Антуан и Антуанетта
- 1 year ago
- 0
- 0
Антуан Доши́ , более известный как Антуан Титю́с или Т е тю́с ( фр. Antoine-Titus Dauchy , нем. Antoine Tetus Doschi , ок. 1780 — после 1850), — французский хореограф и балетмейстер . В период с 1838 по 1848 годы — главный балетмейстер С.-Петербургских Императорских театров и инспектор танцев в Театральном училище .
По мнению критиков, во времена Титюса русский балет переживал некоторый спад, связанный как с личностью главного балетмейстера, бывшего уже весьма пожилым человеком, так и с общей исчерпанностью предромантических канонов .
Однако Титюс был неплохим преподавателем, — несмотря на неровный репертуар, выпускники балетного класса Театрального училища хорошо владели современной им техникой танца. Именно при Титюсе состоялись первые гастроли русских балерин в Париже . К заслугам Титюса относят также пусть не оригинальное, но точное воспроизведение модных зарубежных постановок, знакомивших публику с достижениями лучших балетных школ и балетмейстеров Европы . Среди них «Восстание в серале» (1835) и «Хромой бес» (1839), но особенно удачной была поставленная в 1842 году «Жизель» .
О происхождении его ничего неизвестно, что типично для сироты или выходца из очень бедной семьи, так или иначе попавшего в какую-нибудь театральную школу. Впервые Антуан Титюс выступил на сцене в середине 1790-х, в Милане . Начав танцором, уже в 1798 году он дебютирует как балетмейстер, поставив на сцене миланского театра самостоятельно переработанную версию популярного тогда балета Ж. Доберваля « Тщетная предосторожность » . Около 1800 года Титюс перебирается в Париж, в труппу Луи Милона , возглавлявшего балетное отделение в Парижской опере . В 1804 году Титюс ставит здесь балет « Геро и Леандр », исполнив при этом роль Леандра. Постановка удостоилась похвал критиков за технику, — с упрёками, правда, в общей невразумительности сюжета .
В следующие годы Титюс развивает свой успех, участвуя в танцевальных номерах смелого новатора сцены Л.-А. Дюпора ; в нашумевшей постановке последнего, « Ацис и Галатея », Титюс исполнял роль циклопа Полифема .
Получив достаточную известность и опыт в стенах Парижской оперы, Титюс работает в различных парижских театрах и гастролирует по Европейским столицам. В начале 1820-х он сотрудничает с в популярном «бульварном» театре французской столицы , для него и его театра он переделывает балет Ф. Тальони «Швейцарская молочница». Вскоре после этого, в 1824 году, Титюс занимает должность хореографа в придворном театре в Берлине. Здесь, в сентябре 1830 года, в его перепостановке французского балета сделала свои первые шаги к славе легендарная Фанни Эльслер .
Как раз в это время в Берлине гостил зять прусского короля , русский император Николай I , балет, как общеизвестно, обожавший. Очень велика вероятность, что это обстоятельство сыграло решающую роль в дальнейшей судьбе хореографа. — В 1832 году Титюс привозит на гастроли в Россию свой балет «Швейцарская молочница», а в июле 1833 уже занимает должность помощника главного балетмейстера С-Петербургских Императорских театров . Главным балетмейстером, кстати, за год до этого стал Александр Блаш , — младший брат того самого Фредерика Блаша, с которым Титюс работал в театре «Пор-Сен-Мартэн».
Первоначальный контракт с Титюсом, правда, был всего лишь на один год, на 7 000 рублей (Блаш получал 13 500), с премией в 2 000 и продлением, « если работа понравится ». Однако уже в следующем году, после чрезвычайно успешной премьеры балета « Цезарь в Египте », Титюс получил в знак поощрения перстень от Императора и предписание заключить с ним контракт на три года. Помощник получил 10 000 рублей в год, ежегодный бенефис за казённый счёт, плюс « 1 200 рублей экипажных » .
Художественная манера «нового» главного хореографа А. Блаша, в 1832 году пришедшего на смену великому Дидло , встречалась в Петербурге, мягко говоря, с недоумением. Из 14 его премьер только об одной-двух можно найти одобрительные отклики. В то время как постановки его помощника одна за другой вызывали у публики восторг . В итоге, в 1837 году Блаш был без сожаления отставлен, а на его место назначен Антуан Титюс. В контракте ему было положено 13 000 рублей годового жалованья, 1 200 рублей «экипажных», один бенефис и 1 000 рублей премии, « если понравится » .
В последующие годы начались неудачи. Кроме « Хромого беса », подготовленного к свадьбе старшей дочери Императора в 1839 году, почти все премьеры Титюса сходили со сцены часто ещё до конца сезона. В 1842 году его даже отправили в служебную командировку за границу, — за вдохновением, из которой он, кстати, и привёз бессмертную « Жизель » . Но в следующем году всё повторилось: « Балет влачил довольно жалкое существование, нового ничего не поставили… » (1843), « В балете продолжали фигурировать на первом плане второстепенные сюжеты… Балетные представления давались только по воскресеньям и посещались только присяжными балетоманами и обожателями юных сильфид… » (1845).
В 1845 году контракт с Титюсом продлили, но «В последний раз!», по выражению директора Императорских театров А. М. Гедеонова . В том же году расхворавшийся пожилой балетмейстер выезжает на пару месяцев на лечение. По совпадению или нет, но в том же году в Театральном училище приступил к работе молодой Мариус Петипа , — « период упадка подходил к концу », комментирует это событие критик .
Когда срок его последнего контракта подошёл к концу, больной старик Титюс был главным балетмейстером театров уже скорее номинально, — хотя всё ещё зорким к талантам . Он попросил дирекцию дать ему возможность продолжить работу преподавателем, «чтобы закончить дела». С ним заключили контракт с окладом в 2 000 рублей сроком на один год, по истечении которого он был уволен.
Судьба его после увольнения неизвестна.