Испанские Бурбоны
- 1 year ago
- 0
- 0
Испанские эмигранты в СССР — граждане Испанской Республики , которые эмигрировали в СССР в 1939 году, после поражения республиканцев в гражданской войне .
26 марта 1939 года было принято постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «О въезде в СССР испанцев, интернированных во Франции », в котором разрешался въезд не более 500 человек. Всего в СССР эмигрировало не более 5 тыс. испанцев, учитывая членов семей эмигрантов, но не считая эвакуированных в СССР испанских детей . В том числе, в СССР остались около 200 лётчиков республиканских ВВС, проходивших обучение в военно-летной школе в Кировабаде , а также около 240 моряков республиканского торгового флота .
Приёмом всех политических эмигрантов в СССР ведала советская секция Международной организации помощи борцам революции ( МОПР ). Она занималась вопросами переезда на территорию СССР, трудоустройства эмигрантов, оформления для них вида на жительство или принятия ими советского гражданства, помогала им одеждой и обувью . Первые месяцы в СССР испанские эмигранты провели в домах отдыха, а те, у кого было подорвано здоровье после французских лагерей для интернированных, прошли лечение в санаториях .
Взрослые эмигранты, в основном, не принимали советского гражданства , тогда как эвакуированные испанские дети почти все стали советскими гражданами .
Функционеры КПИ и группа военных, направленная на обучение в Академию им. М. В. Фрунзе , материально были обеспечены лучше, чем другие эмигранты, значительная часть которых работала на заводах рабочими. Вплоть до начала 1947 года некоторые получали пособия от МОПР .
Так как подавляющее большинство испанцев к началу Великой Отечественной войны не были советскими гражданами, призыву они не подлежали , но многие воевали на стороне СССР добровольцами. Так, в Отдельной мотострелковой бригаде особого назначения НКВД СССР , из состава которой формировались разведывательно-диверсионные отряды, забрасываемые в тыл врага, было 119 испанцев и 6 испанок. Энрике Листер , воевавший под именем Эдуарда Эдуардовича Лисицына, в 1944 году получил звание советского генерал-майора. Всего в составе РККА воевали около 800 испанцев, в том числе свыше 70 авиаторов. Согласно данным, которые предоставил московский Испанский центр, 151 из них погиб и 15 пропали без вести.
В 1956 году звание Героя Советского Союза было посмертно предоставлено Рубену Ибаррури , погибшему в 1942 году .
В 1946—1947 гг. была предпринята попытка переселения части испанских эмигрантов (464 человека) в Крым для создания там сельскохозяйственных кооперативов , однако это окончилась провалом .
Некоторые эмигранты разочаровались в советском режиме, проявляли диссидентские настроения . Тем не менее, испанцев практически не коснулись политические репрессии , а основной причиной преследований, которым некоторые из них подвергались, было их стремление выехать из СССР . Например, в 1948 году испанский военный летчик Хосе Антонио Туньон Альбертос попытался бежать из СССР в дипломатическом багаже посольства Аргентины , но неожиданно в полёте стал задыхаться и обнаружил себя. Его приговорили к 25 годам лагерей за «измену Родине». По его показаниям затем был арестован Хулиан Фустер .
Испанские эмигранты старались постоянно держаться вместе как на работе, так и в свободное время. В Москве они часто собирались по выходным в кафе при Доме актёра на улице Горького , д. 14. Москвичи стали называть его «кафе Мадрид» .
С 1947 по 1956 год эмигранты собирались в клубе имени Чкалова при московском авиазаводе № 30 . Там возник небольшой культурный центр эмигрантов, у истоков которого стояли Луис Балагер, Хесус Саис и Энрике Сафра .
В начале 1960-х годов в Москве был создан Испанский центр. Он много раз переезжал и в итоге занял два этажа в здании по адресу: ул. Кузнецкий мост , д. 18/7, где находится и поныне. До середины 1980-х годов он оставался местом встреч тех немногих испанцев, которые продолжали жить в Москве .
С 1956 года, когда стало возможным вести прямую переписку с Испанией, советский и испанский Красные Кресты добивались у франкистского испанского правительства разрешение на предоставление советским испанцам виз, чтобы те могли навестить родных и близких, о которых они ничего не знали в течение 20 лет .
Летом 1956 года Франко объявил амнистию для эмигрантов и разрешил им вернуться в Испанию. В течение 1956 года в Испанию из СССР вернулось 1692 человека, в 1957 году на родину вернулось ещё примерно 250 человек. Но более половины из них, не сумев приспособиться к испанской жизни, вскоре вернулись обратно в СССР . Некоторые репатрианты были арестованы и высланы из Испании по обвинению в подрывных действиях . С 1957 по 1991 год в Испанию вернулось чуть больше 125 «советских испанцев». С 1991 по 1994 год в Испанию вернулись ещё около 160 человек; далее точная статистика отсутствует .
В марте 1957 года в Испании в рамках особых отношений США с Испанией был создан Центр специальных исследований для сбора и обработки информации об СССР, поступающей от репатриантов. Так началась операция ЦРУ , получившая название Project Ninos («Проект Дети»). За четыре года, по рассекреченным ЦРУ данным, было опрошено 1800 человек и получено около 2 тысяч «позитивных» разведывательных отчетов. Из тех репатриантов, кто вернулся обратно в СССР, некоторые были завербованы ЦРУ в качестве агентов. КГБ перлюстрировал переписку вернувшихся, прослушивал их телефонные разговоры, устанавливал за ними наружное наблюдение, сотрудники КГБ тайно проникали в квартиры находившихся под подозрением, но с поличным так никого и не поймали. Несколько завербованных ЦРУ сами явились с повинной .