Матильда Английская
- 1 year ago
- 0
- 0
Мати́льда Никола́евна Мада́ева (настоящее имя Матрёна Ти́хоновна , в замужестве — Голи́цына ; 1842, Москва — 1889 , подмосковное имение Петровское ) — артистка балета, солистка санкт-петербургского Императорского Мариинского театра , известная преимущественно как исполнительница характерных партий, русских танцев в первую очередь. Супруга князя Михаила Голицына .
Матильда Мадаева была дочерью крепостного . Родившись в Москве, она училась в Санкт-Петербурге , в Императорском театральном училище , после окончания которого в 1861 году была принята в балетную труппу Мариинского театра . Выступала на сцене в течение 17 лет, вплоть до 1878 года. Обладала красивым, сильно выраженным подъёмом стопы.
Отличалась как исполнительница характерных танцев , в первую очередь, русской пляски , в которой умеючи передавала её широту и мягкость. В определённом смысле была преемницей Марфы Муравьёвой , известной своими сценическими образами, воссоздававшими русский женский характер и наделёнными достоверными народно-поэтическими чёрточками :79 .
Была первой исполнительницей партии реки Невы в балете Мариуса Петипа « Дочь фараона » (1862). Этот русский танец, исполнявшийся в костюме боярышни, начинавшийся плавным ходом и заканчивавшийся трепаком , с «широким взмахом рук и низким в пояс поклоном» в финале, артистке, согласно свидетельству Сергея Худекова , приходилось повторять по требованию публики по три-четыре раза .
Также Мадаева была первой исполнительницей русской пляски I акта в балете Артура Сен-Леона « Конёк-горбунок » (1864, партнёр и соавтор танца — Лев Иванов ). Позднее, когда к Мадаевой перешла главная партия в этом балете, балетмейстер по её просьбе добавил в спектакль «Славянскую фантазию», что дало балерине возможность полнее выразить национальную особенность образа Царь-девицы. Эта партия, которой балерина сообщила «живые черты русской национальной характерности» , стала наиболее крупной артистической удачей исполнительницы. По воспоминаниям балерины Екатерины Вазем «в последнем действии балета, когда Царь-девицу и Иванушку-дурачка выносят на щитах под торжественный марш, зрители устраивали ей громкие «встречи», рукоплеща в такт музыки .
Датский балетмейстер Август Бурнонвиль , посетивший Санкт-Петербург в 1874 году по приглашению Мариуса Петипа, также особо отметил русские танцы, исполненные «с несравнимой прелестью изящной Мадаевой» .
По обычаю того времени танцовщица выходила на сцену не только в балетах, но и в операх, в том числе, в премьерном представлении оперы Чайковского « Кузнец Вакула » (1876). По словам Германа Лароша , «участие в последнем действии наших балетных звёзд (г-жи Радина , Мадаева, Амосова, гг. Гердт , Иванов, и Кшесинский ) придало сцене, изображавшей придворный праздник, блеск праздника искусства» .
Когда дело касалось танцев этой балерины, критики отбрасывали привычный набор комплиментов : «Улыбнётся, — так рублём подарит!» — писали они. Даже в конце её карьеры критики отзывались о Мадаевой как о танцовщице «вечно грациозной и до крайности симпатичной» .
Матильда Мадаева попрощалась со сценой в 1878 году. На прощальном бенефисе балерины, с началом её русской пляски, артист Николай Гольц , также находившийся на сцене, «не умышленно, а от избытка чувств» — как он потом объяснил начальству, — крикнул ей: «Не робей, матушка!».
Матильда Мадаева вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына (1840—1918), представителя одного из знатнейших российских родов . Этот брак, считавшийся мезальянсом (супруги происходили из разных сословий), всполошил петербургское общество. Так как по законам того времени офицеры императорской армии не могли состоять в официальном браке с выходцами из низших сословий, князь предпочёл уйти в отставку, сделав выбор в пользу семьи. Тем не менее, позднее он дослужился до чина генерал-адъютанта Свиты Его Императорского Величества .
В 1866 году у супругов родилась дочь Надежда, пережившая отца на два года. Сама балерина умерла почти на три десятилетия раньше своего аристократического супруга, который был расстрелян в 1918 году во время Красного террора . Была похоронена в Москве, в Донском монастыре , рядом с другими Голицыными (это вторичный источник, а первичный - воспоминания К.Н. Голицына ).
(*) — первая исполнительница партии