Interested Article - Фотография и внелогическая форма

Фотография и внелогическая форма книга российского искусствоведа . В книге изложена исследовательская концепция, которая обращает внимание на иррациональную основу фотографии. Исследование рассматривает фотографию как инструмент, обнаруживающий иррациональный и архаический принцип мышления . Одна из ключевых работ в области теории фотографии .

Книга представляет собой сборник эссе , опубликованных в 2010-е годы в академических изданиях , в том числе — в Вестнике Санкт-Петербургского университета , журнале « Неприкосновенный запас » и др. Тексты затрагивают аспекты единой темы и поднимают общую проблему феномена внелогического в фотографии. В качестве отдельной книги опубликована издательством « Новое литературное обозрение » в 2019 году.

Общая характеристика

Исследование рассматривает фотографию как феномен , в котором важна не только визуальная, но и смысловая составляющая. Основа концепции — представление фотографии иррациональной системой, которая использует внелогическую форму как базовый механизм. Концепция книги синтезирует теорию фотографии и теорию мышления, рассматривая рациональное и внелогическое единым механизмом. В фотографии внелогическая форма может быть рассмотрена как часть цивилизационного сознания. Фотографическая система обнаруживает, что формы мышления, традиционно определявшиеся как архаические, являются неотъемлемой компонентой современного сознания.

Фотография и внелогическое: общие принципы

Современная аналитическая система считает своей основой логическое мышление: на его принципах построено рациональное знание. Концепция принадлежности фотографии внелогической системе связывает кадр с пространством иррационального.

Фотография, как и многие другие цивилизационные формы, сохраняют элементы дологического сознания . Эта концепция была частично представлена в работах Ролана Барта , Жана Бодрийяра , Розалинды Краусс и последовательно сформулирована в книге «Фотография и внелогическая форма». Концепция основана на исследовании принципов внелогического сознания, начатого Эрнстом Кассирером , Люсьеном Леви-Брюлем и Клодом Леви-Строссом . В исследовании Екатерины Васильевой речь идет о способности фотографии поддерживать внелогическую систему. Фотография нарушает принцип языка и значения, изменяет привычную преемственность времени, иначе определяет систему и структуру пространства.

Идея знака и система языка

Книга обращает внимание на тот факт, что фотография заметно нарушает языковой принцип. Фотография не может воспроизводить языковой принцип обмена между означающим и означаемым и обращает на себя внимание как феномен, который специфически формирует структуру смысла . Это наблюдение в своих исследованиях высказывали и другие исследователи. Екатерина Васильева обращает внимание, что фотография не может выступать как знак и не может использовать систему образования смысла, заложенную в языке. Фотография демонстрирует принцип формирования значения , не зависимый от конструкции знака. Книга подчеркивает, что феномен фотографического значения характеризует смысловая неопределенность. Фотография демонстрирует возможность существования принципа , не связанного с монетарной или языковой системой.

Фотография и категориальный строй мышления

Фотография нарушает стандартную таксономическую модель и преодолевает систему категориального мышления. Категории, обобщения и понятия в фотографии вытеснены буквальными изображениями. В фотографии невозможно общее представление предмета. Кадр дает возможность конкретного изображения данного предмета.

В фотографии принцип системы и структуры заменен идеей буквального перечня . Это сближает фотографию как с архаическим мышлением, так и с современными принципами предметного сознания.

Фотография и таксономическая модель

Фотография нарушает принципы классификации , принятые в цивилизационной системе и подчиненные категориальному или иерархическому мышлению . Фотографическое изображение не поддерживает систему корневого таксона и находящихся ниже классифицируемых объектов. Цивилизационное мышление представляет собой иерархию соподчиненных понятий. Фотография оперирует принципами, которые не связаны между собой обстоятельствами соподчинения. Фотография формирует принципиально иную модель: она использует не генеральные или обобщающие понятия, а представляет собой буквальный перечень конкретных, часто второстепенных, объектов. Этот буквальный перечень (или представление) конкретных объектов не может быть использован как элемент соподчиненных категорий . Исследователи обращают внимание на то, что принцип обобщения , на котором построена таксономическая система, в фотографии не возможен. Фотография обращена к конкретным предметам, а не к их обобщению и систематизации . «Классификация — … это разделение главного и второстепенного. Таксономическая модель предполагает порядок приоритетов, иерархию важного и незначительного, основного и периферийного». Исследователи обращают внимание на то, что фотография, фактически, не допускает возможность подобного деления.

Фотография и категория времени

Фотографию часто рассматривают одним из тех феноменов , который обнаруживает специфическое положение в системе времени . Фотография не опровергает шаблон линейного времени, но и не поддерживает его. Фотографии свойственно несоответствие системе времени, привязанной к преемственности прошлого, настоящего и будущего. «Снимок видит временной поток набором обособленных «теперь», которые нарушают идею линейности, выстраивают хаотичную среду», — замечает исследователь фотографии Екатерина Васильева. Фотография радикально смешивает акценты между прошлым , настоящим и будущим : кадры как события могут быть выстроены в любой последовательности. Одновременно с этим, фотография всегда принадлежит настоящему и, в то же время, всегда связана с прошлым.

Нарушение хронологической структуры внутри фотографии связано с утопическим временем. «Фотография — не копия реального, а эманация прошлой реальности», — пишет Барт.

Фотография и проблема изображения пространства

Исследование исходит из предположения, что фотография использует специфическую модель пространства . Ее особенность заключается не только в способности переводить трехмерный объем в двухмерное изображение, но и в способности представлять пространство как специфическую структуру. Фотография не воспроизводит пространство единым организмом, а рассматривает его как набор фрагментов . Фотография представляет элементы пространства как качественно различные, разрушая представления о мире как о единой системе . Такой способ представления пространства можно считать типичным для архаических систем и мифологического сознания. «Фотография фиксирует окружающее пространство как набор фрагментов». Автор книги отмечает, что живописное пространство обращается к идее целого. Схожие наблюдения высказывали и другие авторы. «Фотография открывает пространство как форму оптической иллюзии, все дальше удаляясь от идеи, связанной со стеной картины». Фотографическая система сталкивается с той же системой, что и мифологическое пространство: его части отрывочны и не связаны друг с другом ни содержательно, ни логически . Фотография разделяет физическое пространство на фрагменты и конструирует на их основе новую пространственную среду.

Особое значение в фотографии приобрел эффект «метафизической пустоты». Примером метафизического представления пространства могут служить фотографии Эжена Атже .

Исчезновение принципа топографического описания становится одним из принципов фотографии.

Фотография и проблема присутствия

Фотография представляет собой специфический парадокс с точки зрения обстоятельства присутствия . Автор книги обращает внимание, что говоря о фотографии, мы не всегда понимаем, что значит «есть» и что значит «нет». В частности, Мартин Хайдеггер говорил о возможности определять бытие временем, а время бытием. Когда составляющие этой связи нарушены, идея присутствия и существования в фотографии выступает, как парадокс , а не как данность. Фотография, которая изначально нарушает картину времени, демонстрирует парадоксальную ситуацию с точки зрения картины присутствия. Если в фотографии нарушена картина времени, сложно определить применительно к кадру, что значит «есть». Исследование определяет специфику фотографии как нарушение единства бытия и времени .

Критика

Критика оценивает книгу как важный прецедент в области теории фотографии . Критики оценивают книгу как исследование, связанное с попыткой рассматривать фотографию частью иррациональной системы в культуре сегодняшнего дня. Исследователи полагают, что книга — «одна из немногих за последние годы попыток отойти от традиционных исследовательских шаблонов, сложившихся в области изучения фотографии». Критики считают, что исследование формирует собственную аналитическую программу и формирует новый аналитический вектор в исследовании фотографии.

Критики отмечают важность концепции для изучения современной культуры в целом. «Исследование Васильевой показывает наличие в ряде медиафеноменов современной культуры элементов, обладающих собственной активностью и логикой, неподвластной человеческой рациональности».

Библиотечный регламент

Книга «Фотография и внелогическая форма» представлена в собраниях следующих библиотек:

См. также

Примечания

  1. Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019.
  2. Дата обращения: 31 августа 2020. 4 декабря 2019 года.
  3. . Дата обращения: 31 августа 2020. 28 ноября 2020 года.
  4. Степанов М. А. Образ вне Logos’а // Международный журнал исследований культуры. 2019. № 3. С. 231–235.
  5. «Фотография и внелогическая форма» Екатерины Васильевой — логика смыслов // Рецензия сайта photographer.ru, 2020.
  6. Рецензия сайта photographer.ru, 2020.
  7. Lévy-Bruhl L. La mentalité primitive. Paris: Félix Alcan, 1922.
  8. Lévi-Strauss C. Le Totémisme aujourd’hui. Paris: PUF, 1962.
  9. Стеблин-Каменский М. Миф. Л.: Наука, 1976.
  10. Barthes R. Camera Lucida. New York: Hill & Wang, 1980.
  11. Baudrillard J. La Photographie ou l’Écriture de la Lumiere: Litteralite de l’Image // L’Echange Im-possible. Paris: Galilée, 1999. P. 175–184.
  12. Krauss R. Le Photographique : Pour une théorie des écarts. Paris: Macula, 1990.
  13. Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen , Bd 1—3, Вerlin: Bruno Cassirer, 1923—1929.
  14. Lévy-Bruhl L. La mentalité primitive. Paris: Félix Alcan, 1922.
  15. Barthes R. Camera Lucida. New York: Hill & Wang, 1980
  16. Петровская Е. Теория образа. М.: РГГУ, 2010.
  17. Богданова Н. Фотография как язык: к вопросу о специфике прочтения // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология. » – 2016. – № 1(19) стр.63 - 72.
  18. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики (1916). М.: Едиториал УРСС, 2004.
  19. Васильева Е. Идея знака и принцип обмена в поле фотографии и системе языка // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2016. Серия 15, вып. 1. С. 4–33.
  20. Пирс Ч. Что такое знак? (1894) // Вестник Томского государственного университета. Сер. «Философия. Социоло-гия. Политология». 2009. № 3 (7). С. 88–95.
  21. Там же
  22. Durkheim E. Les Formes élémentaires de la vie religieuse : le système totémique en Australie, Paris: Félix Alcan,1912
  23. Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019, c. 19.
  24. Васильева Е. Фотография и феномен времени // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2014. вып. 1. С. 64–79.
  25. Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019, c. 65.
  26. Barthes R. Camera Lucida. New York: Hill & Wang, 1980, p. 133.
  27. Краусс Р. Дискурсивные пространства фотографии // Розалинда Краусс. Фотографическое: Опыт теории расхождений. М.: Ad Marginem, 2014. С. 48 — 78.
  28. Nesbit M. Atget’s Seven Albums. New Haven; London: Yale Publications in the History of Art, 1993.
  29. Пропп В. Исторические корни Волшебной Сказки. Л.: Издательство ЛГУ, 1946.
  30. Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019, c. 27.
  31. Васильева Е. Ранняя городская фотография: к проблеме иконографии пространства // Международный журнал исследований культуры. 2019. № 4 (37). С. 65-86.
  32. Baudrillard J. La Photographie ou l’Écriture de la Lumiere: Litteralite de l’Image // L’Echange Impossible. Paris: Galilée, 1999. P. 175–184.
  33. Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019, c. 32.
  34. Васильева Е. Эжен Атже: художественная биография и мифологическая программа // Международный журнал исследований культуры, № 1 (30) 2018. С. 30 — 38.
  35. Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019
  36. Хайдеггер М. Время и бытие. (1968) // Время и бытие. Статьи и выступления. М.: Республика, 1993, c. 392.
  37. Рецензия сайта photographer.ru, 2020.
  38. от 4 декабря 2019 на Wayback Machine Союз фотохудожников России.

Литература

  • Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019. — 312 с.
  • Степанов М. А. Образ вне Logos’а // Международный журнал исследований культуры. 2019. № 3. С. 231–235.
  • «Фотография и внелогическая форма» Екатерины Васильевой — логика смыслов // Рецензия сайта photographer.ru, 2020.
  • Рецензия на книгу Екатерины Васильевой «Фотография и внелогическая форма» // . 2019.
  • В издательстве «НЛО» вышла книга Екатерины Васильевой «Фотография и внелогическая форма» // .

Ссылки

  • Книга на Google books
  • Союз фотохудожников России.
  • на сайте Артгид
  • Рецензия сайта photographer.ru, 2020.
Источник —

Same as Фотография и внелогическая форма