Березин, Эвелин
- 1 year ago
- 0
- 0
Дама Эвелин Элизабет Энн Гленни ( англ. Evelyn Elizabeth Ann Glennie ; род. 19 июля 1965 года в Абердине , Шотландия ) — шотландская перкуссионистка и композитор.
Родилась на ферме . Отец — аккордеонист в клубе шотландских танцев. Училась играть на гармонике и кларнете. К 11-летнему возрасту потеряла 90 % слуха, однако отказалась оставить занятия музыкой и перешла на ударные инструменты. Окончила Королевскую академию музыки в Лондоне . Сильное влияние на неё оказали Гленн Гульд , Жаклин дю Пре , индийский перкуссионист .
В 1988 выпустила первую запись, Сонату для двух фортепиано и ударных Белы Бартока , получившую премию Грэмми . В репертуаре Гленни адаптации классического репертуара (например, концерт для флейты с оркестром Антонио Вивальди , переложенный ею для вибрафона) и произведения современных композиторов ( Джона Маклеода , Небойши Живковича , Кэйко Абэ и др.), многие из которых написаны специально для неё. Исполняет также сочинения Дариуса Мийо , , Эркки-Свена Тююра и др.
Записывала с Бьорк её альбом Telegram , играла с прежним гитаристом рок-группы Genesis Стивом Хэкеттом . Среди её партнеров — Стинг , , Мюррей Перайя , Георг Шолти , Леонард Слаткин , Эмануэль Акс . Часто играет босиком, чтобы чувствовать музыку телом (этому посвящено её ставшее знаменитым, переведённое на многие языки «Эссе о слухе» ). Концертный график Гленни необыкновенно плотен, она играет в разных странах мира до 100 концертов в год.
В 1990 году Гленни выпустила автобиографию «Добрые вибрации» ( англ. Good Vibrations ).
В 2016 году вышел фильм « Альтамира », музыку к которому она написала совместно с Марком Нопфлером .
Гленни удостоена премии « Грэмми » за лучшее исполнение камерной музыки ( 1989 ) и множества других наград. В 2015 году Гленни стала лауреатом международной премии Polar Music Prize . Офицер ( 1993 ) и кавалерственная дама Ордена Британской империи ( 2007 ). Почетный доктор нескольких британских университетов. О ней снят фильм «Коснуться звука» с участием Фреда Фрита ( 2004 ) .
Критика разных стран, в том числе и российская, не скупится на восторженные отзывы о творчестве Гленни. Так, газета «Невское время» писала о её выступлении на санкт-петербургском фестивале « » в 2002 году :
если бы со слухом у неё было все благополучно, игра её всё равно производила бы ошеломляющее воздействие поразительной тонкостью оттенков и магнетизмом. Когда она играла переложенный ею для вибрафона Флейтовый концерт Вивальди, казалось, волшебный ветерок- зефир колеблет источающие аромат цветы. Когда же звучал Концерт для малого барабана с оркестром Массона, было ощущение, что дико разбушевавшиеся стихии колеблют филармонические колонны. То был пример музицирования, осенённого высшей одухотворённостью, пример, которому трудно подражать, которым молодые, однако, могут вдохновляться .
Известный музыкальный критик Михаил Фихтенгольц отмечал в связи с московским выступлением Гленни:
она ошеломила не столько своей ритмической экспрессией, сколько невероятно точным ощущением (какое, наверное, и бывает только у глухих людей) звука — звука как такового, способного расти, меняться, исчезать, истаивать, пугать, успокаивать, ошарашивать, интриговать .