Interested Article - Писемский, Алексей Феофилактович

Алексе́й Феофила́ктович Пи́семский ( 11 ( 23 ) марта 1821 , Костромская губерния 21 января ( 2 февраля ) 1881 , Москва ) — русский писатель и драматург. Вершины творчества — роман « Тысяча душ » (1858) и пьеса из народной жизни « » (1859) .

Биография

Родился 11 ( 23 ) марта 1821 года в усадьбе Раменье в Чухломском уезде Костромской губернии . Происходил из старинного дворянского рода Писемских .

В 1844 году окончил физико-математическое отделение философского факультета Императорского Московского университета со званием действительного студента и 31 января 1845 года «был определён в число канцелярских чиновников Костромской палаты государственных имуществ» в чине губернского секретаря ; 23 октября 1845 года по прошению был переведён в московскую палату государственных имуществ по хозяйственному отделению, где 30 мая 1846 года был определён помощником столоначальника по лесному отделению. Был уволен со службы 8 февраля 1847 года — «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам» .

Женился 11 октября 1848 года на дочери Павла Петровича Свиньина Екатерине (1829—1891). В браке с ней имел четверых детей: Павла (1850), Аполлона (1851), Николая (1852) и Евдокию (1856).

В октябре 1848 года вернулся на службу — младшим чиновником особых поручений в костромском губернском правлении; 17 августа 1849 года был произведён в коллежские секретари . Дом, в котором жил писатель в Костроме, сохранился (современный адрес — Горная улица , д. 7/2, мемориальная доска)

Когда в конце 1853 года был определён в Херсонское губернское правление, ушёл из ведомства внутренних дел и 25 марта 1854 года определился в Департамент уделов . В декабре 1855 года был командирован в ведомство Морского министерства, возвратившись 21 января 1857 года; 20 апреля того же года был уволен, по прошению, в отставку .

Оставшись без журналистского заработка, с 1866 по 1872 гг. он служил в московском губернском правлении. Окончательно вышел в отставку в чине надворного советника .

Умер 21 января ( 2 февраля ) 1881 года в Москве . Похоронен в Новодевичьем монастыре .

Литературная деятельность

Дебютировал в печати в 1848 году. На первых порах печатался в журнале Михаила Петровича Погодина « Москвитянин », хотя и расходился по некоторым вопросам с его «молодой редакцией». Известность пришла после повести «Тюфяк» (1850). Среди других авторов «Москвитянина» (и в целом русских писателей 1850-х гг.) Писемский выделялся мастерством «рассказоведе́ния», увлекательностью сюжетостроения . Первый роман «Боярщина» (1846, опубликован 1858) написан в духе натуральной школы . К 1840-м годам относится сохранившаяся в рукописи большая порнографическая повесть Писемского «Эротические похождения одной весьма почтенной барыни» (РГАЛИ, Ф. 375. Оп. 2. Ед. хр. 1), лишённая литературных достоинств и интересная разве что как ранний пример русской порнографии в прозе .

В конце 1850-х и начале 1860-х гг. Писемский по своему литературному весу не уступал Толстому и Достоевскому . Его сочинения переводили на европейские языки и оживлённо обсуждали в «толстых журналах». Самым значительным произведением считается роман « Тысяча душ » (1858) — редкий для русской литературы пример « », во многом предвещающий эстетику натурализма . В 1863 г. с оглушительным успехом была поставлена написанная четырьмя годами ранее трагедия « », за которой закрепилась репутация «одной из лучших пьес русской драматургии» .

В 1857—1860 годах Писемский совместно с Александром Васильевичем Дружининым , а в 1860—1863 годах единолично редактировал журнал « Библиотека для чтения ». В журнале « Искусства » заведовал литературным и театральным отделами. В это время он продолжал напряжённо искать собственный «третий путь» между либералами и консерваторами, западниками и славянофилами :

«Основой его мировоззрения навсегда остался несколько скептический здравый смысл вместе с сильным русским самосознанием; чужестранное его не интересовало, но ни Россию, ни русских он не идеализировал и не разделял националистического идеализма славянофилов» .

В «Библиотеке для чтения» Писемский без всякого пиетета отзывался о молодом поколении и высмеивал оптимистическую веру современников в прогресс . Особенно же раздражало его торжество купеческого («торгашеского») начала в пореформенной России . Один из фельетонов, скептически упоминавший воскресные школы (Писемский был против того, чтобы говорить их ученикам «вы»), вызвал бурю негодования среди либералов, вынудив писателя порвать с журналистикой и уехать из Петербурга в Москву. Там он засел за роман против « нигилистов » — « » (1863), где деятельность революционеров представлена как плод дворянской праздности .

В молодости пытался стать актёром ; даже годы спустя читал свои произведения выразительнее, чем кто-либо из знаменитых писателей своего времени .

Распространено мнение, что писательскую репутацию Писемского, особенно среди читателей и критиков либеральных взглядов, уничтожило именно «Взбаламученное море» . Для последующих произведений Писемского характерен мрачный колорит: «неверие в будущее страны, мотивы „заката цивилизации“, засилия плоти и материальных интересов» . Их публикация прошла практически незамеченной.

В романах «Люди сороковых годов» (1869) и «Масоны» (1880—1881) Писемский противопоставляет безрадостной современности идеалистические увлечения людей предыдущих поколений. По словам Юлия Исаевича Айхенвальда , в последние годы жизни Писемского «его угасавшее вдохновение отдавало себя обетованиям и чаяниям масонства , уносилось за пределы того быта, который нашел в нём своего художника, своего питомца, но и своего критика» .

Творческий упадок Писемского связывают с общим недостатком культуры , возрастной депрессией и пристрастием к спиртному, усугубившимся после самоубийства сына. Вот как описывает посещение писателя общественный деятель Анатолий Фёдорович Кони :

«Он отстранил рукой налитый ему стакан чаю и, налив большую рюмку водки, выпил её залпом, ничем не закусив. Через несколько минут он повторил то же самое и угрюмо замолчал, неохотно отвечая на вопросы. Через десять минут он выпил третью рюмку. Я взглянул вопросительно на бедную Екатерину Павловну. Она с печальной улыбкой в ответ мне пожала плечами и с затаённым страданием посмотрела на мужа».

Адреса

Памятник А. Ф. Писемскому в Костроме
  • 1856—1858 — доходный дом — Санкт-Петербург, набережная Лиговского канала, 34;
  • 1858—1863 — дом Адама — Санкт-Петербург, Большая Садовая улица, 51.
  • В 1864 году Писемский просил выкупных денег за 15 крестьянских душ принадлежавшей ему деревни Вонышево Костромской губернии, по 120 руб. за душу. На вырученные деньги он купил двухэтажный дом в Москве в Борисоглебском переулке.

Увековечение памяти

  • Улица Писемского — улица в Сестрорецке, Волгограде, Ярославле, Новосибирске, Ростове-на-Дону.
  • Чухломской районный краеведческий музей имени А. Ф. Писемского.
  • В городе Костроме на Горной улице установлен памятник-бюст А. Ф. Писемскому. Колесный пароход «Писемский» до 1990-х годов был стоячей турбазой на р. Ветлуга. В середине 2000-х годов разделан на металлолом.

Собрания сочинений

  • Писемский А. Ф. Полное собрание сочинений: в 8-ми т. — «Товарищество А. Ф. Маркс», 1910.
  • Писемский А. Ф. Собрание сочинений: В 9-ти т. — М. : Правда, 1959.
  • Писемский А. Ф. Собрание сочинений: В 5-ти т. — М. : Художественная литература, 1982.

Примечания

  1. М. : Советская энциклопедия , 1962.
  2. М. : Большая российская энциклопедия , 2004.
  3. Писемский Алексей Феофилактович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. Русские писатели. XIX век. Ч. 2. — М. : Просвещение, 1996. — ISBN 9785090068567 . — C. 133.
  5. Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. — С. 312—319.
  6. Кирилл Зубков. Неопубликованная порнографическая повесть А. Ф. Писемского // Текстология и историко-литературный процесс. Сборник статей. Выпуск I. М., 2013, с. 46-54.
  7. Еремин М. П. Писемский // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков . — М. : Советская энциклопедия , 1968. — Т. 5. Мурари — Припев. — С. 762—763.
  8. Мирский Д. С. Писемский // Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. — С. 312—319.
  9. Литература. Том 32 (1). — Вильнюс: Минтис, 1990. — С. 30.
  10. Лотман Л. М. А. Ф. Писемский // История русской литературы. Том 3. — Л.: Наука, 1982. — С. 203—231.
  11. . Дата обращения: 8 декабря 2012. 30 октября 2012 года.
  12. . Дата обращения: 8 декабря 2012. 5 октября 2012 года.

Литература

  • . — 2-е посмерт. полн. изд.. — СПб.; М.: т-во М.О. Вольф, 1895. — Т. 1.
  • Скабичевский А. М. А. Ф. Писемский, его жизнь и литературная деятельность. — СПб. : Тип. т-ва «Общественная польза», 1894.
  • Плеханов С. Н. Писемский. — М. : Молодая гвардия , 1987. — ( ЖЗЛ ).
  • Писемский А. Ф. // Исторический вестник . — 1889. — Т. 38 , № 11 . — С. 286—295 .
  • Писемский А. // Газета Гатцука. — 1876, 24 января. — № 3 . 6 октября 2013 года.

Ссылки


См. также

Источник —

Same as Писемский, Алексей Феофилактович