Interested Article - Христианство в Дагестане
- 2021-06-17
- 1
История христианства в Дагестане
История христианства в Дагестане насчитывает много веков. Христианская вера пришла в Дагестан раньше, чем к Киевской Руси , и прошла все ступени развития — от расцвета до полного падения, и возрождения, развития локальных центров христианских течений. Условно проникновение и развитие христианства в Дагестане можно разделить на несколько периодов: первые века нашей эры — XIV век, XVIII век — начало XX века, советский период и современный (начиная с конца 1980-х гг.).
Начальный период
С первых веков нашей эры и до XV века христианство разных течений постоянно проникало в Дагестан . Центральными районами распространения веры для монофизитов Южного Дагестана являлись григорианские общины Восточного Закавказья, для католиков — итальянские колонии Крыма и Приазовья, для православных — территория Грузии .
В V—VII веках грузинские христианские миссионеры распространяют православие в западных районах Дагестана. В этот период в Нагорном Дагестане строилось большое количество церквей и монастырей (наиболее известная, сохранившаяся до наших дней, церковь Датуна (кон. X — нач. XI в. постройки)).
Если раньше проповедниками христианства в Дагестане были преимущественно албанские и грузинские миссионеры, то с VIII века началось распространение византийского православия. Земли Каганата были объединены в Готскую епархию, находившуюся под омофором константинопольского патриарха и возглавлявшуюся митрополитом, кафедра которого находилась в городе Долосе (Крым). И.Г.Семенов приводит данные о том, что в 780 году Готская епархия включала в себя семь епископств, в числе которых было и "Уннское" (Гуннское - в Дагестане). После восстания крымских готов в 787 году отношения между двумя державами охладели, и каган упразднил Готскую епархию. Одновременно с византийскими миссионерами активную проповедь христианства в Прикаспии вели сирийские несториане . И.Г.Семенов отмечает, что особый успех их проповеди имели в Дагестане: здесь позиции несторианства оставались достаточно прочными в течение еще нескольких веков. В то же время "часть дагестанских и хазарских христиан сохраняла приверженность Алванской Григорианской Церкви , а к югу от Дербента, в древних алванских землях, Григорианство было господствующим вероисповеданием, захватившим даже персидских колонистов и некоторые лезгинские племена". [ неавторитетный источник ]
В XIII веке позиции христианства в Дагестане, например, в Аварии и отдельных районах Южного Дагестана ( Табасаран ), были довольно прочными. С начала XIV века христианство теряет своё значение в Аварском княжестве , а в ходе нашествия Тимура в 1395—1396 годов и распада централизованного царства Грузии православие здесь постепенно уступает место исламу .
XVIII — начало XX века
Новый этап в распространении христианства на территории Дагестана начинается со времени его присоединения к России. Происходит активное переселение христиан из других губерний и освоение земель в плоскостной и приморской части. Первыми поселенцами были казаки, которые расселились по берегам Терека и Сулака. Также шло активное привлечение на территорию Дагестана и Северного Кавказа грузин и армян. Часто новые поселенцы не могли прижиться на новом месте. Так, в конце XVIII в из-за притеснений со стороны местного мусульманского населения, на земли современного Ставропольского края были переселены армяне из Дербента и его окрестностей .
Большая часть переселенцев исповедовало православие. Из-за гонений в других регионах России в Дагестан, кроме православных и католиков, начинают стекаться представители других христианских конфессий — пятидесятники , баптисты , адвентисты седьмого дня и др. В низовье Терека (в селах Аликазган , Бирючёк , Чаканное , Росламбейчик , Акайкино и др.) проживали старообрядцы .
В конце XIX — начале XX века в междуречье Сулака и Терека, на территории Терской области (современные Хасавюртовский и Бабаюртовский районы), образовывается несколько десятков немецких колоний и хуторов. Прибывшие немцы были, в основном, меннонитами и евангелистами (см. Терские меннонитские колонии , Немецкие колонии в Дагестане ) .
К началу XX века на территории Дагестана (без Хасавюртовского и Кизлярского округов) насчитывалось 22 прихода Русской Православной Церкви, 2 католических костела (Темирхан-Шура и Петровск-Порт), 3 армянские церкви (по одной во всех городах). Во всех городах (Темирхан-Шуре-1, Петровск-Порте-3 и Дербенте-3), крепостях (Ахты, Ботлих, Хунзах, Гуниб и Дешлагар) имелись церкви. Все приходы относились к Владикавказской епархии .
Советский период
С присоединением к Дагестану Кизлярского (современные Кизлярский, Тарумовский, Ногайский, Шелковской и Нефтекумский районы) и Хасавюртовского (Хасавюртовский, Бабаюртовский и часть Кизилюртовского районы) округов бывшей Терской области, число христиан многократно увеличивается .
Как и в других регионах Советского Союза, в Дагестане все религиозные объединения оказались вне закона. С первых лет установления советской власти начинаются гонения на религию — закрываются храмы и монастыри, арестовываются и расстреливаются священнослужители. Так были расстреляны почти все монахини Крестовоздвиженского монастыря в Кизляре .
Уничтожались церкви и соборы. Так были закрыты, а впоследствии взорваны такие памятники церковной архитектуры:
- собор Введения во храм Пресвятой Богородицы (Андреевский военный собор) который располагался на центральной площади Буйнакска, построен в 1861 г.
- храм Святого Благоверного Александра Невского (Махачкала, 1891 г.)
- храм Святого Великомученика Георгия Победоносца ( Кизляр 1904 г.)
- храм Святого Николая Чудотворца (село , 1879 г.)
- храм Святого Благоверного Великого князя Александра Невского ( Сергокала , 1856 г.)
К середине 30-х годов все храмы и монастыри Дагестана были закрыты .
Возрождение церковной жизни начинается только в годы Великой Отечественной войны , когда вновь были открыты православные храмы в Дербенте, Махачкале, Хасавюрте и Кизляре. Уже к началу 1970-х годов в Дагестане насчитывалось 5 приходов РПЦ, а к началу 1990-х — 10 .
Современное положение
Православие московского патриархата
С 1998 по 2011 годы все приходы РПЦ расположенные на территории Республике Дагестан относились к Бакинской и Прикаспийской епархии . С 22.03.2011 года вошли в состав вновь образованной Владикавказской и Махачкалинской епархии РПЦ . В феврале 2013 года из последней была выделена самостоятельная Махачкалинская епархия . Территория делится на два благочиния — (благочинный до февраля 2013 года - протоиерей Стенечкин Николай Александрович) и (благочинный — игумен Пальчиков Юрий Александрович). И включают в себя 18 церквей и часовен и 1 монастырь .
С 1990 года было вновь возведено 8 храмов в Кизляре, Ахтах, Буйнакске, Избербаше, Коктюбее, Таловке, Терекли-Мектебе и Комсомольском. Был восстановлен уничтоженный собор Святого Великомученика Георгия Победоносца в Кизляре. В 2000 году Махачкалинскому Святоуспенскому собору присвоен статус кафедрального. А в 2005 году, к столетию храма, проведена его реставрация. Ведутся восстановительные работы в армянском храме Святого Григориса в селе Нюгди Дербентского района .
С 2007 года действует православный Крестовоздвиженский женский монастырь в Кизляре, который находится под юрисдикцией епископа Бакинского и Прикаспийского. Монастырь был основан монахинями из Ярославской области на месте часовни на старом православном кладбище города .
На территории Дагестана действует самый крупный православных храм Северного Кавказа — Святознаменский собор в г. Хасавюрт. Также в последнее время растёт количество приверженцев различных протестантских объединений и пара-христианских религиозных течений.
Храмы и приходы
Православие
Махачкалинское благочиние
- Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы , г. Махачкала
- Храм Святого Знамения Божьей Матери , г. Хасавюрт
- Церковь Казанской Божьей Матери, г. Каспийск
- Церковь Святого Покрова Божьей Матери, г. Дербент
- Церковь преподобного Серафима Саровского, г. Избербаш
- Церковь Александра Невского, с. Ахты
- Церковь Александра Невского, г. Буйнакск
Кизлярское благочиние
- Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца, г. Кизляр
- Свято-Никольский храм, г. Кизляр
- Часовня во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших», г. Кизляр
- Храм Казанской Божьей Матери п. Комсомольский
- Свято-Никольский храм, с. Крайновка
- Храм святителя Николая Чудотворца, с. Брянск
- Храм святителя Николая Чудотворца, с. Кочубей
- Храм Андрея Первозванного, с. Тарумовка
- Храм Пресвятой Богородицы, с. Таловка
- Храм Петра и Павла, с. Коктюбей
- Часовня Александра Невского, с. Терекли-Мектеб
- Крестовоздвиженский женский монастырь
Протестантские общины
Протестантские общины появились в Дагестане лишь в начале XX века. Первыми их представителями были баптисты , адвентисты и лютеране ( Шенфельд ). Столкнувшись с гонениями в советские годы, они выстояли и продолжают действовать в настоящее время. В настоящее время протестантизм в республике сталкивается с сопротивлением как со стороны властей, так и со стороны экстремистов. Так 15 июля 2010 года в Махачкале возле дома молитвы был убит выстрелом в голову пастор — пятидесятник Артур Сулейманов .
Примечания
- Ханбабаев К.М. Христианство в Дагестане в IV-XII вв
- ↑ Дата обращения: 9 апреля 2009. Архивировано из 7 ноября 2009 года.
- . Дата обращения: 22 марта 2011. 24 марта 2011 года.
- . Дата обращения: 1 июля 2011. 18 сентября 2016 года.
- . Дата обращения: 10 апреля 2018. 11 апреля 2018 года.
Ссылки
- (недоступная ссылка)
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|
- 2021-06-17
- 1