Манро-Фергюсон, Рональд, виконт Новар
- 1 year ago
- 0
- 0
Мастема ( геэз መኰንነ፡ መሰቴማ , др.-евр. מַשְׂטֵמָה ) — в еврейской мифологии ангел, преследующий зло, от имени Бога осуществляющий наказание, искушающий людей, проверяя их веру. В « Дамасском документе » (CD 1-xvi:4-5) и в Кумранских рукописях (4Q Pseudo-Jubilees 225—226) выступает в качестве ангела бедствия, «отца всех зол», и льстеца Божия. Персонаж впервые появляется в псевдоэпиграфической и апокрифической еврейской литературе , как персонификация библейского термина др.-евр. משטמה mastemah , упомянутого в « Книге пророка Осии » ( Ос. ), и означающего «ненависть», «противоречие», «враждебность», «неприязнь», «преследование», и восходящего вероятно к существительному др.-евр. משטם mastim — «тот, кто противостоит», «тот, кто враждебен» , которое в свою очередь происходит от глагола др.-евр. שטם — «ненавидеть», «питать неприязнь» .
7 Пришли дни посещения, пришли дни воздаяния; да узнает Израиль, что глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного, по причине множества беззаконий твоих и великой враждебности . 8 Ефрем — страж подле Бога моего; пророк — сеть птицелова на всех путях его; соблазн в доме Бога его.
( Ос. )
4 по их юбилеям и в их седьмицах. И в день, когда и человек возложит на себя обратиться 5 к Учению (Торе) Моисея, Ангел-Супостат (Мастема) отступит от него, если он исполнит свои слова.
(CD 1-xvi:4-5)
7 И [Авраам] 8 по[верил] Богу, и покорно подчинился воли его. Сын родился по[сле] этого 9 [у Авраа]ма и он назвал его Иссаком. Но начальный Ма[с]тема прибыл 10 [к Б]огу, и он сново пожаловался на Авраама завидуя об Иссаке. И [Б]ог сказал 11 [Авра]аму, «Возьми своего сына Иссака, [твоего] единственного, [которого] 12 [ты лю]бишь, и принеси его мне как всесожжение на одной из [высоки]х гор, 13 [на которую я укажу] тебе». Он вс[тал и п]оше[л] к колодезю у го[ры Мориах]. 14 […] И Ав[раам] поднял
(4Q Pseudo-Jubileesa (4Q 225) фрагмент 2)
1 [свои гла]за, [и там был] огонь; и он да[л дрорва своему сыну Иссаку, и они пошли вместе] 2 Иссака сказал Аврааму, [своему отцу, «Вот — огонь и дрова, но где — агнец] 3 для всесожжения?» Авраам сказал [своему сыну Иссаку, Господь сам усмотрит агнца".] 4 Иссак сказал своему отцу, "С[вяжи меня крепко] 5 Святые ангелы стояли, плача у [алтаря]… 6 своих детей из праха. Ангелы Мас[темы] 7 возрадовались и сказали «Теперь он погибнет». И [всем этим начальный Мастема испытает] 8 его, будет ли он слабыми, или станет А[враам] неверными [Богу. Он взмолился,] 9 «Авраам, Авраам!» И он сказал, «Да?» Тогда Он сказал, «Т[еперь я знаю что] 10 ты мне верен». Господь Бог благословил Ис[сaaка на все дни его жизни. И он стал отцом] 11 Иакова, и Иаков стал отцом Левия, [третьего] поко[ления] (вакат) Все] 12 дни Авраама, Иссака, Иаков, и Лев[ия были] 13 Начальный Мастема посрамился из[-за них]. Святые ангелы были… 14 Начальный Ма[с]тема , и Велиар, которого слушается [ начальный Мастема (?)]
(4Q Pseudo-Jubileesb (4Q 226))
Наиболее полно мифологический образ персонажа раскрыт в псевдоэпиграфе II века до н. э. « Книге Юбилеев », согласно которой Мастема — злой князь духов (демонов), порожденных душами гигантов-потомков дочерей бездуховных рода Каина и сынов Божиих ( др.-евр. בני האלהים — бней Элохим), противостоящий ангелу присутствия во время связывания Исаака и во время Исхода. Его действия и имя представляют его как сатану — «противника», однако все-таки больше как сатану , описанного в « Книге Иова », выполняющего поручения Бога , чем Сатану , который в более поздних традициях представлялся как ярый противник Бога . Персонаж Велиала , упоминаемый дважды в «Книге Юбилеев» (Юб. 1:20, Юб. 15:33), вероятно идентичен Мастеме .
В контексте повествования, Мастема вмешивается в процесс отправки всех злых духов в вечное заключение, запланированный Богом после библейского потопа , и о котором молился Ной , желавший чтобы его потомков духи больше не беспокоили (Юб. 10:5-6). Мастема упросил Бога позволить ему остаться, чтобы контролировать хотя бы десятую часть тех духов, осуществляя свою власть в целях развращения и введения в заблуждение людей перед Божьим судом , так как зло сынов человеческих велико (Юб. 10:7-11). В этом смысле автор Книги Юбилеев всю ответственность за моральное падение и разложение сынов человеческих как бы перекладывает на падших ангелов и их потомков — духов (демонов), подчиненных Мастеме, которым люди стали поклоняться вместо Бога, самого же князя Мастему выставляет искусителем человечества с божественного разрешения .
Мастема наслал птичью чуму на землю во времена Фарры (Юб. 11:10). Позже Мастема советовал Богу испытать Авраама (Юб. 17:15-16) так же, как сатана в «Книге Иова» хотел испытать Иова (см. Иов. ). Когда Авраам готовился пожертвовать своего сына Исаака , Мастема стоял рядом и был посрамлен выдержавшим испытание Авраамом (Юб. 17-18). На смертном одре Исаак обещает, что духи Мастемы не будут иметь никакой силы, чтобы они смогли увести Иакова и других потомков от Яхве .
Неясный пассаж « Книги Исхода » ( Исх. ), в котором Яхве встретив Моисея пытается убить его, в «Книге Юбилеев» переосмысливается, приписывая это нападение Мастеме (Юб 48:1-3). Там утверждается, что Мастема помогал египетским священнослужителям противостоять Моисею (Юб. 48:9). Упоминается также, что Мастема был скован, когда израильтяне покидали Египет , но потом он же вдохновил египтян преследовать израильтян вплоть до самой их гибели в водах Красного моря (Юб. 48:9, Юб. 48:15-19)). Смерть первенцев египтян также приписывается губительным действиям князя Мастемы , в то время, как согласно «Книге Исхода» первенцы поражены шаха́том ( др.-евр. שחת , ивр. שָׁחַת — «губитель») ( Исх. ). Повествование называет его князем-покровителем Египта (Юб. 48:12), по аналогии с ангелом Даниэлем, князем-патроном Греции и Персии , или с упомянутыми в « Третьей книге Еноха » ангелами , князем-защитником Персии и Саммаэлем — покровителем Рима (3 Ен. 26.12).