Крещение умерших
- 1 year ago
- 0
- 0
Обливательное крещение ( лат. affusio) — разновидность чина крещения , при котором не происходит погружения крещаемого под воду. В таком случае воду льют на голову крещаемого или, в крайнем случае, просто окропляют ( лат. aspergere) его водой. Термин применяют, в основном, для противопоставления « погружательному » крещению.
Крещение обливанием было известно ещё в первых веках христианства. В Дидахе (конец I века — начало II века) обливательное крещение считали допустимым в качестве исключения при отсутствии достаточного количества воды для совершения погружения . Киприан Карфагенский признавал действительность обливательного крещения, совершённого по причине болезни крещаемого .
К XIII веку обливание распространили на всём христианском Западе и начали распространять на Восток . На Руси повсеместное применение обливания было воспринято как католическое новшество. Владимирский собор 1274 года запретил крещение обливанием. На Московском соборе 1620 года обливательное крещение не признавали, в связи с чем всех католиков при присоединении к православию полагалось перекрещивать . Это постановление было отменено на Большом Московском соборе 1666—1667 годов, который заменил перекрещивание на миропомазание , фактически признав действительность обливательного крещения. Своё решение собор основывал на постановлении Константинопольского собора 1484 года о приёме католиков через миропомазание . Константинопольский собор 1756 года постановил принимать всех, кто не был крещён 3-кратным погружением, только через перекрещивание, но на практику Русской церкви это решение не повлияло .
В Русской православной церкви обливательное крещение не считали нормальной практикой. Архиепископ Симферопольский Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) писал, что « Крещение обливанием Православная восточная церковь допускала лишь в самых исключительных случаях, как, например, в тяжёлой болезни крещаемого, погружение которого невозможно, или над мучениками, заключёнными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды ». Обливательное крещение получило широкое распространение в Русской церкви только в советское время, когда не было возможности совершать крещения на открытых водоёмах, а устройство баптистериев было затруднительным. В постсоветское время её иерархия борется против безосновательного применения обливания .
Единого мнения о признании действительности обливательного крещения, проведённого без острой необходимости, среди православных нет. Например, митрополит Пирейский Серафим (Мендзелопулос) отказывался признать обливательное крещение 500 студентов, совершённое иерархом Сербской церкви Афанасием (Ракитой) . Иерей Даниил Сысоев считал, что решение в каждом конкретном случае должен принимать правящий архиерей .
Старообрядцы в большинстве своём не признают обливательного крещения. Поповские старообрядческие согласия при присоединении к ним обливательно крещённых православных, как правило, перекрещивают их погружательно . Беспоповцы же (кроме Спасова согласия ) обычно перекрещивают всех, независимо от формы крещения . В русском языке для обозначения обливательно крёщенных существует пренебрежительное слово « », используемое старообрядцами.