Interested Article - История петербургской балетной школы

Основные этапы истории балетного образования в Санкт-Петербурге .

Краткое описание истории развития танцевального искусства

В середине XVII века общепризнанной в Европе была французская школа, но балетмейстер и педагог Пьер Бошан (1636—1719) создал систему обучения, в основу которой легла итальянская манера исполнения. Он изобрёл приём записи танца, а с 1661 года стал директором Королевской академии танца. В XVIII веке свои уроки танцевальный мастер Жан Батист Ланде начал с двенадцатью молодыми девушками и таким же числом юношей. . В 1790 году был издан «Театральный словарь» и в 1794 году «Танцевальный учитель» . Благодаря постоянному притоку в Россию иностранных балетмейстеров, танец обогащался новыми традициями и сочетал в себе лучшие манеры русской и французской школ. Вместе со своей супругой Роз, в Россию приехал Дидло . Был поставлен балет « », в котором танцевальные партии исполняли: Шарман г-жа Берилова ( Charmant — M-elle Bériof); Люциндер (Люсинд) — ( Lucinde — M-elle C.Pletin); Волшебница веселья — г-жа Дидло ( La Feé des Plaisirs — M-elle Didelot); Волшебница самовластная — г-жа Роза; Сильф — г. Дидло; Статуи первые — г. Вальберх , г-жа Колосова .

В придворных танцах ещё не было пуантов и сложных технических движений, главным в школе был апломб , умение фиксировать позу длительное время. За три десятилетия, в результате взаимодействий нескольких школ, выработалась разновидность танца, которую стали называть Первой русской школой . В своём труде «Классический танец. История и современность» Л. Д. Блок раскрывает смысл строк Пушкина :

«Стоит Истомина; она, одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит…» — это, вероятно, Grand foutté de face . «Касаясь» — явно на высоких полупальцах, «медленно кружить» — переводить ногу спереди назад широким полукругом позволял Истоминой прекрасный апломб , выработанный учителем Дидло. «И быстрой ножкой ножку бьёт» — слышится brisé .

Через десять лет после ухода Дидло, 1837 году в Петербург приехала Мария Тальони .

Имя, на котором полвека будет держаться весь русский балет, — Петипа. Этот период стали называть Второй русской школой . Балеты Мариуса Петипа требовали высокого профессионализма труппы, который достигался благодаря педагогическим талантам: Христиана Иогансона и Энрико Чеккетти . В балетах Петипа и Льва Иванова выступали: Мария Суровщикова-Петипа , Екатерина Вазем , Е. П. Соколова , В. А. Никитина , Мария Петипа , П. А. Гердт , П. К. Карсавин , Н. Г. Легат , И. Ф. Кшесинский , К. М. Куличевская и А. В. Ширяев .

В начале XX века хранителями академических традиций были артисты: Ольга Преображенская , Матильда Кшесинская , Вера Трефилова , Ю. Н. Седова , Агриппина Ваганова , Л. Н. Егорова , Н. Г. Легат , , М. А. Кожухова и Ольга Спесивцева . В балетах Михаила Фокина прославились Тамара Карсавина , Вацлав Нижинский и Анна Павлова . Балет Фокина « Шопениана » — громадный шаг на пути к симфоническому танцу, стремление балетмейстера к натурализму творчества. Фокинизм принёс новое ощущение стилевых особенностей , он выдвинул вперёд танцовщика, адажио стало более гармоничным.

Балетное древо

Артистическая генеалогия А. Я. Вагановой описана и изображена в схеме древа в книге Л. А. Блок, которая проследила путь от педагога к ученику в традиционной передачи балетного искусства из поколения в поколение: Агриппина Ваганова выросла на традициях и направлениях нескольких школ, представителями которых были А. А. Облаков , Л. И. Иванов , Е. О. Вазем , Х. П. Иогансон , П. А. Гердт и О. И. Преображенская .

В первые годы после Октябрьской революции 1917 года бо́льшая часть артистов эмигрировала из России. В театре остались работать ведущие артисты: Е. П. Гердт , Пётр Гусев , А. В. Лопухов , Е. М. Люком , О. П. Мунгалова , В. И. Пономарёв , , Б. В. Шавров .

Поколение солистов театра в период с 1920 по 1940 годы были выращены А. Я. Вагановой . Их педагогами также были М. Ф. Романова , Е. П. Снеткова-Вечеслова и А. В. Ширяев :

Фея Балабина , Татьяна Вечеслова , Наталья Дудинская , А. Н. Ермолаев , Н. А. Зубковский , О. Г. Иордан , М. Т. Семёнова , К. М. Сергеев , Галина Уланова , Вахтанг Чабукиани , Алла Шелест .

Древо
  • Агриппина Ваганова
  • Ученицы В. С. Костровицкой
Вторая ветвь

См. также

Примечания

  1. Я.Штелин. «Музыка и балет в России XVIII века», 1935
  2. «Театральный словарь» описан Д. И. Лешковым в 1922 году, (Библиографические листы)
  3. O.Racster. «The Master of the Russian ballet», 1794
  4. Любовь Дмитриевна Блок. «Классический танец. История и современность» / вступительное слово В.Гаевского . — Рецензент: Пётр Гусев , Ред.коллегия: В.М.Красовская , Е.А.Суриц. — М. : "Искусство", 17.08.1987. — 556 с. — (Иллюстративный материал подобран сотрудниками Ленинградского государственного театрального музея и Ленинградской государственной театральной библиотеки им.Луначарского). — 25 000 экз.
  5. М. М. Фокин. «Новый балет», Аргус, 1916

Литература

  • Всеволодский (Гернгросс) В. История театрального образования в России. — СПб. , 1913. — С. 203.
  • Штелин Я. «Музыка и балет в России XVIII века». — Л. , 1935.
  • Блок Л. Д. «Классический танец. История и современность» / вступительное слово В. Гаевского . Рецензент: Пётр Гусев, ред. коллегия: В. М. Красовская , Е. А. Суриц. — Иллюстративный материал подобран сотрудниками Ленинградского государственного театрального музея и Ленинградской государственной театральной библиотеки им.Луначарского. — М. : «Искусство», 17.08.1987. — 556 с. — 25 000 экз.
Источник —

Same as История петербургской балетной школы