Interested Article - Нарица, Михаил Александрович

Михаил Александрович Нарица (1909—1993) — русский писатель, скульптор, политзаключённый .

Биография

Родился в деревне Лопатино Рыковской волости Себежского уезда Витебской губернии в крестьянской семье. С 1925 года жил в детском доме в Себеже , в 1928 году переехал в Ленинград . Окончил Ленинградский художественный техникум , затем там же преподавал.

В 1935 году поступил в Академию художеств имени Репина , но уже в октябре был арестован и осуждён на 5 лет. 1935—1940 годы провёл в Ухто-Ижемском лагере ( Коми АССР ). Его жена и ребёнок в 1937 году были сосланы в Архангельскую область .

После освобождения в 1941 году Нарица присоединился к ним, но с началом войны был призван в армию, демобилизован по болезни в 1943. Работал преподавателем в школе, затем в Архангельском педагогическом институте . В 1948 году вместе с семьёй переведен в Лугу .

В 1949 году вновь арестован и приговорён к бессрочной ссылке в Караганду .

После реабилитации в 1957 году Нарица получил разрешение вернуться в Ленинград и восстановился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

В конце 1960 года Нарица передал на Запад рукопись повести «Неспетая песня», написанной им в 1949—1959 на материале собственной биографии, начиная с детских лет и кончая 1941 годом. Написав резкое письмо Хрущёву , он не получил разрешения на выезд, а в 1961 был арестован и заключён в Ленинградскую специальную психиатрическую больницу , где находился до 1965 года. После повторного отказа в разрешении на эмиграцию в 1967 году он поселился в Елгаве ( Латвия ).

Написал одно из первых свидетельств о карательной психиатрии в СССР — очерк «Преступление и наказание» (1970) .

В ноябре 1975 года был снова арестован, помещён в психиатрическую больницу . В мае 1976 освобождён «как переставший быть социально опасным». В 1981 году Нарица написал книгу воспоминаний «После реабилитации» .

Оценка

В книге немецкого слависта и литературного критика Вольфганга Казака содержится следующая оценка творчества Нарицы:

Значение творчества Нарицы — в отличие от произведений А. Солженицына, А. Амальрика или Л. Чуковской — заключается не в художественном отображении личной судьбы писателя. Проза Нарицы даёт непритязательное, опирающееся на фактический материал свидетельство о трагической судьбе затравленного человека.

Сочинения

  • Неспетая песня // «Грани», № 48, 1960, под псевд. М. Нарымов, отд. изд. — Frankfurt/M., 1964
  • Преступление и наказание // «Посев», № 8, 1971.
  • После реабилитации: Мемуары. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1981. 108 с. (Вольное слово; Вып. 43).
  • Конец или начало?: (Записки художника). Рассказы. Куда идти искусству? СПб.: ДЕАН; АДИА-М., 1996. 152 с.

Примечания

  1. / Составители Г. В. Кузовкин, А. А. Макаров. — М. , 2009. 19 января 2013 года.
  2. Марголис А.Д. : [ 29 марта 2017 ] // Интернет-портал «Энциклопедия Санкт-Петербурга».
  3. = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. ISBN 5-8334-0019-8 . . — С. 273.

Ссылки

  • . Дата обращения: 17 июля 2010. 2 мая 2012 года.
  • . Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова. Дата обращения: 17 июля 2010.
  • Зубарев Д. И., Кузовкин Г. В. . solzhenicyn.ru. Дата обращения: 17 июля 2010. Архивировано из 20 апреля 2013 года.
  • . Музеи России. Дата обращения: 17 июля 2010.
Источник —

Same as Нарица, Михаил Александрович