Казикумухское ханство
- 1 year ago
- 0
- 0
Куму́х ( лак. Гъумучи, Гъумук , исторически — Кази-Кумух , Гази-Кумух ) — село в Дагестане , административный центр Лакского района и одноимённого муниципального образования.
По мнению профессора А. А. Аликберова , топоним «Кумук» происходит от названия тюркского родового образования «Кумук-Атыкуз» .
По одной из версий, вытесненные с равнины племена гуннов - савиров (предков современных кумыков ) ушли в горы Дагестана и основали государство Тавйяк ( персидское название — Сарир), выбрав в качестве опорных пунктов Хунзах и Кумух .
По другой, сабиры (савиры) состоявшие в союзе с кавказскими гуннами стали основой при этногенезе современных чувашей (сувар). В лакском языке выявлен булгарский субстрат — остатки языка гуннов и сабиров . Исследования антропологов показывают длительное соседство чувашей и лакцев в древности .
В Сборнике сведений о кавказских горцах сообщалось: «Жители Казикумухского округа, в Среднем Дагестане, известные нам под именем Казикумухов или Казыкумыков, сами себя называют лак , а родину свою — лакрал кӏану (место лаков)» .
Историческая литература упоминала Кумух в различных вариантах произношения. Ал-Масуди в X в. упоминал « Гумик » как княжество. Ал-Куфи в X в. упоминал крепость «'Амик», которая принята за «Гумик». Ибн Руста в X в. именовал Кумух как крепость «Алал и Гумик» .
В XIV в. персидские историки Шами и Йезди упоминали Кумух как «Гази-Кумук» (владение шамхала ). Приставка « Гази » означала, что Кумух был военно-политическим центром мусульман . В XV—XVI вв. жители северного Дагестана именовали Кумух как Къази-Къумукъ (по- кумыкски ) и «Кази-Кумух» (по- русски ). В хронике Дербенд-наме (XVII в.) Кумух VI в. и VIII в. именован «Кумук». В XIX в. русские, захватив Кумух, именовали его «Кази-Кумык» . На лакском языке Кумух произносится как Гъумук или Гъази-Гъумук , что соответствует русскому Гумук , Кумух , Кази-Кумух и Гази-Кумух . В разговорной речи употребляется форма Гъумучи или Гъази-Гъумучи .
П. К. Услар сообщал: «Главное селение лаков называется Гумук (Кумух); лаки ранее других горских племен приняли ислам , чрез что приобрели право на почетное прозвище газы (воюющие за веру). Из соединения прозвища и названия главного селения произошло этническое Казикумух или Казыкумык» . Однако Л. И. Лавров ставит под сомнение, что «лакцы первыми в Дагестане по доброй воли приняли ислам», и по его мнению это не соответствует действительности .
Расположено в Центральном Нагорном Дагестане, на реке Казикумухское Койсу , в 96 км к юго-западу от города Махачкала .
1895 | 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 |
---|---|---|---|---|---|---|
2872 | ↘ 1746 | ↗ 2388 | ↘ 1981 | ↗ 2088 | ↘ 1869 | ↗ 1965 |
2002 | 2010 | |||||
↗ 2483 | ↘ 1930 |
Этнический состав (2002 г.):
По мнению лакского историка Ильяса Каяева, в Кумухе много фамилий, которые ведут свое происхождение от лезгин .
Первые достоверные сведения о Кумухе относятся к VI веку н. э., когда Кумух был в составе Сасанидской империи .
По легендарном версии (подвергнутой сомнению известными специалистами ) в 734 году Кумух вошёл в состав Арабского халифата . Генерал-историк В. А. Потто (1899 г.) сообщал: «Арабы поставили правителем лаков некоего Шах-Бала » . В местной летописи «История Маза » кумукские эмиры вели войну с правителем Кайтага Амир Чупана Мазинского, который взял Кумук, и назначил туда правителя из числа своих близких «из ханско-хаканских поколений», являвшегося при этом человеком из потомства Аббаса ( арабов-курейшитов ) .
В 778 году была построена Кумухская джума-мечеть и в Лакии утвердился ислам . Шамхалы Кумуха, вероятно, приняли ислам в конце XIII века, когда в истории начинаются их мусульманские имена.
Впоследствии Кумух получил приставку «Гази», т. е. распространители Ислама. Наименование «Гази-Кумух» впервые упоминалось в конец XIV века. Кумух был торговым и политическим центром Нагорного Дагестана , летней резиденцией шамхалов , а затем столицей Казикумухского ханства . В 1820 году Кумух стал частью России.
Кумух является историческим центром лакцев.
В XIX веке основным рынком сбыта продуктов населения Казикумухского ханства был базар в Кази-Кумухе, где можно было увидеть не только лакцев со своими товарами, но и аварцев, даргинцев и лезгин. Казикумухцы производили медные водоносные кувшины и другие изделия. Кази-Кумух был одним из центров производства оружия.
О. В. Маркграф, один из ответственных деятелей комитета по кустарным промыслам Кавказа, писал в своей книге «Очерк о кустарных промыслах Северного Кавказа в 1882 г.» — «В далеком прошлом аул Кумух заслуженно прославился как своего рода столица и производственный центр округа, известный самыми изящными образцами оружейного искусства».
Лакские кустари занимались в основном оружейным промыслом. После окончания Кавказской войны началось развитие других видов кустарных промыслов — обработка золота и серебра, производство обуви и одежды, лудильное и медное дело. Особо славились изделия из серебра и золота, отделанные эмалью и слоновой костью кумухских мастеров. В одном Кумухе было 150 ювелиров.
Посетивший в 1882 году Кази-Кумух российский учёный Д. Н. Анучин, заслуживший всемирный авторитет исследованиями в области археологии и этнографии, писал: «Кази-Кумух аул вообще мало посещаемый, между тем один из известнейших в Дагестане. Жители занимаются отчасти земледелием, но более промышленностью, изготовлением и отделкой оружия, медной посуды, а также торговлей».
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В конце XIX века лакцы, как и многие другие народы Дагестана и в общем Кавказа, уезжали на заработки в разные города России. В 1868 году А. В. Комаров писал, что из Казикумухского округа «почти все взрослые мужчины отправляются искать себе работу в разные места». Всемирную славу завоевали лакские ювелиры братья Гаджи и Ханаки, которые прославились по выделке шашек и щитов [ источник не указан 2656 дней ] . На парижской выставке в 1889 году экспонировался медный рукомойник с фонарем работы лакского мастера Али-Буты Шабана. Известны имена других мастеров Кумуха — Мунчаев, Абдурахман Шахшаев, Гаджи Магомед. В Кутаисской губернии число зарегистрированных лакских ювелиров было свыше 50 человек, Тифлисской — 120 человек. В самом Тифлисе — более 90 человек.
Из лакских оружейников известными стали тухумы Абдулла Акиевых, Гузуновых и Малла-Омаровых. Осман Омаров — мастер холодного оружия, родом из лакского селения Гази-Кумух, имел мастерскую во Владикавказе, в которой работали 15—20 рабочих. Клинки мастерской Османа высоко ценились и пользовались наибольшей популярностью. Частыми заказчиками были казаки. Гузун Гузунов (1844—1913) — уроженец лакского селения Гази-Кумух, мастер холодного оружия и серебряных дел, руководил мастерской вместе с братом Дурпалом. В 1889 году в мастерской Гузунова работало 20—30 человек. Мастерская Гузунова изготавливала шашки , сабли , кинжалы , пистолеты , кобуры, а также мужские и женские пояса . В Гази-Кумухе родился, учился и позже преподавал в медресе лакский просветитель Али Каяев .
Сельхозпредприятия, строительные организации, школа и больница.
Здесь важен ... факт существования в горах Дагестана политического объединения горских народов с тюрками, предками кумыков, которое называлось «Горной страной» (Тавйяк). В качестве центров этого политического образования источники называют два населенных пункта — Гумик и Хунзах.