Паранорман, или Как приручить зомби
- 1 year ago
- 0
- 0
«Штирлиц, или Как размножаются ёжики» (также в Интернете ходит под названием «Операция «Игельс»») — юмористическое произведение Павла Асса и Нестора Бегемотова о похождениях советского разведчика Штирлица , написанное в 1986—1987 годах.
Асс и Бегемотов познакомились в 1985 году в Москве во время обучения в МЭИ . Будущие соавторы публиковались под псевдонимами в студенческих изданиях, вместе играли в джаз-роковой команде «Левый рейс».
На третьем курсе института у друзей возникла мысль совместно написать «роман-анекдот» в духе популярных на тот момент анекдотов про Штирлица . Позднее они основали шуточное «Общество Охраны Ёжиков», в которое принимался любой желающий платить взносы на приобретение «Левым рейсом» новой аппаратуры и запись трёх альбомов, средства от продажи которых должны были пойти «на Охрану Ёжиков по всем таёжным уголкам России» . Для популяризации "общества" было решено использовать задумку романа, но сделать его не анекдотом, а авторским пародийным произведением про спасение ёжиков .
В сентябре 1986 года студентов МЭИ « отправили на картошку » в подмосковное Михнево . Там в минуты отдыха были написаны первые десять глав произведения (так называемая «картофельная версия»). Весной 1987 года этот вариант романа был напечатан авторами на ЕС ЭВМ в компьютерном центре МЭИ тиражом в несколько экземпляров, которые были розданы друзьям молодых писателей . Именно этот текст впоследствии стал наиболее распространенным , хотя в июне того же года текст был доработан и приобрёл законченный вид в 15 глав .
Дальнейшие события объясняются прежде всего стремительной компьютеризацией и разрешением на частную коммерческую деятельность в СССР, которым открылся второй этап Перестройки . Копии книги как анонимное народное творчество быстро распространялись по стране. Их перепечатывали под разными названиями и в разных издательствах. У произведения появлялись анонимные продолжения, к которым Асс и Бегемотов уже не имели никакого отношения, но которые включались в новые публикации. По оценкам авторов, к 1992 году число только отслеженных ими и только бумажных публикаций приблизилось к миллиону экземпляров. Все они печатались без разрешения авторов, авторство было указано только в нескольких из них и почти все издательства, по словам авторов, не выплатили им какой-либо гонорар .
Вскоре даже крупные издательства были не в состоянии выяснить, кому принадлежит авторство бестселлера . В « Книжном обозрении » высказывалось предположение, что автором является известный писатель, решивший скрыть своё имя для столь несерьёзного произведения: может быть, сам Юлиан Семёнов или же Владимир Войнович . « Литературная газета » пессимистично писала, что «вероятно, мы так никогда и не узнаем имени автора этой книги, ещё одного бойца невидимого фронта искусства» .
Одна из анонимных перепечаток вышла в 1990 году в типографии Ленинградского отделения издательства «Наука» под названием «Восемнадцатое мгновение весны» с тиражом 200 000 экземпляров. На этот раз резонанс был достаточно велик и на него обратили внимание в центральной печати. В газете « Известия » вышел фельетон «Автора!», автор которого требовал найти и призвать к ответу глумящихся над отечественной историей анонимов. Отдельно автора фельетона возмутил факт выхода из научной типографии книги с массой ошибок правописания и искажёнными именами (например, Гиммлер везде был напечатан как «Гимлер»). Авторы написали в редакцию письмо с пояснениями и отказом от ответственности, но ответа не получили. Через пару недель в «Известиях» вышла публикация о том, что издательство «Наука» решительно отрицает какую-либо связь с фактом публикации .
В 1992 году в издательстве «Лабиринт» вышло первое авторское издание произведения (не считая публикаций в Интернете и в самиздате ). Данное издание было снабжено предисловием об истории создания романа, иллюстрациями Павла Асса и написанной самими авторами шуточной рецензией от имени «доктора философских наук Адама Арнольдовича Кронштейна», и вышло суммарным тиражом 10 000 экземпляров .
16 марта 1992 года начинающий предприниматель выпустил в собственном издательстве «МиК» сборник «Операция „Шнапс“ и другие похождения штандартенфюрера СС фон Штирлица», состоящий из романа «Как размножаются ёжики» (под названием «Операция „Игельс“») и трёх продолжений к нему, включая написанную самим Леонтьевым часть «Операция „Шнапс“». Молодой художник Антон Федотов выполнил свыше ста чёрно-белых иллюстраций, которые сами авторы впоследствии оценили как «замечательные картинки». Евгений Ларин, бравший у Леонтьева интервью для журнала « », описывал это следующим образом :
Леонтьев написал несколько новых частей, повесть таким образом приобрела статус романа. Потом был найден художник, выполнивший иллюстрации, взят в банке кредит и выпущена в свет книга под названием «Операция „Шнапс“ и другие похождения штандартенфюрера СС фон Штирлица». Тираж в 100 тыс. разошёлся скоро. Так, благодаря чувству юмора российских читателей, родилось новое издательство.
Асс и Бегемотов вышли на связь с Леонтьевым с целью выплаты им гонорара и в какой-то момент получили и приняли от него предложение о сотрудничестве, в результате которого в 1993—1994 годах «МиК» выпустил в 3 томах 16 произведений о Штирлице, из которых 4 принадлежали первоначальным авторам :
В чарте « Книжного обозрения » на 30 января 1994 года это издание занимало первое место в списке бестселлеров Москвы .
Последующие переиздания серии состоят либо из девяти книг (без произведений неизвестных авторов) , либо из пяти (только произведения Леонтьева) .
Асс и Бегемотов характеризуют Леонтьева исключительно негативно :
...приехали к г-ну Леонтьеву, и после года ругани тот соизволил выплатить небольшой гонорар <...>
<Леонтьев,> как редактор, абсолютно не стесняется издавать книги пиратским образом, обманывает авторов и художников, не выплачивая обещанные гонорары (или выплачивая через год-два, когда инфляция съедает и без того минимальные суммы). Художникам книг «Секретный эксперимент профессора Швацца» и «Импотент» деньги не выплачены до сих пор (с весны 1994 года).
Как писатель, всерьёз считает себя талантливым, чуть ли не гением. Называет себя автором «Штирлица», а про Асса и Бегемотова в одном интервью заявил: «Они первыми написали „Штирлица“». Леонтьев, значит, написал его вторым! Соавтор, блин...
После нескольких идиотских продолжений к «Штирлицу» выпустил свое продолжение к «12 стульям» и «Золотому телёнку». На вопрос Н. Бегемотова, удачная ли получилась книга, ответил: «Ну, чуть похуже, чем „12 стульев“, но зато лучше, чем „Золотой телёнок“». Н. Бегемотов, терпеливо прочитавший новый "шедевр" Леоньева, нашел там несколько примеров плагиата на себя и на П. Асса, причем все они взяты из ранее издававшихся книг издательства «МиК».
В данное время <по состоянию на 26 января 1998 года> П. Асс и Н. Бегемотов стараются не общаться с Б. Леонтьевым и не советуют делать этого другим литераторам и художникам.
Несмотря на это, встречается ошибочное мнение, что Борис Леонтьев был единственным автором всех книг серии и именно ему принадлежит якобы групповой псевдоним «Павел Асс и Нестор Бегемотов» .
Оценки произведения разнятся от «низкопробного опуса», вдобавок оскорбляющего память о войне , — до «лёгкой иронии» и безобидного пародирования .
По итогам 2003 года Нестор Бегемотов получил премию «Золотой телёнок» от « Литературной газеты » с формулировкой
Нестор Бегемотов, в миру Олег Романов, прозаик и пропагандист штирлицизма, по совместительству автор романа «Штирлиц, или Как размножаются ёжики», за публикации рассказов и миниатюр в «ЛГ»
При этом в статье 1992 года в этой же газете произведение было названо анонимным, автора или авторов которого «мы так никогда и не узнаем» , а в номинации был проигнорирован второй соавтор Павел Асс, который в «Литературной газете» ни разу не публиковался и потому не мог быть номинирован.
Глубокую трактовку в одной из своих публичных лекций предлагает Дмитрий Быков . Назвав Асса и Бегемотова своими замечательными друзьями, а само произведение написанным полностью в традициях Ильфа и Петрова , он отмечает, что «Штирлиц, или Как размножаются ёжики» стала одной из последних книг, которые прочитал перед смертью Юлиан Семёнов и что книга эта ему очень понравилась. Штирлиц же в этом произведении выступает в роли классического трикстера , как осовремененный аналог Бендера в своего рода третьей части несостоявшейся трилогии (имея в виду дилогию « Двенадцать стульев » и « Золотой телёнок ») .