентября 2015 года.
  3. В. Панов на сайте People.ru
  4. . Дата обращения: 1 июня 2014. 14 июня 2014 года.
  5. М. Роменская. «Валерий Панов», в сб: «Ленинградский балет сегодня», т. 2, 1968
  6. . Дата обращения: 2 июня 2014. 4 марта 2016 года.
  7. . Дата обращения: 1 июня 2014. 2 июня 2014 года.
  8. . Дата обращения: 26 июля 2015. 16 февраля 2017 года.

Ссылки

  • в книге: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997
  • на сайте «Gergiev.ru»
  • на сайте «Мастера музыкального театра»
  • (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • в «Петербургском театральном журнале» (1994 г.)
  • в книге «Исповедь балетмейстера: жизнь, балет, любовь» (на сайте редакции журнала «Балет»)
Источник —

Same as Панов, Валерий Матвеевич