Миллар, Марк
- 1 year ago
- 0
- 0
Грегори Миллар ( англ. Gregory Millar , настоящая фамилия Ману́сос , англ. Manoussos , от греч. Μανούσος ; 1925 , Принс-Альберт , Канада — 2002 ) — американский дирижёр.
Сын грека-иммигранта Майкла Манусоса и франко-канадской матери Терезы Брюно, у которой получил начальное музыкальное образование. Во время Второй мировой войны служил в Вооружённых силах Канады, был ранен. Демобилизовавшись, поступил в Университет Британской Колумбии , где стал сперва концертмейстером студенческого оркестра, а затем и его дирижёром; частным образом занимался скрипкой также у Жана де Риманози . В 1945 году был замечен посетившим Ванкувер Леонардом Бернстайном , порекомендовавшим молодому музыканту продолжить дирижёрскую карьеру. В 1948—1951 гг. руководил музыкальной программой Сент-Луисского университета .
Затем перебрался в Сан-Франциско , где в 1951 году основал собственный коллектив под названием Маленький симфонический оркестр ( англ. Little Symphony ), осуществил с ним ряд премьер (в частности, Концерта для фортепиано с альтами, виолончелями и контрабасами , 1957 ). Одновременно в 1953—1959 гг. возглавлял Монтерейский симфонический оркестр , спорадически дирижировал и другими составами. Осуществил с Маленьким симфоническим оркестром первую запись «Двенадцати греческих танцев» Никоса Скалкотаса (1957) , перевыпущенную в 2020 году. В 1954 году однажды выступил на сцене , исполнив крохотную партию узника в опере Людвига ван Бетховена « Фиделио » . Одновременно выступал в городских ночных клубах как певец-пародист, вместе с комиком .
В 1960 году ненадолго возглавил оркестр в городе (Калифорния), но вскоре по приглашению Бернстайна занял место ассистента дирижёра в Нью-Йоркском филармоническом оркестре . В ходе концерта в Карнеги-холле заменил почувствовавшего себя нездоровым Бернстайна, имея 4 минуты на подготовку, и продирижировал Роберта Шумана . Эпизод получил освещение в прессе, журнал Time воспроизвёл фразу Бернстайна по поводу Миллара: «[Настоящего] дирижёра сразу чуешь» ( англ. You can smell a conductor ) . В том же году принял участие в конкурсе на должность главного дирижёра Симфонического оркестра Каламазу , в ходе пробного концерта продирижировав, в частности, Концертом для кларнета с оркестром Аарона Копленда с Бенни Гудменом как солистом.
В 1961—1968 гг. возглавлял Симфонический оркестр Каламазу. Расширил концертную практику коллектива, учредив концерты для детей и открыв программу «Звёздный свет» ( англ. Starlight ), концерты которой, с участием звёзд неакадемической музыки (таких, как Дюк Эллингтон и Макс Роуч ), проходили под открытым небом, на крыше огромного крытого парковочного комплекса. С оркестром регулярно выступали в качестве солистов собственные музыканты — прежде всего, пианистка Элис Маллен (1918—2006) и скрипач, концертмейстер Волдемарс Рушевиц .
В 1968—1973 гг. главный дирижёр Симфонического оркестра Гранд-Рапидс ; среди новинок, внесённых им в репертуар оркестра, были Фантастическая симфония Гектора Берлиоза , Концерт для оркестра Белы Бартока , оратория Уильяма Уолтона «Пир Валтасара» . В 1969 году оркестр под управлением Миллара исполнил премьеру небольшой пьесы Аарона Копленда «Приветственные фанфары» ( англ. Inaugural Fanfare ), заказанной городскими властями для церемонии открытия установленной в Гранд-Рапидсе скульптуры Александра Колдера «Высокая скорость» . Одновременно в 1966—1977 гг. руководил , в 1976 г. вновь вернулся к музыке Марги Рихтер, исполнив в Тусоне премьеру её сочинения «Умственные ландшафты, I» . Затем в 1978—1981 гг. возглавлял .