Interested Article - Фарфоровый завод братьев Корниловых
- 2021-02-01
- 2
Фарфоровый завод братьев Корниловых — завод по производству посуды и предметов декоративно-прикладного искусства в Российской Империи .
В СССР завод был переориентирован на выпуск электротехнической керамики.
История
В 1835 году Мария Васильевна Корнилова основала на правом берегу Невы около деревни Полюстрово завод по производству изделий из фарфора. Помимо основательницы, производством управляли пятеро сыновей: Пётр (1806—1881 гг.), Михаил (1807—1886 гг.), Иван (1811—1878 гг.), Василий (1816—1878 гг.) и Яков (1818—1895 гг.). Мария Корнилова пригласила на работу специалистов с ведущих производств фарфора: заводов , Гарднера , Батенина , . При заводе была открыта школа для обучения подростков ремёслам, необходимым при производстве фарфоровых изделий. С 1837 года был объявлен приём в школу из Санкт-Петербургского воспитательного дома . Обучение продолжалось до достижения 21-летнего возраста. Занятия вели скульпторы Дмитрий Львов и , технику гравюры преподавал Шильдер . По окончании ученикам школы выдавалось особое свидетельство. Выпускники не были обязаны оставаться работать на фабрике Корниловых.
В 1839 году братья Корниловы стали совладельцами фабрики. В 1869 году основным и единственным владельцем фабрики стал Михаил Саввинович Корнилов. К этому времени на заводе трудилось 270 человек, работали фирменные магазины в Москве и на Нижегородской ярмарке . При разделе имущества трём братьям достался магазин на Невском проспекте, три лавки и склады с продукцией фабрики в Гостином дворе . Яков Корнилов бросил фарфоровое производство и занялся живописью.
Известно, что императору Николаю I Корниловыми была поднесена ваза с эмблемой фабрики и зелёным орнаментом .
В 1886 году после смерти Михаила Корнилова завод перешёл ко вдове и семерым детям бывшего владельца и стал товариществом. Под новым названием фабрика стала работать с 1893 года .
В отличие от главного конкурента, М. С. Кузнецова , Корниловы сделали акцент не на массовость производства, а на качество исполнения, прежде всего росписи .
В 1844 году для переоборудования горнов был приглашён французский мастер . После модернизации горна и испытаний новых видов обжига доходы фабрики существенно увеличились. После переоборудования горнов Дарте получил письменную рекомендацию от Корниловых и сумел устроиться на работу на Императорский фарфоровый завод .
В 1844 году было получено право размещать на продукции государственный герб .
В середине XIX века Корниловы пробовали изготавливать продукцию не только из фарфора, но и из других видов керамики . Они арендовали на Шлиссельбургском шоссе . На предприятии изготавливали фаянсовые изделия, которые стоили недорого, но отличались хорошим качеством. Спустя год производство было остановлено. В настоящее время фаянсовые изделия братьев Корниловых считаются коллекционной редкостью.
К 1870 году фабрика вырабатывала фарфоровой посуды на 165 тысяч рублей. На производстве трудилось 275 человек.
В 1875 году Корниловы купили у разорившегося завода Попова державшиеся ранее в секрете рецепты красок.
В 1879 году на заводе изготовили 10 фаянсовых унитазов по заказу императора Александра II по проекту инженера .
В 1882 году в третий раз был подтверждён статус Поставщика Двора Его Императорского Величества .
В 1885 году в Российской Империи был внедрён , повлиявший на качество продукции основных фарфоровых заводов страны. Новшество сразу было внедрено на производство Корниловых. Другим важным техническим достижением фабрики стало использование подъёмной машины для транспортировки большого количества изделий сразу.
В статистических сборниках адрес производства с 1885 по 1918 годы указан: Полюстровская набережная , дом 59 .
В 1886 году в Историко-статистическом обзоре промышленности России фабрика братьев Корниловых признана лучшим частным фарфоровым заводом Российской Империи, однако с ремаркой о том, что выпускаемая ей продукция адресована лишь представителям зажиточного класса .
В 1896 году на производстве был выстроен крупнейший в Европе горн объёмом 140 кубических метров .
В 1896 году Корниловы приобрели , пострадавший от пожара. Продукция фабрики была рассчитана на молодых дам и детей: фарфоровые украшения, игрушки и цветы.
На заводе практиковался выпуск изделий высокой ценовой категории и уровня исполнения. Это было связано с тем, что потенциальными покупателями продукции завода были чиновники, промышленники и люди торговли из Москвы и Санкт-Петербурга. Это определило стиль декора изделий Корнилова: претензию на аристократизм, но более сдержанную, чем у продукции Императорского фарфорового завода .
В СССР
В 1917 году завод был закрыт . В 1918 году национализирован и передан в ведение Петроградского Управления научных и научно-художественных учреждений Академического центра .
В 1922 году завод переориентирован на выпуск электротехнического фарфора, получил название « Полюстровский фарфоровый завод „Пролетарий“ » и вошёл в состав ( ). В 1920-х годах завод обеспечивал выполнение плана ГОЭЛРО . В 1930 году предприятие получило название « Ленинградский изоляторный завод „Пролетарий“ » .
В августе 1941 года, в связи с началом Великой Отечественной войны , завод частично эвакуирован на восток, в город Камышлов , где создается завод «Камизолятор» (ныне — « »).
В 1979 году предприятие удостоено ордена Трудового Красного знамени .
В 1992 году завод акционируется, кое-как пережил трудности переходного периода после распада СССР , но в 2004 году прекратил деятельность. На территории завода сохранились здания цехов постройки 1835, 1850, 1902 годов.
Стиль продукции завода
На раннем этапе на заводе братьев Корниловых копировали западные образцы фарфора и даже клейма . Основным видом выпускаемой фабрикой Корниловых продукции была посуда. Основными потребителями был «средний класс». В ранние года существования завода выпускались статуэтки. После 1850 года их производство было прекращено. Корниловская скульптура повторяла сюжеты, популярные на европейских производствах . Часто производились мейсенские статуэтки, особенно работы Кендлера. Большое влияние на статуэтки Корниловых оказала и продукция Императорского фарфорового завода, в частности, серия статуэток негров. По гравюрам, опубликованным в издании «Волшебный фонарь», были изготовлены фигурки ремесленников и торговцев.
Небольшая часть ассортимента отводилась анималистике , преимущественно статуэткам. Постаменты таких изделий выполнялись в стиле рококо . Мастера фабрики вручную расписывали статуэтки по глазурованному или неглазурованному фарфору. Дополнительная роспись золотом подчёркивала объём. Зачастую в подобные статуэтки встраивались функциональные элементы, позволяющие использовать предмет утилитарно. Например, как подсвечник .
На заводе Корниловых производились «Тоби» — скульптурные сосуды в форме фигуры человека (мужчины или женщины) в немецком национальном костюме.
Большой популярностью пользовались вазы, отличавшиеся массивностью и декоративными ручками. Ранние изделия завода включали элементы ампира (первая треть XIX века), позже появились элементы историзма . Были популярны высокие бокалы с видами Санкт-Петербурга и Москвы, повторяющие сюжеты фарфорового завода Батенина. Есть предположение, что эту роспись выполняли мастера, перешедшие с завода Батенина на завод братьев Корниловых. Через некоторое время мода на подобную роспись прошла.
Яркими образцами продукции братьев Корниловых стали изделия, выполненные в стиле «второго рококо». В рамках этого стиля выделялись отдельные элементы: ручки, лепные детали, раковины, декор в форме кораллов. Подобные изделия отличались яркими красками. Были популярны «коралловые сервизы» .
С 1840-х годов популярными изделиями фабрики были кувшины, копирующие античные аски . Изделия покрывались тонким слоем серебра и жёлтым металлом. В результате блеск напоминал жемчужный. Зачастую подобные изделия комплектовались крышками из серебра. Подобные изделия были популярны вплоть до XX века.
На рокайльные изделия с волнистыми краями часто наносились орнаменты в восточном стиле. Особенно часто встречаются китайский узор «удар грома» и «цветы и птицы» . На посуде размещались картуши , в центре которых размещались изображения цветов или пейзажи.
С 1870-х по 1880-е годы фабрика Корниловых выпускала изделия в неорусском стиле. Чашки и тарелки декорировались узором, напоминающим русскую народную вышивку на рушниках . На изделия наносились пословицы и поговорки.
В 1880-е годы стилистика фабрика начала расширяться. Стали популярны греческие, французские и восточные формы.
Во многом выбор актуального стиля диктовался целевой аудиторией завода: если продукцию фабрик М. С. Кузнецова приобретали региональные купцы и мещане, то производство Корниловых было ориентировано на коммерсантов и чиновников Санкт-Петербурга и Москвы .
Примечания
- ↑ И. Багдасарова. Фирменный стиль корниловского фарфора (рус.) // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. — 2005. — Июль-август ( № 7—8 (29) ). — С. 62—78 .
- Татьяна Серафимовна Георгиева. . — , 1999. — 584 с. — ISBN 978-5-85294-024-7 . 7 октября 2021 года.
- Библиотека КнигиКратко. ISBN 978-5-04-097094-0 . 7 июня 2021 года. . — Litres, 2018-07-11. — 236 с. —
- Журнал мануфактур и торговли . — , 1844. — 474 с. 26 сентября 2021 года.
- . — Litres, 2017-07-23. — 96 с. — ISBN 978-5-457-52733-1 . 19 августа 2021 года.
- . — Эрмитаж, 2009. — 314 с. — ISBN 978-5-93572-142-8 . 7 октября 2021 года.
- Феликс Моисеевич Лурье. . — Zolotoĭ vek, 2000. — 274 с. — ISBN 978-5-88155-411-8 . 8 февраля 2022 года.
- Д. А. Тимирязев. . — , 1886. — 976 с. 7 октября 2021 года.
- Институт истории искусств. Издательство Академии наук СССР , 1969. — 626 с. 10 июня 2021 года. . — М. :
- В. Переятенец, И. Переятенец. ISBN 978-5-04-098743-6 . 10 июня 2021 года. . — Litres, 2018-01-31. — 416 с. —
- Тамара Н. Носович, Ирина Петровна Попова. ISBN 978-5-87685-062-1 . 10 июня 2021 года. . — Изд-во " ", 2005. — 760 с. —
- Тамара Н. Носович, Ирина Петровна Попова. . — Изд-во "Санкт-Петербург Оркестр", 2005. — 760 с. — ISBN 978-5-87685-062-1 . 19 августа 2021 года.
- ↑ . Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
- ↑ . Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
- . Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
- . — Биографический институт, студия "Биографика", 1992. — С. 127. — 202 с. 10 июня 2021 года.
- А. Д. Алексеев. . — 1969. — 428 с. 8 февраля 2022 года.
- 2021-02-01
- 2