Interested Article - Грузинский экзархат

Грузинский экзархат Святейшего Правительствующего Синода Православной Российской Церкви ( груз. საქართველოს საეგზარქოსო) — экзархат Православной Российской Церкви , созданный в 1811 году после присоединения Грузии к России и объединивший епархии ранее автокефальной Грузинской православной церкви . Существовал де-факто до марта 1917 года, когда была провозглашена автокефалия Грузинской церкви. Прошедший в сентябре того же года в Тифлисе Собор Грузинской Церкви утвердил автокефалию и избрал Католикосом-Патриархом всей Грузии епископа Кириона (Садзаглишвили) . Упразднён в 1920 году.

История

После присоединения Восточной Грузии к Российской империи в 1801 году католикос Антоний II , имевший статус постоянного члена российского Святейшего синода , 30 июня 1811 года был уволен от управления духовными делами Грузии, а вместе с тем упразднено и звание католикоса. Главе грузинского духовенства повелено было именоваться митрополитом Мцхетским и Карталинским со званием члена Святейшего синода и экзарха Грузии. Число епархий, доходившее тогда в Грузии до 13 (они владели 2218 дворами крестьян), было сокращено до двух: «Мцхетской и Карталинской» и «Алавердской и Кахетинской», и для управления ими образована была при экзархе Грузии духовная дикастерия , которая в 1814 году была заменена Грузино-Имеретинской синодальной конторою.

Грузинский экзархат

В 1818 году в Грузии была образована одна епархия с наименованием её Карталинской и Кахетинской, отчего и экзарх Грузии стал именоваться архиепископом Карталинским и Кахетинским, а в Имеретии , Мингрелии и Гурии образовано по одной епархии. Впоследствии в распределение епархий вносились некоторые изменения.

В июне 1819 года экзарх Грузии митрополит Феофилакт (Русанов) направил в Имеретию сотрудников синодальной конторы, которые начали закрывать церкви и изгонять священников, объявляли народу о монетизации натуральных налогов.

Командующий Отдельным Кавказским корпусом генерал Алексей Ермолов так описывал истоки и последствия произошедших вследствие сего народных волнений:

Перемены сии были частию необходимы, ибо духовенство было в числе чрезмерном, церкви в бедности и потому без приличного благолепия, доходы без определительности, употребление оных без ясной отчетности. Перемены сии, однако же, не весьма нравились, ибо в числе духовенства в здешней стране есть люди, принадлежащие знатнейшим фамилиям, имеющие сильные связи. Их оскорбляла строгая подчиненность, уничтожившая прежнее их значение; не менее огорчало то, что не могли они употреблять доходы безотчетно и в свою пользу; но в Грузии не произвело сие ни каких худых следствий, ибо Экзарх призвал к содействию местные власти. В Имеретин же людьми неблагонамеренными между Дворянством, паче же своим Духовенством, преобразование управления истолковано было возмутительным образом, и простой народ, в невежестве своем наиболее послушный оному, по сделанным тайно внушениям, не только во многих местах не допустил посланных от Экзарха комиссаров для описания церковного имущества, но угрожал оным, и они были даже в опасности потерять жизнь. Митрополит Феофилакт, которого не раз предупреждал я, что нельзя приступить к равным переменам, как по Грузии, так и по Имеретии, ибо в сей последней, по недавней её зависимости, власти не в полном действии, и им не полное оказываемо повиновение, и что простой народ, в состоянии несравненно большого невежества, нежели в Грузии, легко может быть возбужден к беспокойствам, и надобно будет прибегать к мерам крайним для укрощения. Митрополит казался согласующимся с моим мнением, но думал, что присутствием своим удалит всякий беспорядок и успеет исполнить свое намерение, ввести новое преобразование. Он отправился в Имеретию и, пребывая в Кутайсе, управлял действиями своих комиссионеров; но когда начал народ собираться толпами, власти в округах учрежденные, не в состоянии будучи удержать его в послушании и рассеять скопища, удалились, и надобно было послать войска, для усмирения их, тогда Митрополит уехал обратно в Грузию. Поспешность обнаружила малодушие его и робость, и он, угождая требованиям буйственного народа, приказал возвратить сделанное описание некоторой части церковных имений

.

На 1885 год экзархат состоял из пяти епархий:

  1. , заключающая в своём составе 12 монастырей и 485 приходских церквей Тифлисской , Бакинской , Елизаветпольской и Эриванской губерний и областей Карской , Дагестанской и Закаспийской , управлялась экзархом Грузии, имевшим пребывание в Тифлисе ; при экзархе два викария, епископы Горийский и Алавердский .
  2. Владикавказская епархия образована из двух монастырей и 122 церквей Терской области и северной Осетии .
  3. Имеретинская епархия имела 8 монастырей и 478 церквей Имеретии, то есть Кутаисского , Шорапанского и Рачинского уездов Кутаисской губернии ; кафедра в Кутаиси .
  4. Новосенакская, или Гурицско-Мингрельская, епархия образована из пяти монастырей и 407 церквей Мингрелии и Гурии, то есть уездов Лечхумского , Сенакского , Зугдидского и Озургетского и округов Батумского и Артвинского Кутаисской губернии, с кафедрою в Новосенаках.
  5. Сухумская епархия с кафедрой в Сухуме образована вместо прежней Абхазской епархии ; в состав её входили монастырь и 46 церквей Сухумского округа , а также часть (9 церквей) Черноморского округа , с городами Новороссийском и Анапой и селениями Вельяминовским , Геленджикским , Джубским , Вуланским и Адлером , постом Даховским ( Сочи ) и деревней Веселой.

С 1864 года при экзархате издавался ежемесячный журнал «Грузинский духовный вестник».

В Грузинском экзархате насчитывалась 1 семинария ( Тифлисская ) и 6 духовных училищ. Личный состав белого духовенства Грузинского экзархата на 1884 год: 28 протоиереев , 660 священников , 144 диакона и 735 причетников ; монахов 160, послушников 109, монахинь 29, послушниц 135.

С конца XIX века стало набирать силу движение за восстановление грузинской автокефалии, которое поддержали как представители духовенства, так и видные миряне.

К началу XX века экзархат заключал в гражданском отношении территории шести российских губерний: Тифлисской , Бакинской , Эриванской , Елизаветпольской , Кутаисской , Черноморской ; одной области — Карской и одного округа — Закатальского ; в церковном отношении делился на 4 епархии, наибольшей из которых была Грузинская епархия, включавшая, среди прочего, Карс , Эривань , Елизаветполь , Ленкорань , Баку , Ялама .

После падения российской монархии недовольство грузинского духовенства синодальной русской политикой приняло формы автокефалистского и антирусского движения; русские епископы в несколько месяцев вынуждены были покинуть свои кафедры.

12 (25) марта 1917 года Мцхетским собором была провозглашена автокефалия Грузинской церкви, которая была признана Московским патриархатом в 1943 году.

Экзархи

Грузинский Экзархат
  1. митрополит Варлаам (Эристави) ( 1811 1817 )
  2. митрополит Феофилакт (Русанов) ( 1817 1821 )
  3. митрополит Иона (Василевский) ( 1821 1832 )
  4. архиепископ Моисей (Богданов-Платонов) ( 1832 1834 )
  5. архиепископ Евгений (Баженов) ( 1834 1844 )
  6. архиепископ Исидор (Никольский) ( 1844 1858 )
  7. архиепископ Евсевий (Ильинский) ( 1858 1877 )
  8. архиепископ Иоанникий (Руднев) ( 1877 1882 )
  9. архиепископ Павел (Лебедев) ( 1882 1887 )
  10. архиепископ Палладий (Раев) ( 1887 1892 )
  11. архиепископ Владимир (Богоявленский) ( 1892 1898 )
  12. архиепископ Флавиан (Городецкий) (21 февраля 1898 — 10 ноября 1901 )
  13. архиепископ Алексий (Опоцкий) (10 ноября 1901 — 1 июля 1905 )
  14. архиепископ Николай (Налимов) (1 июля 1905 — 9 июня 1906 )
  15. архиепископ Никон (Софийский) (9 июня 1906 — убит 28 мая 1908 )
  16. архиепископ Иннокентий (Беляев) (7 декабря 1909 — † 9 сентября 1913 )
  17. архиепископ Алексий (Молчанов) (4 октября 1913 — † 20 мая 1914 )
  18. архиепископ Питирим (Окнов) (26 июня 1914 — 23 ноября 1915 )
  19. архиепископ Платон (Рождественский) (5 декабря 1915 — 13 августа 1917 )
Кавказский Экзархат

Литература

Примечания

  1. (неопр.) Дата обращения: 15 октября 2021. 15 октября 2021 года.

Same as Грузинский экзархат